Болт

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для крепления крышек коренных подшипников в двигателях внутреннего сгорания. Цель изобретения - повышение надежности стопорения. Головка болта за счет выполнения фигурного шлица в виде сферического углубления и конусногй поднутрения на опорном торце имеет большую изгибную жесткость. При затяжке соединения головка работает как сферическая кольцевая пружина. Предлагаемый болт обеспечивает повышенную надежность стопорения. 3 з.п. ф-лы, 3 ил. to со 1 оо со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ÄÄSUÄÄ 1291739

А1 р4 F16В2300

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3881809/25-27 (22) 12.04.85 (46) 23.02.87. Бюл. № 7 (71) Научно-исследовательский конструкторско-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) А. Н. Гоц, С. И. Некрасов, В. А. Наговицын и А. И. Попов (53) 621.882.215.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 431328, кл. F 16 В 23/00, 1973. (54) БОЛТ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для крепления крышек коренных подшипников в двигателях внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надежности стопорения. Головка болта за счет выполнения фигурного шлица в виде сферического углубления и конусногд поднутрения на опорном торце имеет большую изгибную жесткость. При затяжке соединения головка работает как сферическая кольцевая пружина. Предлагаемый болт обеспечивает повышенную надежность стопорения. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

1291739

7

Фиг.1

Составитель С. Никулина

Редактор О. Бугир Техред И. Верес Корректор T. Колб

Заказ 217/36 Тираж 760 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретсний и о-крмтии

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб.. д. 4, ".

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгор 1д. ул. 11росктнья, 4

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано, например, для крепления крышек коренных подшипников в двигателях внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение надеж ности стопорения.

На фиг. 1 приведен предлагаемый болт, общий вид; на фиг. 2 — то же, план; на фиг. 3 — разрез А — А на фиг. 2.

Болт содержит резьбовой стержень 1 и головку 2, в которой выполне;» фигурный шлиц 3 в виде центрального конусного углубления с углом а конуса со сферическим, выпуклым в сторону торцовой поверхности

4 дном 5 с радиусом R и равномерно расположенными радиальными пазами 6 с контуром донышек 7, описанным радиусом R>, а опорная поверхность 8 головки выполнена конической с вершиной конуса, обращенной в сторону головки, и наклонена к оси резьбового стержня под острым углом р.

Центр 0 сферической поверхности 4 радиуса Кь расположен на оси 0 — 0 стрежня 1.

Торцовая поверхность 4 ограничена на периферии кольцевым буртом 9.

При затяжке болта происходит изгиб головки, работающий как кольцевая пластина, изгибная жесткость которой возрастает по направлению к резьбовому стержню. Это обеспечивает постоянный контакт опорной поверхности головки с присоединяемой деталью, что гарантирует стабильные значения показателя К, эффективности стопорения от отвинчивания, величина которого определяется по формуле

Мота

К= — с— где М-. — момент страгивания при отвинчивании болта;

К, — момент затяжки (момент на клю5 че при затяжке).

Кольцевой бурт на торцовой поверхности головки обеспечивает деформацию головки, разделенной лучевыми пазами на отдельные сегменты, как единого целого. 10 Формула изобретения

1. Болт, содержащий резьбовой стержень и головку, в которой выполнен фигурный шлиц в виде центрального конусного углубления со сферическим дном и равномерно расположенными радиальными пазами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности стопорения, дно центрального конусного углубления и донышки радиальных пазов образованы общей сферической поверхностью, выпуклой в сторону на20 ружного торца головки с центром сферы, расположенным на оси резьбового стержня.

2. Болт по п. 1, отличающийся тем, что торцовая поверхность головки выполнена сферической, выпуклой в сторону, противоположную опорному торцу головки, с цент25 ром сферы, расположенным на оси резьбового стержня.

3. Болт по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что торцовая поверхность головки ограничена на периферии кольцевым буртом.

4. Болт по пп. 1 — 3, отличающийся тем, ЗО что опорная поверхность головки выполнена конической с вершиной конуса, обращенной в сторону головки.