Калибр для контроля коэффициента трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к измерительной технике н предназначено для контроля коэффициента трения (коэффициента сцепления) резинового образца с поверхностью автомобильной дороги или аэродрома. Целью изобретения является упрощение контроля заданных величин коэффициента трения. Цель достигается благодаря тому, что рабочая поверхность эталонного образца 3 выполнена в виде многогранной призмы, число граней которой равно , например, восьми. В эталонном образце выполнены сквозные отверстия 4 на различной высоте от контролируемой поверхности, оси которых перпендикулярны боковым поверхностям образца и предназначены для установки в них оси 2 корпуса 1. При перемещении калибра по контролируемой поверхности, при котором к эталонному образцу через тягу 5 и корпус 1 прикладывают тяговое усилие F, создается onpolcK- дывающий момент в случае, если М, М, и образцовый эталон опрокидывается на следующую грань. Калибр должен иметь три отверстия, соответствующие отношениям 1/h, 0,60, l/h 0,50 и l/hj 0,45. 2 ил. S (Л Фиг.1

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) 15 А1 (51) 4 С 01 N 19/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABT0PCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 3855850/25-28 (22) 07. 12. 84 (46) 23.03.87. Бюл. 11- 11 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им. 60-летия Великой

Октябрьской социалистической революции (72) С.И. Андреев и Д.А. Павлюк (53) 620. 178. 16 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 324556, кл. G 01 И 3/56, 1971. (54) КАЛИБР ДЛЯ КОНТРОЛЯ КОЭФФИЦИЕНТА ТРЕНИЯ (57) .Изобретение относится к измерительной технике и предназначено для контроля коэффициента трения (коэффициента сцепления) резинового образца с поверхностью автомобильной дороги или аэродрома. Целью изобретения является упрощение контроля заданных величин коэффициента трения.

Цель достигается благодаря тому, что рабочая поверхность эталонного о6разца 3 выполнена в виде многогранной призмы, число граней которой равно, например, восьми. В эталонном образце выполнены сквозные отверстия

4 на различной высоте от контролируемой поверхности, оси которых перпендикулярны боковым поверхностям образца и предназначены для установки в них оси 2 корпуса 1. При перемещении калибра по контролируемой поверхности, при котором к эталонному образцу через тягу 5 и корпус 1 прикладывают тяговое усилие Р, создается опрокидывающий момент в случае, если М, з М, и образцовый эталон опрокидывается на следующую грань. Калибр должен иметь три отверстия, соответствующие отношениям 1/h) = 0,60, 1/hq = 0,50 и 1/hэ = 0,45. 2 ил.

12986

Калибр относится к измерительной технике и предназначен для контроля коэффициента трения (коэффициента цепления) резинового образца с поверхностью автомобильной дороги или аэродрома.

Цель изобретения — упрощение контроля заданных величин коэффициента трения.

На фиг. 1 изображен предлагаемый калибр, общий вид, на фиг. 2 — схема действия сил на калибр при его работе.

Калибр содержит корпус 1, закрепленную на нем ось 2, установленный 15 на ней с воэможностью вращения эталонный образец 3, который выполнен в виде многогранной призмы, число граней которой, например, равно восьми, В эталонном образце выполнены на 20 различной высоте от контролируемой поверхности сквозные отверстия оси которых перпендикулярны его основаниям и предназначены для установки в них оси 2. Тяга 5 соединена одним концом с корпусом 1.

Калибр работает следующим образом.

Калибр ставят на контролируемую поверхность, прикладывают к эталонному образцу через корпус параллельно поверхности тяговое усилие F< . В момент, когда образец находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения, согласно первому закону Ньютона равнодействующая горизонтальных сил, действующих на образец, равна О, поэтому Р, = Р где Р— сила трения образца с поверхностью, возникающая в плоскости контакта: 40 где f — коэффициент трения, С вЂ” вес калибра; 45

m — - масса калибра;

g — ускорение свободного падения.

Сила F создает относительно точ-! ки А на грани призмы опрокидывающий момент M< . 50

И < = F(h, = F h< = fmgh<, где h, — плечо силы F, (расстояние от оси вращения до контролируемой поверхности).

Сила веса G калибра создает относительно точки А удерживающий момент

M .

М =С1=тпе1, 15 2 где 1 — плечо силы веса (для данного примера выполнения), равное половине ширинь грани призмы.

В случае, если М< M образец

2 опрокидывается на следующую грань, при этом

fmgh< > mgl

fh )1;

f)-h

В случае, если M, < М,, образец не опрокидывается, при этом

fmgh „ mgl;

c ——

h, Размеры 1 и h эталонного образца подобраны соответственно заданному коэффициенту трения, величину которого необходимо контролировать. При коэффициенте трения эталонного образца с поверхностью больше отноше1 ния — образец опрокидывается, при

I коэффициенте трения образца с поверх1 ностью меньше отношения —. образец

Ь; не опрокидывается, а скользит по контролируемой поверхности.

В эталонном образце выполнены на различной высоте от контролируемой поверхности сквозные отверстия, оси которых перпендикулярные его боковым поверхностям и предназначены для установки в нем оси корпуса. Благодаря этому упрощается процесс контроля различных по значению величин коэффициента. трения, так как нет необходимости изготовления калибров с другими размерами 1 и h . Для контроля различных по величине значений коэффициента трения достаточно переставить ось корпуса в соответствующее отверстие, находящееся на требуемой высоте от контролируемой поверхности (изменить величину h). Применительно к контролю сцепных качеств покрытий автомобильных

1 ствующие отношениям — = 0,60, (= О 50 и — = 0 45 (фиг. 2)

1 1

h h

2 3

Составитель А.Швыркова

Техред М.Моргентал Корректор М.Самборская

Редактор И.Горная

Тираж 777 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

313035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 880/44

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

3 129861 дорог калибр должен иметь в боковой поверхности три отверстия, соответформула изобретения

Калибр для контроля коэффициента

1 трения, содержащий корпус, закрепленную на нем ось, установленный на ней с возможностью вращения эталонный образец, рабочая поверхность ко5 4 торого предназначена для взаимодействия с контролируемой поверхностью, и соединенную с корпусом тягу, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью упрощения контроля заданных величин коэффициента трения, эталонный образец выполнен в виде многогранной призмы, боковая поверхность которой является рабочей, и в нем выполнен ряд перпендикулярных основаниям призмы отверстий, лежащих на прямой, перпендикулярной одной из плоских граней боковой поверхности призмы, и предназначенных для установки в

I них оси корпуса.