Калибр для контроля коэффициента трения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к измерительной технике н предназначено для контроля коэффициента трения (коэффициента сцепления) резинового образца с поверхностью автомобильной дороги или аэродрома. Целью изобретения является упрощение контроля заданных величин коэффициента трения. Цель достигается благодаря тому, что рабочая поверхность эталонного образца 3 выполнена в виде многогранной призмы, число граней которой равно , например, восьми. В эталонном образце выполнены сквозные отверстия 4 на различной высоте от контролируемой поверхности, оси которых перпендикулярны боковым поверхностям образца и предназначены для установки в них оси 2 корпуса 1. При перемещении калибра по контролируемой поверхности, при котором к эталонному образцу через тягу 5 и корпус 1 прикладывают тяговое усилие F, создается onpolcK- дывающий момент в случае, если М, М, и образцовый эталон опрокидывается на следующую грань. Калибр должен иметь три отверстия, соответствующие отношениям 1/h, 0,60, l/h 0,50 и l/hj 0,45. 2 ил. S (Л Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) 15 А1 (51) 4 С 01 N 19/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3855850/25-28 (22) 07. 12. 84 (46) 23.03.87. Бюл. 11- 11 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой
Октябрьской социалистической революции (72) С.И. Андреев и Д.А. Павлюк (53) 620. 178. 16 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
11 324556, кл. G 01 И 3/56, 1971. (54) КАЛИБР ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ (57) .Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для контроля коэффициента трения (коэффициента сцепления) резинового образца с поверхностью автомобильной дороги или аэродрома. Целью изобретения является упрощение контроля заданных величин коэффициента трения.
Цель достигается благодаря тому, что рабочая поверхность эталонного о6разца 3 выполнена в виде многогранной призмы, число граней которой равно, например, восьми. В эталонном образце выполнены сквозные отверстия
4 на различной высоте от контролируемой поверхности, оси которых перпендикулярны боковым поверхностям образца и предназначены для установки в них оси 2 корпуса 1. При перемещении калибра по контролируемой поверхности, при котором к эталонному образцу через тягу 5 и корпус 1 прикладывают тяговое усилие Р, создается опрокидывающий момент в случае, если М, з М, и образцовый эталон опрокидывается на следующую грань. Калибр должен иметь три отверстия, соответствующие отношениям 1/h) = 0,60, 1/hq = 0,50 и 1/hэ = 0,45. 2 ил.
12986
Калибр относится к измерительной технике и предназначен для контроля коэффициента трения (коэффициента цепления) резинового образца с поверхностью автомобильной дороги или аэродрома.
Цель изобретения — упрощение контроля заданных величин коэффициента трения.
На фиг. 1 изображен предлагаемый калибр, общий вид, на фиг. 2 — схема действия сил на калибр при его работе.
Калибр содержит корпус 1, закрепленную на нем ось 2, установленный 15 на ней с воэможностью вращения эталонный образец 3, который выполнен в виде многогранной призмы, число граней которой, например, равно восьми, В эталонном образце выполнены на 20 различной высоте от контролируемой поверхности сквозные отверстия оси которых перпендикулярны его основаниям и предназначены для установки в них оси 2. Тяга 5 соединена одним концом с корпусом 1.
Калибр работает следующим образом.
Калибр ставят на контролируемую поверхность, прикладывают к эталонному образцу через корпус параллельно поверхности тяговое усилие F< . В момент, когда образец находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, согласно первому закону Ньютона равнодействующая горизонтальных сил, действующих на образец, равна О, поэтому Р, = Р где Р— сила трения образца с поверхностью, возникающая в плоскости контакта: 40 где f — коэффициент трения, С вЂ” вес калибра; 45
m — - масса калибра;
g — ускорение свободного падения.
Сила F создает относительно точ-! ки А на грани призмы опрокидывающий момент M< . 50
И < = F(h, = F h< = fmgh<, где h, — плечо силы F, (расстояние от оси вращения до контролируемой поверхности).
Сила веса G калибра создает относительно точки А удерживающий момент
M .
М =С1=тпе1, 15 2 где 1 — плечо силы веса (для данного примера выполнения), равное половине ширинь грани призмы.
В случае, если М< M образец
2 опрокидывается на следующую грань, при этом
fmgh< > mgl
fh )1;
f)-h
В случае, если M, < М,, образец не опрокидывается, при этом
fmgh „ mgl;
c ——
h, Размеры 1 и h эталонного образца подобраны соответственно заданному коэффициенту трения, величину которого необходимо контролировать. При коэффициенте трения эталонного образца с поверхностью больше отноше1 ния — образец опрокидывается, при
I коэффициенте трения образца с поверх1 ностью меньше отношения —. образец
Ь; не опрокидывается, а скользит по контролируемой поверхности.
В эталонном образце выполнены на различной высоте от контролируемой поверхности сквозные отверстия, оси которых перпендикулярные его боковым поверхностям и предназначены для установки в нем оси корпуса. Благодаря этому упрощается процесс контроля различных по значению величин коэффициента. трения, так как нет необходимости изготовления калибров с другими размерами 1 и h . Для контроля различных по величине значений коэффициента трения достаточно переставить ось корпуса в соответствующее отверстие, находящееся на требуемой высоте от контролируемой поверхности (изменить величину h). Применительно к контролю сцепных качеств покрытий автомобильных
1 ствующие отношениям — = 0,60, (= О 50 и — = 0 45 (фиг. 2)
1 1
h h
2 3
Составитель А.Швыркова
Техред М.Моргентал Корректор М.Самборская
Редактор И.Горная
Тираж 777 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
313035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 880/44
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
3 129861 дорог калибр должен иметь в боковой поверхности три отверстия, соответформула изобретения
Калибр для контроля коэффициента
1 трения, содержащий корпус, закрепленную на нем ось, установленный на ней с возможностью вращения эталонный образец, рабочая поверхность ко5 4 торого предназначена для взаимодействия с контролируемой поверхностью, и соединенную с корпусом тягу, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения контроля заданных величин коэффициента трения, эталонный образец выполнен в виде многогранной призмы, боковая поверхность которой является рабочей, и в нем выполнен ряд перпендикулярных основаниям призмы отверстий, лежащих на прямой, перпендикулярной одной из плоских граней боковой поверхности призмы, и предназначенных для установки в
I них оси корпуса.