Приработочная присадка к топливу для двигателей внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение касается присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для интенсифика ин приработки деталей цилиндропоршневой группы. Целью изобретения является ycKOpeime приработки поверхностей треиия. Приработочная присадка на основе минерального масла содержит 2,0-23,0 мас.% олеиново-кислой меди и 0,2-3,0 мас.% олеиново-кислого ни- . келя. Время обкатки при использовании присадки сокращается примерно в 2 раза. 3 табл. I (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
А1 п9 (tl) (504 С10L 1 18! KEC0ION Н д,", „„„3
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ ИЪМИ:; 1 " А
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA
К А ВТОРСИОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3978860/23-04 (22) 19.1)ф85 (46) 23.03.87.Бюл. Р 11 (71) Гомельский государственный университет и Гомельский завод пусковых двигателей (72) В.Я,Кусочкин, Е.И.Рыбаков, Н.М.Рыбченко, М.И.Сойка и Г,10.Тюменков (53) 665.75 (088.8) (56} Авторское свидетельство СССР
Ф 979494, кл. С 10 L !/24, 1980.
Папок К.К, и др. Словарь по топливам, маслам, смазкам, присадкам и специальным жидкостям. — М.:
Химия, 1975, с.198-199. (54) ПРИРАБОТОЧНАЯ ПРИСАДКА К ТОПЛИсВУ ДЛЯ ДВИГАТЕЛЕИ ВНУТРЕННЕГО СГОРА
НИЯ (5?) Изобретение касается присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для интенсифика",ии приработки деталей цилиндропоршневой группы, Целью изобретения является ускорение приработки поверкностей трения. Приработочная присадка на ocaose минерального масла содержит
2,0-23,0 мас.й олеиново-кислой меди и 0,2-3,0 мас.X олеиново-кислого никеля. Время обкатки при использовании присадки сокращается примерно в
2 раза. 3 табл.
РезУльтаты испытаний представле" 40 ны в табл.2.
Сравнительные испытания р абот оспособности предлагаемой и известной присадок выполнены в условиях производственной обкатки пусковых двигате- 45 лей, 36 двигателей с варьированием времени обкатки и нагрузочно-скоростных режимов. В качестве показателей степени приработки приняты весовой износ поршневого кольца и шероховатость его наружной цилиндрической поверхности, сопряженной с зеркалом цилиндра.
Режимы испытаний: регулировка максимальнои и минимальнои частоты Вра щения коленчатого вала, развиваемых серийным ДВС (и„„„ = 1500 мин и„,,„, = 4500 мин ) 3 мин; работа без нагрузки при максимальной часто1 12982
Изобретение касается получения присадок к топливно-смазочным смесям для двигателей внутреннего сгорания (ДВС) и может быть использовано для интенсификации приработки деталей ци- 5 линдропоршневой группы (ЦПГ) ДВС, в частности пусковых карбюраторных ДВС.
Цель изобретения — ускорение процесса приработки поверхностей трения, fp т.е, сокращение времени обкатки ДВС в производственных условиях за счет более интенсивного формирования шероховатости трущихся поверхностей.
Присадку приготавливают путем 15 растворения олеиново-кислой меди и олеиново-кислого никеля в минеральном масле, например дизельном масле ДС-Il, а затем вводят в количестве 3-5 мас.X в топливно- смазочную смесь, 20
Олеиново-кислая медь и олеиновокислый никель хорошо растворяются в минеральных маслах и не выпадают в осадок при введении присадки в топливно-смазочные смеси, содержащие беизины.
Для испытаний готовят известную присадку АЛП-2, используемую для обкатки пусковых двигателей, и предлагаемую присадку (примеры 1-7) с вариацией процентного содержания компонентов, как представлено в табл,1.
Присадки испытывают в составе горюче-смазочной смеси для одноцилиндровых карбюраторных пусковых ДСЧ 35 (бензин марки А-72 плюс 1/20 часть дизельного масла), к которой их добавляют в количестве 4 мас.7, 43 2 те вращения 10 мин; работа под номи— нальной нагрузкой 2 мин.
Шероховатость поршневых колец (Rä ч R ) и из вес (q) измеряют до и после обкатки. Степень приработки оценивают по величине весового износа и величине шероховатости верхнего (ВК) и"нижнего (НК) порппйевых колец.
Как видно из таблицы, качество приработки поршневых колец эа время технологической обкатки двигателей на топливе с данной присадкой значительно выше, чем с известной присадкой. Кроме того, существенно снижается шероховатость рабочих поверхностей поршневых колец, Причем интенсификация приработки деталей ЦПГ при технологической обкатке на смеси топлива с предлагаемой присадкой имеет место при 15 и 8 мин фарсированной обкатки. Применение предлагаемой присадки позволяет Ьбеспечить высокое качество поверхности трения и сократить времени приработки ДВС примерно в 2 раза.
Из таблицы также видно, что оптимальное содержание компонентов в присадке представлено в присадках по примерам 2-6 включительно. Присадка 1, где меньше минерального масла, вызывает задиры поршня даже на холостом ходу пускового двигателя (режим регулировки), Присадка 7, содержащая 98,7Х минерального масла, не обеспечивает необходимого качества поверхностей трения даже в течение
15 мин .обкатки двигателя на стандартных режимах.
Двухтактные карбюраторные пусковые двигатели работают на топливе, выполняющем одновременно функции смазки деталей не только ЦПГ, но также и деталей кривошипно-шатунного механизма (КШИ): сопряжений палец поршня — верхняя головка шатуна и палец кривошипа — нижняя головка шатуна. Это весьма ответственные узлы трения, эксплуатационная работоспособность и долговЕчность которых формируются и закладываются также при обкатке двигателя. Поэтому состав и свойства топлива с приработочной присадкой должны обеспечивать высокое качество приработки (притирки) поверхностей трения деталей не только ЦПГ, но и КШМ.
С целью определения оптимальной концентрации данной присадки к топ0,2-3 «0
До 100
Таблица 1
Компонент
Содержание компонентов присадки, мас.X по примеру
2 3 4 5 6 7
Олеиново-кислая медь
44 23,0
11,5 6,4
2,0
4,5
Олеиново-кислый никель
0,4
3,0
1,5 0,80
0,2
0 ° 1
87ь0 9218
97,8 95,1
98,8
3 129824 ливу проводят серию технологической обкатки пусковых двигателей типа
П-350 где дополнительно к показателям приработки поршневых колец, критерием оценки работоспособности топлива с присадкой приняты степень прирабатываемости и состояние сопряжений палец поршня - верхняя головка шатуна и палец кривошипа - нижняя головка шатуна и развиваемая двигателем мощность при обкатке на полном (15 мин) и сокращенном (8 мин) режимах, Состав присадки берут по примеру
4 (табл.1). Обобщенные результатш данной серии испытаний представлены в табл.3.
Из табл.3 видно, что оптимапьным содержанием данной присадки к топливу для обкатки пусковых ДВС являет- 20 ся 3-5 мас.X. При уменьшении количества присадки, когда приработочньЖ состав топлива приближается к эксплуатационному, приработка осуществляется слабо и для получения высококачественных поверхностей трения необходимо более длительное время обкатки двигателя на легких режимах. При вве-, дении в топливо более 5 X присадки появляются задиры на поршне, западание поршневых колец и даже заклинивание поршня в цилиндре, Шероховатость поверхностей трения деталей опор шатуна от действия приМинеральное масло ДС-11 50 74 садки практически не изменяется и соответствует состоянию этих поверхностей при обкатке на чистом топливе, без присадки, т.е. находится в пределах, оговоренных конструкторскотехнологической документацией. Мощность двигателя также существенно не изменяется.
Таким образом, присадка к топливу для приработки ДВС обеспечивает значительное улучшение поверхностей трения ЦПГ и сокращение времени обкатки (ускорение процесса приработки) примерно в 2 раза, Формула изобретений
Приработочная присадка к топливу цля двигателей внутреннего сгорания на основе минерального масла с.добавлениеи модифицирующих компонентов» отличающаяся теи, что, с целью ускорения приработки поверхностей трения, в качестве модифицирующих коипонентов присадка содержит олеиново-кислую медь и олеиново-кислый никель при следующем соотношении компонентов, иас.X:
Олеиново-кислая медь 2,0-23,0
Олеиново-кислый никель
Минеральное масло
1298243
Таблица 2
Время обкатВесовой износ,мг
Шероховатость, мкм
11ример
ВК НК ки, мии
ВК НК
ВК
НК
11редлагаеыый
Следы задиров на поршне
4 187
l8,440 16,212
3,730 3,784
3,397
3,674 3,960 17,555 18,310
4,414 3,205
16,351 19,126
23 ° 475 27,368
4,630
3,920
4,019 о
3,.476
11,514 16 ° 208
9,450 10,669
3 810
2,270
15,401
15,716
3,173
39991
Известный
3 490 3,822
19е460 15э640
15 70 ° 20 72,28
15 65,27 68,36
15 54э86 61 э02
15 50,03 51,96
15 49,12 37,33
15 37,32 23,62
8 Задиры на поршйе
8 72,43 61,75
8 68,49 58 95
8 68,22 47 46
8 57,30 48,83
8 43,38 39,45
8 16,42 15,22
15 55,43 31,60
8 46 ° 92 28129
2,187
2,772
3,845
5,365
3э722 19 ° 816 18е280
3,290 17,360 15,443
4,.410 17,615 18,536
2 826 10,430 14,400
6,263 25 816 28,905
3,840 16,550 18,798 1298243
Т аблица 3
Шероховатость пальцев, мкм
Потеря Шеровеса комп- ховаВремя обкатКоли.чество
Мощность поршня кривошип а лекта ко- тость двигателя, кВт ки,мин присадки к поршневых колец,мкм лец, мг топливу, мас.Е
6,217
В пределах требований чертежа матовый оттенок на поверхностях сопряжения с головками шатуна.
4,320
3,343
4,230 поршня .шатуна, 6,43.1
То же
56 ь04 . 3 в 256
57,95
60,07
Задир
15 9,7 15,42
В пределах требований чертежа матовый оттенок на поверхностях сопряжения с головками шатуна, Без
14,98 присадки 8 9,7
Составитель Н.Богданова
Техред А.Кравчук
Корректор И. Эрдейи
Редактор Н.Рогулич
Заказ 862/26 Тираж 464
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Подпи сное
Производственно-полиграфическое предприятие, г.ужгород, ул.Проектная, 4
15 9,6 34,72
15 8)7 54,37
15 9,3 57,69
15 10,5 59,28
15 9,6 Задир
8 9 32 54
8 8 6
8 9,8
8 10,1
8 10,1
2 ° 070
2 ° 935 поршня
7,321
8,173