Рулевое управление транспортного средства с двумя управляемыми мостами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к рулевым управлениям транспортными средствами с двумя управляемыми мостами, в частности к рулевым управлениям специальных сельскохозяйственных тракторов, Цель изобретения - повьппение надежнос.ти в работе. Рулевое управление содержит трубу 1 рулевой колонки, в которой концентрически установлены рулевые валы 6 и 7, снабженные жестко закрепленными на них зубчатыми венцами 8 и 9, Верхний конец рулевого вала 7 жестко соединен с рулевым колесом 10, а нижний посредством карданного вала - с рулевой трапецией одного из управляемых мостов. На нижнем конце рулевого вала 6 жестко установлены прямозубые конические шестерни 12 и 13, заключенные в корпусе 14, подвижно установленном на валу 6, В расточке корпуса установлена шестерня-вал 17, связанная посредством карданного вала 18 с рулевой трапецией другого управляемого моста. Для.поочередного введения в зацепление шестерни-вала 17 с прямозубыми коническими шестернями 12 и 13 корпус 14 снабжен педалью переключения. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. (Л с 1C ;о со 1г м 13 КрумМ т пвции П/
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5D 4 В 62 D 7/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3967527/27-11 (22) 16.10.85 (46) 23.02.87. Бюл. У 7 (75) С.А.Беганский, М.С.Парфентьева и А.С.Парфентьев (53) 629.113.014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 380513, кл. В 62 D 7/14, 1973. (54) РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА С ДВУМЯ УПРАВЛЯЕМЫМИ МОСТАМИ (57) Изобретение относится к рулевым управлениям транспортными средствами с двумя управляемыми мостами, в частности к рулевым управлениям специальных сельскохозяйственных тракторов.
Цель изобретения — повьппение надежности в работе. Рулевое управление содержит трубу 1 рулевой колонки, в которой концентрически установлены
„„SU„„1291479 А 1 рулевые валы 6 и 7, снабженные жестко закрепленными на них зубчатыми венцами 8 и 9. Верхний конец рулевого вала 7 жестко соединен с рулевым колесом 10, а нижний посредством карданного вала — с рулевой трапецией одного из управляемых мостов. На нижнем конце рулевого вала 6 жестко установлены прямозубые конические шестерни
12 и 13, заключенные в корпусе 14, подвижно установленном на валу 6. В расточке корпуса установлена шестерня-вал 17, связанная посредством карданного вала 18 с рулевой трапецией другого управляемого моста. Для.поочередного введения в зацепление шестерни-вала 17 с прямозубыми койиЯ ческими шестернями 12 и 13 корпус 14 . снабжен педалью переключения. 2 з.п. ф-лыр 2 ил.
1291479 2
Изобретение относится к рулевым управлениям транспортными средствами с двумя управляемыми мостами, позволяющими осуществлять как раздельный поворот каждого моста, так и совместное управление ими, например, специальных сельскохозяйственных тракторов.
Цель изобретения — повышение надежности в работе.
На фиг. 1 изображена принципиальная схема рулевого управления транспортного средства с двумя управляемыми мостами; на фиг.2 — устройство рулевого управления, общий вид.
Рулевое управление содержит трубу
1 рулевой колонки, посредством неподвижной опоры 2 жестко закрепленную на полу кабины транспортного средства
ы снабженную жестко закрепленным на ее верхнем конце зубчатым венцом 3.
В трубе 1 на подшипниках 4 и 5 скольжения концентрически установлены рулевые валы 6 и 7 (причем вал 6 выполнен полым), снабженные жестко закрепленными на них зубчатыми венцами 8 и 9. Верхний конец рулевого вала 7 жестко соединен с рулевым колесом 10, а нижний посредством карданного вала 11 — с рулевой трапецией одного из управляемых мостов транспортного средства. На нижнем конце .рулевого вала 6 жестко уста-новлены прямоэубые конические шестерни 12 и 13 механизма привода, заключенные в корпусе 14, подвижно установленном посредством подшипников 15 скольжения на валу 6. В расточке корпуса 14 на подшипниках 16 установлена шестерня-вал 17, поочередно входящая в зацепление с коническими шестернями 12 или 13. Выходной конец шестерни-вала 17 посредством карданного вала 18 связан с рулевой трапецией другого управляемого моста транспортного средства.
Для поочередного введения шестерни-вала в зацепление с прямозубыми коническими шестернями 12 и 13 рулеsoro вала 6 корпус -14, в котором размещена шестерня-вал .17, снабжен педалью 19 переключения и возвратной пружиной 20, связанной с неподвижной опорой 2. Для удержания корпуса 14 в положении, когда шестерня-вал 17 находится в зацеплении с шестерней 13, педаль 19 снабжена защелкой 21, усзубчатая втулка 22 снабжена внутренним кольцевым пазом 27, ширина кото25 рого превышае- толщину зубчатого венца 3, и рычагом 28 управления, свя-занным с втулкой 22 через кольцо 29 и штифт 30. Втулка 23, снабженная круговой проточкой 31 для подпружи-.
30 ненных шариковых фиксаторов 32 разЭ мещенных в сверлениях между зубьями зубчатого венца 9, служит для соединения зубчатых венцов 8 и 9 при одновременном синхронном управлении обоими управляемыми мостами транс5
1D
?О
55 тановленной на полу кабины транспортного средства.
Зубчатые венцы 3,8 и 9, установленные соответственно на трубе 1 рулевого управления и рулевых валах 6 и 7, снабжены подвижными управляемыми зубчатыми втулками 22 и 23. Втулка
22 служит для соединения зубчатых венцов 3 и 8 (замыкания на корпус) в случае, когда управление транспорт-. ным средством осуществляется посредством одного управляемого моста и удерживается в этом положении фланцевой втулкой 24, установленной на трубе 1, подпираемой пружиной 25, размещенной в стакане 26, жестко закрепленном на трубе 1.
Для получения возможности одновременного управления двумя мостами или же одним из мостов (для разрыва жесткой связи между венцами 3 и 8) I портного средства. Для соединения зубчатых венцов 8 и 9 между собой посредством зубчатой втулки 23, последняя снабжена рычагами 33.
Управление транспортным средством с помощью предлагаемого рулевого управления осуществляется следующим образом.
Управление транспортным средством жри помощи одного управляемого моста.
Усилие поворота от рулевого колеса
10 передается рулевым валом 7 карданному валу 11 и далее рулевой трапеции. При этом рулевой вал 6 не вращается, поскольку его зубчатый венец 8 посредством зубчатой втулкой 22 сое- . динен с зубчатым венцом 3 трубы 1 рулевого управления.
Совместное синхр6нное управление мостами транспортного средства.
Для этого зубчатая втулка 23 при помощи рычагов 33 вводится в зацеплении с зубчатым венцом 8 рулевого вала 6. При этом зубчатая втулка 22
1291479
35 под действием нажимного усилия, передаваемого на нее втулкой 23, переводится в положение, когда ее внутренний кольцевой паз 27 совпадает с зубчатым венцом 3 трубы 1 рулевого управления. Благодаря этому появляется возможность совместного вращения рулевых валов 6 и 7. Зубчатые втулки
22 и 23 удерживаются в этом положении подпружиненным шариковым фиксатором 32, входящим в круговую проточку 31 зубчатой втулки 23. При этом усилие поворота от рулевого колеса- .
10 и рулевого вала 7 посредством зубчатых венцов 8 и 9 и зубчатой втулки 23 передается рулевому валу
6 и через жестко установленные на нем шестерни 12 или 13 шестерневалу 17, а через ее выходной конец— рулевой трапеции второго управляемого моста транспортного средства. Возвращение рулевого управления в исходное положение осуществляется воздействием в обратном направлении на рычаги 33 зубчатой втулки 23, на ко-
25 торую при этом через подвижную 24 и зубчатую 22 втулки воздействует пружина 25.
Комбинированное управление мостами, необходимое для предотвращения сползания транспортного средства при
его движении поперек склона, когда один из управляемых мостов устанавливается на заранее выбранный необ1 ходимый угол поворота.
Для этого посредством рычага управления 28, связанного через кольцо 29 и штифт 30 с зубчатой втулкой
22, перемещают последнюю до упора поддерживающей ее втулки 24 в ста- 40 кан 26.
При этом внутренний кольцевой паэ
27 втулки 22 располагается против неподвижного зубчатого венца 3 трубы 1 рулевого управления. В результате разрывается жесткая связь между зубчатым венцом 8 рулевого вала 6 и зубчатым венцом 3 трубы 1 рулевого уп-. равления, обеспечиваемая зубчатой втулкой 22. При повороте рычага 28 по окружности вращение через кольцо
29, штифт 30, зубчатую втулку 22 и зубчатый венец & передается рулевому валу 6,. а через установленные нанем конические шестерни 12 и 13— шестерне-валу 17 и далее рулевой трапеции управляемого моста. При завершении поворота моста на требуемый угол рычаг 28 освобождается от воздействия водителя и втулка 22 под действием пружины 25 возвращается в исходное положение (входит в зацепление с зубчатым венцом 3), восстанавливая жесткую связь между зубчатыми венцами 8 и 3, тем самым неподвижно фиксируя вал 6 в новом положении, а вместе с ним и управляемый ,мост.
Синхронный поворот мостов с изменением направления поворота одного иэ них.
Для этого корпус 14 механизма привода совместно с шестерней-валом 17 посредством педали 19 перемещается по поверхности вала 6 до введения в зацепление шестерни-вала 17 с конической шестерней 13 вала 6. Педаль фиксируется в этом положении при помощи защелки 21. При этом зубчатая втулка 23 перемещается в положение для совместного синхронного управления мостами. В результате при пово-.;. роте рулевого колеса 10 и через него рулевых валов 6 и 7 изменяется направление вращения шестерни-вала
17 а вместе с ней и управляемого моста. При освобождении педали 19 от защелки 21 корпус 14 под воздействием возвратной пружины 20 возвращается в исходное положение, при котором шестерня-вал 17 входит в зацепление с шестерней 12.
ФорМула изобретения
i. Рулевое управление транспортного средства с двумя управляемыми мостами, содержащее рулевой вал, кинематически связанный с рулевым колесом, рулевую трапецию одного из управляемых мостов, механизм управления, связанный с рулевой трапецией другого управляемого моста, и рычаг управления, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности в работе, механизм управления выполнен в виде полого рулевого вала, установленного снаружи и концентрично рулевому валу, на нижнем конце полого рулевого вала жестко закреплены конические шестерни, а перпендикулярно его оси установлена шестерня-вал, кинематически связанная с рулевой трапецией другого управляемого моста и выполненная с возможностью перемещения вдоль оси рулевого вала пос1291479
oHo снабжено подпружиненным шариковым фиксатором, установленным в зубчатой втулке, соединяющей между собой оба рулевых вала.
Составитель В.Ионова
Техред В.Кадар
Редактор А.Коэориз
Корректор С.Черни
Тираж 5б7 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 196/23
Производственно-полиграфическое предприятие, r.Óæãîðîä, ул.Проектная, 4 редством педали управления для взаимодействия с соответствующей конической шестерней, на верхних концах обоих рулевых валов и на рулевой колонке установлены зубчатые венцы, 5 соединенные между собой подвижными управляемыми зубчатыми втулками, оснащенными рычагами управления, первая иэ которых выполнена для соединения между собой двух рулевых валов, а вторая - полого рулевого вала с рулевой колонкой.
2, Рулевое управление по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что
3. Рулевое управление по пп.1 и
2, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что педаль управления выполнена с защелкой для фиксации ее в одном иэ рабочих положений, а шестернявал подпружинена для установки ее с. педалью управления в другое рабочее положение.