Приработочная присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение касается присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для интенсифика ин приработки деталей цилиндропоршневой группы. Целью изобретения является ycKOpeime приработки поверхностей треиия. Приработочная присадка на основе минерального масла содержит 2,0-23,0 мас.% олеиново-кислой меди и 0,2-3,0 мас.% олеиново-кислого ни- . келя. Время обкатки при использовании присадки сокращается примерно в 2 раза. 3 табл. I (Л

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 п9 (tl) (504 С10L 1 18! KEC0ION Н д,", „„„3

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЪМИ:; 1 " А

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA

К А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3978860/23-04 (22) 19.1)ф85 (46) 23.03.87.Бюл. Р 11 (71) Гомельский государственный университет и Гомельский завод пусковых двигателей (72) В.Я,Кусочкин, Е.И.Рыбаков, Н.М.Рыбченко, М.И.Сойка и Г,10.Тюменков (53) 665.75 (088.8) (56} Авторское свидетельство СССР

Ф 979494, кл. С 10 L !/24, 1980.

Папок К.К, и др. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. — М.:

Химия, 1975, с.198-199. (54) ПРИРАБОТОЧНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИсВУ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕИ ВНУТРЕННЕГО СГОРА

НИЯ (5?) Изобретение касается присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для интенсифика",ии приработки деталей цилиндропоршневой группы, Целью изобретения является ускорение приработки поверкностей трения. Приработочная присадка на ocaose минерального масла содержит

2,0-23,0 мас.й олеиново-кислой меди и 0,2-3,0 мас.X олеиново-кислого никеля. Время обкатки при использовании присадки сокращается примерно в

2 раза. 3 табл.

РезУльтаты испытаний представле" 40 ны в табл.2.

Сравнительные испытания р абот оспособности предлагаемой и известной присадок выполнены в условиях производственной обкатки пусковых двигате- 45 лей, 36 двигателей с варьированием времени обкатки и нагрузочно-скоростных режимов. В качестве показателей степени приработки приняты весовой износ поршневого кольца и шероховатость его наружной цилиндрической поверхности, сопряженной с зеркалом цилиндра.

Режимы испытаний: регулировка максимальнои и минимальнои частоты Вра щения коленчатого вала, развиваемых серийным ДВС (и„„„ = 1500 мин и„,,„, = 4500 мин ) 3 мин; работа без нагрузки при максимальной часто1 12982

Изобретение касается получения присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для интенсификации приработки деталей ци- 5 линдропоршневой группы (ЦПГ) ДВС, в частности пусковых карбюраторных ДВС.

Цель изобретения — ускорение процесса приработки поверхностей трения, fp т.е, сокращение времени обкатки ДВС в производственных условиях за счет более интенсивного формирования шероховатости трущихся поверхностей.

Присадку приготавливают путем 15 растворения олеиново-кислой меди и олеиново-кислого никеля в минеральном масле, например дизельном масле ДС-Il, а затем вводят в количестве 3-5 мас.X в топливно- смазочную смесь, 20

Олеиново-кислая медь и олеиновокислый никель хорошо растворяются в минеральных маслах и не выпадают в осадок при введении присадки в топливно-смазочные смеси, содержащие беизины.

Для испытаний готовят известную присадку АЛП-2, используемую для обкатки пусковых двигателей, и предлагаемую присадку (примеры 1-7) с вариацией процентного содержания компонентов, как представлено в табл,1.

Присадки испытывают в составе горюче-смазочной смеси для одноцилиндровых карбюраторных пусковых ДСЧ 35 (бензин марки А-72 плюс 1/20 часть дизельного масла), к которой их добавляют в количестве 4 мас.7, 43 2 те вращения 10 мин; работа под номи— нальной нагрузкой 2 мин.

Шероховатость поршневых колец (Rä ч R ) и из вес (q) измеряют до и после обкатки. Степень приработки оценивают по величине весового износа и величине шероховатости верхнего (ВК) и"нижнего (НК) порппйевых колец.

Как видно из таблицы, качество приработки поршневых колец эа время технологической обкатки двигателей на топливе с данной присадкой значительно выше, чем с известной присадкой. Кроме того, существенно снижается шероховатость рабочих поверхностей поршневых колец, Причем интенсификация приработки деталей ЦПГ при технологической обкатке на смеси топлива с предлагаемой присадкой имеет место при 15 и 8 мин фарсированной обкатки. Применение предлагаемой присадки позволяет Ьбеспечить высокое качество поверхности трения и сократить времени приработки ДВС примерно в 2 раза.

Из таблицы также видно, что оптимальное содержание компонентов в присадке представлено в присадках по примерам 2-6 включительно. Присадка 1, где меньше минерального масла, вызывает задиры поршня даже на холостом ходу пускового двигателя (режим регулировки), Присадка 7, содержащая 98,7Х минерального масла, не обеспечивает необходимого качества поверхностей трения даже в течение

15 мин .обкатки двигателя на стандартных режимах.

Двухтактные карбюраторные пусковые двигатели работают на топливе, выполняющем одновременно функции смазки деталей не только ЦПГ, но также и деталей кривошипно-шатунного механизма (КШИ): сопряжений палец поршня — верхняя головка шатуна и палец кривошипа — нижняя головка шатуна. Это весьма ответственные узлы трения, эксплуатационная работоспособность и долговЕчность которых формируются и закладываются также при обкатке двигателя. Поэтому состав и свойства топлива с приработочной присадкой должны обеспечивать высокое качество приработки (притирки) поверхностей трения деталей не только ЦПГ, но и КШМ.

С целью определения оптимальной концентрации данной присадки к топ0,2-3 «0

До 100

Таблица 1

Компонент

Содержание компонентов присадки, мас.X по примеру

2 3 4 5 6 7

Олеиново-кислая медь

44 23,0

11,5 6,4

2,0

4,5

Олеиново-кислый никель

0,4

3,0

1,5 0,80

0,2

0 ° 1

87ь0 9218

97,8 95,1

98,8

3 129824 ливу проводят серию технологической обкатки пусковых двигателей типа

П-350 где дополнительно к показателям приработки поршневых колец, критерием оценки работоспособности топлива с присадкой приняты степень прирабатываемости и состояние сопряжений палец поршня - верхняя головка шатуна и палец кривошипа - нижняя головка шатуна и развиваемая двигателем мощность при обкатке на полном (15 мин) и сокращенном (8 мин) режимах, Состав присадки берут по примеру

4 (табл.1). Обобщенные результатш данной серии испытаний представлены в табл.3.

Из табл.3 видно, что оптимапьным содержанием данной присадки к топливу для обкатки пусковых ДВС являет- 20 ся 3-5 мас.X. При уменьшении количества присадки, когда приработочньЖ состав топлива приближается к эксплуатационному, приработка осуществляется слабо и для получения высококачественных поверхностей трения необходимо более длительное время обкатки двигателя на легких режимах. При вве-, дении в топливо более 5 X присадки появляются задиры на поршне, западание поршневых колец и даже заклинивание поршня в цилиндре, Шероховатость поверхностей трения деталей опор шатуна от действия приМинеральное масло ДС-11 50 74 садки практически не изменяется и соответствует состоянию этих поверхностей при обкатке на чистом топливе, без присадки, т.е. находится в пределах, оговоренных конструкторскотехнологической документацией. Мощность двигателя также существенно не изменяется.

Таким образом, присадка к топливу для приработки ДВС обеспечивает значительное улучшение поверхностей трения ЦПГ и сокращение времени обкатки (ускорение процесса приработки) примерно в 2 раза, Формула изобретений

Приработочная присадка к топливу цля двигателей внутреннего сгорания на основе минерального масла с.добавлениеи модифицирующих компонентов» отличающаяся теи, что, с целью ускорения приработки поверхностей трения, в качестве модифицирующих коипонентов присадка содержит олеиново-кислую медь и олеиново-кислый никель при следующем соотношении компонентов, иас.X:

Олеиново-кислая медь 2,0-23,0

Олеиново-кислый никель

Минеральное масло

1298243

Таблица 2

Время обкатВесовой износ,мг

Шероховатость, мкм

11ример

ВК НК ки, мии

ВК НК

ВК

НК

11редлагаеыый

Следы задиров на поршне

4 187

l8,440 16,212

3,730 3,784

3,397

3,674 3,960 17,555 18,310

4,414 3,205

16,351 19,126

23 ° 475 27,368

4,630

3,920

4,019 о

3,.476

11,514 16 ° 208

9,450 10,669

3 810

2,270

15,401

15,716

3,173

39991

Известный

3 490 3,822

19е460 15э640

15 70 ° 20 72,28

15 65,27 68,36

15 54э86 61 э02

15 50,03 51,96

15 49,12 37,33

15 37,32 23,62

8 Задиры на поршйе

8 72,43 61,75

8 68,49 58 95

8 68,22 47 46

8 57,30 48,83

8 43,38 39,45

8 16,42 15,22

15 55,43 31,60

8 46 ° 92 28129

2,187

2,772

3,845

5,365

3э722 19 ° 816 18е280

3,290 17,360 15,443

4,.410 17,615 18,536

2 826 10,430 14,400

6,263 25 816 28,905

3,840 16,550 18,798 1298243

Т аблица 3

Шероховатость пальцев, мкм

Потеря Шеровеса комп- ховаВремя обкатКоли.чество

Мощность поршня кривошип а лекта ко- тость двигателя, кВт ки,мин присадки к поршневых колец,мкм лец, мг топливу, мас.Е

6,217

В пределах требований чертежа матовый оттенок на поверхностях сопряжения с головками шатуна.

4,320

3,343

4,230 поршня .шатуна, 6,43.1

То же

56 ь04 . 3 в 256

57,95

60,07

Задир

15 9,7 15,42

В пределах требований чертежа матовый оттенок на поверхностях сопряжения с головками шатуна, Без

14,98 присадки 8 9,7

Составитель Н.Богданова

Техред А.Кравчук

Корректор И. Эрдейи

Редактор Н.Рогулич

Заказ 862/26 Тираж 464

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5

Подпи сное

Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4

15 9,6 34,72

15 8)7 54,37

15 9,3 57,69

15 10,5 59,28

15 9,6 Задир

8 9 32 54

8 8 6

8 9,8

8 10,1

8 10,1

2 ° 070

2 ° 935 поршня

7,321

8,173