Система управления одновинтовым вертолетом

Реферат

 

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов. Целью изобретения является повышение безопасности пилотирования путем исключения опасного приближения лопастей несущего винта к хвостовой балке вертолета и носовой части фюзеляжа. Сущность изобретения состоит в том, что система управления содержит ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления от нейтрали назад и от нейтрали вперед. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления назад 13 выполнен в виде подвижного упора 14, соединенного с электроприводом 15, управляемого от датчика скорости полета вертолета 16. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления вперед выполнен в виде подвижного упора 18, кинематически связанного через тягу 9 и качалки 19 и 20 Ц с рычагом "шаг - газ" 8. 2 ил.

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано при проектировании систем управления одновинтовых вертолетов. Цель изобретения повышение безопасности пилотирования путем исключения опасного приближения лопастей несущего винта к хвостовой балке вертолета и носовой части фюзеляжа. На фиг.1 представлена схема системы управления одновинтовым вертолетом; на фиг.2 изображена зависимость угла отклонения ручки продольно-поперечного управления от угла установки общего шага несущего винта и скорости полета. Система управления одновинтовым вертолетом содержит ручку продольно-поперечного управления 1, систему тяг 2 и 3, качалку 4, гидроусилитель 5, автомат перекоса 6, несущий винт 7, рычаг "шaг-газ" 8, систему тяг 9 и 10, качалки 11, гидроусилитель 12, ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 13 назад, выполненный в виде подвижного упора 14, электропривод 15, датчик скорости полета 16, ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 17 в направлении от нейтрали вперед, подвижный упор 18 и качалки 19 и 20. Ручка продольно-поперечного управления 1 через систему тяг 2 и З и качалок 4, гидроусилитель 5 связана с автоматом перекоса 6 несущего винта 7. Рычаг "шаг газ" 8 через систему тяг 9 и 10 и качалок 11 и гидроусилитель 12, соединен с автоматом перекоса 6 несущего винта 7. Рычаг 8 также связан с рычагами топливных насосов-регуляторов двигателей силовой установки вертолета ( на фиг.1 не показаны). Продольное и поперечное управление вертолетом производится летчиком путем отклонения ручки 1 что приводит к изменению наклона тарелки автомата перекоса 6 и вызывает циклическое изменение угла установки лопастей несущего винта 7 в различных азимутальных положениях, при этом меняется направление равнодействующей силы тяги. Изменение тяги несущего винта 7 (углов установки лопастей ) производится при помощи рычага "шаг газ" 8 путем изменения общего шага несущего винта 7 и режима работы двигателей. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 13 выполнен в виде подвижного упора 14, соединенного с электроприводом 15, управляемого от датчика скорости полета вертолета 16. Установка ограничителя хода ручки 13 обеспечивает минимальный угол нмакс отклонения назад ручки продольно-поперечного управления, определяемый из следующей зависимости: где нмакс- максимальный угол отклонения ручки продольно-поперечного управления от нейтрали назад, в град. автомата перекоса; D кинематический коэффициент втулки несущего винта вертолета, равный 1,5-2,2; yдоп допустимый угол взмаха лопасти, при котором обеспечен зазор между лопастями и хвостовой балкой вертолета 1=1(ny мин-1)-2(ny мин-1)3 1 -дополнительный угол взмаха в зависимости от минимального значения перегрузки; 1- коэффициент, характеризующий влияние перегрузки на угол взмаха лопастей, равный 4-5, град; nу мин минимальная допустимая перегрузка; 2-- коэффициент, характеризующий влияние перегрузки на угол взмаха лопастей, равный 0,9-1,1, град. Так, если для одновинтового вертолета допустимым углом, при котором обеспечен зазор между лопастями и хвостовой балкой, ндоп10 град, а конструктивные и аэродинамические параметры вертолета D 0,2; 1= 5 град; 2= 1,0 град, то для обеспечения непревышения этого угла при перегрузках до nу мин= 0,3 необходимо ограничить нмакс величиной, определяемой приведенным выше соотношением Это значение yмакс обеспечивается выдвижением подвижного упора 14 на скоростях более 70 км/ч. На малых скоростях полета, меньших 70 км/ч, величина yмакс, найденная из условия обеспечения запасов управления, составляет yмакс 4,8 град, т.е. приблизительно на 2 град больше. Ограничитель хода ручки продольно-поперечного управления 17 в направлении от нейтрали вперед выполнен в виде подвижного упора 18, кинематически связанного через тягу 9 и качалки 19 и 20 с рычагом "шаг газ" 8. Установка подвижного упора 18 обеспечивает максимальный угол dмакс отклонения вперед ручки продольно-поперечного управления, определяемый из следующей зависимости: dмаксD-зош dдоп+2, где вмакс максимальный ход ручки продольно-поперечного управления от нейтрали вперед, в градусах автомата перекоса; D кинематический коэффициент втулки несущего винта вертолета равный 1,5-2,21; з коэффициент зависимости угла взмаха лопастей от общего шага несущего винта вертолета, равный (-0,5)- ( -0,7) град; ош минимальный угол установки лопастей рычагом "шаг-газ", град; dдоп допустимый угол взмаха лопастей, при котором обеспечен зазор между лопастями и носовой частью фюзеляжа вертолета, град; 2=4(ny мин-1,0) дополнительный угол взмаха лопастей в зависимости от минимального значения перегрузки; 4 коэффициент зависимости угла взмаха лопастей от перегрузки, равный 4- 5 град; ny мин минимальная допустимая перегрузка. Система работает следующим образом. На малых скоростях полета подвижный упор 14 обеспечивает диапазон отклонения ручки продольно-поперечного управления 1 от нейтрали назад, соответствующий линии А на фиг.2. При достижении скорости полета V 70 км/ч по сигналу датчика скорости 16 электропривод 15 выдвигает подвижный упор 14 и тем самым уменьшает диапазон отклонения ручки 1 то есть устанавливает диапазон отклонения ручки 1 назад yмакс, соответствующий линии Б на фиг.2. Уборка подвижного упора 14 происходит обратным путем при уменьшении скорости полета до значений, меньших V= 70 км/ч. Следует отметить, что указанные на фиг.2 диапазоны отклонения назад ручки продольно-поперечного управления 1 от положения рычаг "шаг газ" 8 не зависят. При перемещении рычага "шаг газ" 8 вниз до значений меньших ош, например 7-8 град, максимальное отклонение ручки продольно-поперечного управления 1 от нейтрали вперед будет зависящим от его положения в соответствии с зависимостью изображенной на фиг. 2 прямой С. Тяга 9 перемещается назад, подвижный упор 18 качалкой 19 отклоняется вперед и тем самым ограничивает отклонение ручки продольно-поперечного управления 1 вперед. При перемещении рычага "шаг-газ" 8 до значений ош > jnошh величина максимального отклонения ручки продольно-поперечного управления 1 от нейтрали вперед ограничивается величиной, обусловленной максимальным ходом гидроусилителя 5, в соответствии c зависимостью, изображенной на фиг.2 прямой Д. В результате этого при маневрировании вертолета летчик не может допустить неблагоприятные с точки зрения опасного сближения лопастей несущего винта 7 с носовой частью фюзеляжа сочетания отклонений рычага "шаг-газ" 8 вниз и ручки продольно-поперечного управления 1 вперед, что исключает возможность опасного сближения лопастью несущего винта как с хвостовой балкой, так и с носовой частью вертолета, повышая тем самым безопасность полета вертолета.

Формула изобретения

Система управления одновинтовым вертолетом, содержащая ручку продольно-поперечного управления и рычаг "шаг-газ", связанные через систему тяг, качалок и гидроусилителя с автоматом перекоса, привод и датчик скорости полета вертолетом, отличающаяся тем, что, с целью повышения безопасности пилотирования путем исключения опасного приближения лопастей несущего винта к хвостовой балке вертолета и носовой части фюзеляжа, она снабжена ограничителем хода ручки продольно-поперечного управления в направлении от нейтрали назад, выполненным в виде подвижного упора, связанного с электроприводом, вход которого соединен с датчиком скорости полета вертолета, и ограничителем хода ручки продольно-поперечного управления в направлении от нейтрали вперед, выполненным в виде подвижного упора, кинематически связанного с рычагом "шаг-газ".

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2

MM4A - Досрочное прекращение действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе

Дата прекращения действия патента: 20.08.2004

Извещение опубликовано: 10.07.2008        БИ: 19/2008