Стенд для измерения толщины компенсаторов при сборке редуктора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повышение точности измерения толщины компенсатора и расширение технологических возможностей стенда путем обеспечения нормированного бокового зазора в зацеплении редуктора при действии всех номинальных нагрузок на его элементы . Стенд содержит корпус 1, закрепленные на нем стойки 3, и 4, фиксируюшие редуктор 2, пробки 5 и 6 с приводами 9 и 10 осевого перемещения. (Л I оо о ел ел ю Ьо
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51) 4 G 01 В 5/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АBTÎPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
В»
j «
/ р;.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
IlO ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3929701/25-28 (22) 17.07,85 (46) 23.04.87. Бюл. N -15 (71) Московский автомеханический институтт (72) А. В. Воронин, Б. Н. Вардашкин, И. А, Булавин, В, И. Харитонов, A. 10, Груздев, А. С. Бегян и A.Ä,Ëoñåâ (53) 531.777(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 968582, кл, G 01 В 5/14, 1981, Авторское свидетельство СССР № 1180672, кл. G 01 В 5/14, 1984.
Л, 1305522 А 1 (54) СТЕНД ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРОВ ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА (57) Изобретение относится к машиностроеншо. Цель изобретения — повышение точности измерения толщины компенсатора и расширение технологических возможностей стенда путем обеспечения нормированного бокового зазора в зацеплении редуктора при действии всех номинальных нагрузок на его элементы. Стенд содержит корпус 1, закрепленные на нем стойки З,и 4, фиксирующие редуктор 2, пробки 5 и 6 с приводами 9 и 10 осевого перемещения, 1305522 привод 11 вращения вала редуктора, каретку 13, силовые цилиндры 15 и
16 со штоками 17 и 18, взаимодейст° вующими с крышками 19 и 20 редуктора, установленный на каретке 13 измеритель, выполненный в виде цилиндра 21, телескопических втулок 27 и
28 и индикатора 29, каретку 30 с датчиком 32 для измерения бокового зазора в зацеплении колеса 33 и шестерни 34, При измерении корпус редуктора 2 фиксируется относительно корпуса 1 стенда с помощью пробок
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения толщины компенсаторов, устанавливаемых в редуктор между его корпусом и крышками, в которых запрессованы наружные кольца конических роликоподшипников.
Цель изобретения — повышение точности и расширение технологических возможностей путем обеспечения нормированного бокового зазора в зацеплении редуктора.
На фиг. 1 показана схема стенда для измерения толщины компенсаторов при сборке редуктора; на фиг. 2 схема выполнения измерителя линейных перемещений упрощенной конструкции; на фиг, 3 - вид А на фиг. 2.
Стенд содержит корпус 1, смонти— рованный в нем механизм фиксации редуктора 2, выполненный в виде направляющих стоек 3 и 4, фиксирующих .пробок 5 и 6, вводимых в проушины 7 и 8 редуктора 2, и приводов 9 и 10 перемещения этих пробок, установленный в корпусе 1 с воэможностью oce" вого перемещения привод 11 вращения вала 12, установленную в корпусе 1 каретку 13 с поперечным йазом 14, закрепленные на каретке 13 два соосных силовых цилиндра 15 и 16 с обращенными друг к другу штоками 17 и
18, установленными с возможностью взаимодействия с крышками 19 и 20 редуктора 2, установленный на каретке 13 измеритель линейных переме,щений, выполненный в виде цилиндра
10 !
5 и 6. Крышку 20 устанавливают между штоком 18 и цилиндром 21. С помощью штоков 17 и 18 создают силовое замыкание между крышками 19 и 20, цилиндром 21 и валом 26, а с помощью привода 11 вращают вал 12 для самоустановки роликов 24. С помощью каретки
13 смещают вал 26 в осевом направлении до получения заданного бокового зазора в зацеплении, а затем устанавливают вал 26 в крайние положения и определяют по индуктору 29 толщину компенсаторов, 2 з,п, ф-лы, 3 ил.
21 с коническими поверхностями 22 и
23 для контактирования соответственно с роликами 24 и запрессованным в крышке 20 наружным кольцом 25 подшипника, являющегося опорой вала 26 редуктора 2, коаксиально установленных на цилиндре 21 двух раздвижных телескопических втулок 27 и 28 и индикатора 29, установленную в пазу 14 дополнительную каретку 30, размещенны на ней ползун 31 закрепленный на ползуне 31 датчик 32 линейных перемещений, имеющий возможность контактировать с зубьями конического колеса
33, находящегося в зацеплении с шестерней 34, и привод 35 перемещения каретки 13. Измеритель линейных перемещений (фиг, 2) может быть выполнен также в виде установленных на штоке 18 подпружиненного в осевом направлении измерительного стержня
36, взаимодействующего с индикатором 37 и двуплечим рычагом 38, и средства установки индикатора 37 на
"0", выполненного в виде поворотного вала 39, закрепленного на нем кулачка 40 с ручкой 41, скрепленного с валом 39 посредством пружины 42 профилированного диска 43.
Стенд работает следующим образом, В исходном состоянии каретка 13 занимает среднее положение между стойками 3 и 4, штоки 17 и 18 разведены, привод 11, полэун 31 и измеритель линейных перемещений выведены из рабочей зоны. Предварительно
13055!
С помощью универсальных измерительных средств измеряют расстояние между редуктором 2 и крышкой 20, по которому определяют значение толщи — 45 ны эталонного компенсатора. При этом повторяют процедуру измерения, т.е. контролируемый редуктор 2 базируют на направляющих стойках 3 и 4, фиксируют пробками 5 и 6 и по аналогии с эталонным редуктором устанавливают каретку 13 в положение, при котором достигается заданное значение бокового зазора между колесом 33 и шестерней 34. Фиксируют при этом по55 казание индикатора 29, а толщину компенсатора, устанавливаемого между редуктором 2 и крышкой 20, определяют алгебраическим сложением ранее опреосуществляют настройку, для чего устанавливают эталонный редуктор 2 и базируют его на направляющих стойках 3 и 4, с помощью приводов 9 и 10 вводят фиксирующие пробки 5 и 6 в проушины 7 и 8 до заклинивания, устанавливают крышку 20 с запрессованным в нее наружным кольцом 25 подшипника между штоком 18 и цилиндром 21, с помощью силовых цилиндров
15 и 16 перемещают штоки 17 и !8 до создания на крышках 19 и 20 заданного осевого усилия сжатия подшипников редуктора 2, перемещают привод
11 до контакта с валом 12 и вращают 15
его, От вала 12 через шестерню 34 и колесо 33 вращение передается на вал 26, что обеспечивает самоустановку роликов 24 в подшипниковых опорах редуктора. Выключают привод 11, 20 с помощью ползуна 31 подводят датчик
32 к зубу конического колеса 33 и измеряют величину бокового зазора между зубьями колеса 33 и шестерни
34. В случае несоответствия измеренной величины заданному значению с помощью привода 35 перемещают каретку
13 относительно жестко зафиксированного корпуса эталонного редуктора 2.
Вместе с кареткой 13 перемещаются 30 силовые цилиндры 15 и 16 и сжатые между штоками 17 и 18 крышки 19 и 20, цилиндр 21 и вал 26, что приводит к изменению величины бокового зазора между колесом 33 и шестерней 34. Ка- 35 ретку 13 останавливают в момент обеспечения заданного бокового зазора между зубьями колеса 33 и шестерни
34, устанавливают при этом индикатор
29 в "0" и отводят датчик 32, 40
22 4 деленной толщины эталонного компенсатора с показанием индикатора 29.
С помощью привода 35 перемещают каретку 13 до выбора зазора между крышкой 19 и корпусом редуктора 2, фиксируют при этом новое показание индикатора 29, по которому определяют толщину компенсатора, размещенного между крышкой 19 и корпусом редуктора 2, путем вычитания из нового показания индикатора 29 ранее зафиксированного показания, При другом варианте выполнения измерителя линейных перемещений (фиг, 2) устанавливают каретку 13 в положение, соответствующее заданному боковому зазору между колесом 33 и шестерней 34, определяемому с помощью датчика 32. Затем поворачивают кулачок 40 за ручку 41 по часовой стрелке на один оборот, при этом измерительный стержень 36 совершает возвратно-поступательное перемещение, а профилированный клинообразный срезанный диск 43 беззазорно входит в зазор между крышкой 20 и корпусом редуктора 2. В этом положении профилированного диска 43 устанавливают индикатор 37 на "0" и поворачивают кулачок 40 против часовой стрелки на один оборот, выводя диск 43 из зазора. При этом измерительный стержень 36 входит в контакт с корпусом редуктора 2, и по индикатору 37 определяют толщину компенсатора, размещаемого между корпусом и крышкой 20 редуктора 2.
Затем с помощью привода 35 перемещают каретку 13 до выбора зазора между крышкой 19 и корпусом редуктора 2, фиксируют при этом новое показание индикатора 37, по которому определяют толщину компенсатора, размещенного между крышкой 19 и корпусом редуктора 2, путем вычитания из нового показания индикатора 37 ранее зафиксированного показателя °
При таком варианте исполнения измерителя отпадает необходимость в эталонном редукторе и технологическом цилиндре 21, что повышает точность измерений. Кроме того, поскольку. средство установки индикатора 37 на "0" используется только перед измерением зазора для установки
I I (1
О, то вместо него может быть использована шайба, устанавливаемая перед установкой индикатора 37 на
1305522
"0" между корпусом и крышкой 20 редуктора 2. После установки индикатора 37 на "0" силовые цилиндры 15 и 16 выключают, удаляют шайбу и затем снова включают силовые цилиндры 16 и 15, производят измерения в том же порядке, как и при наличии средства установки индикатора 37 на "0".
Использование предлагаемого стенда позволяет обеспечить более качественную сборку редукторов с нормированным боковым зазором, что повышает долговечность как подшипниковых узлов, так и самого зубчатого зацепления.
Формула изобретения
1, Стенд для измерения толщины компенсаторов при сборке редуктора, содержащий корпус, смонтированный в нем механизм фиксации редуктора, симметрично размещенные относительно механизма фиксации два соосных силовых цилиндра с обращенными друг к другу штоками, установленными с возможностью взаимодействия с редуктором, размещенный со стороны одного из штоков измеритель линейных перемещений, выполненный в ниде цилиндра, коаксиально установленных на нем двух раздвижных телескопических втулок, соосных со штоками, и закрепленного на одной из втулок и контактирующего с другой втулкой индикатора, отличающийся тем, что, с целью повышения точности и расширения технологических возможностей путем обеспечения нормированного бокового зазора в зацеплении редуктора, он снабжен приводом вращения, установленным в корпусе с воэможностью взаимодействия с валом редуктора, размещенной в корпусе с возможностью перемещения вдоль оси симметрии штоков кареткой для крепления на ней силовых цилиндров и имеющей в средней части поперечный паэ, установленной в пазу дополнительной кареткой, смонтированным на ней ползуном, ось симметрии которого лежит
10 в одной плоскости с осями симметрии штоков и каретки перпендикулярно им, и датчиком линейных перемещений, закрепленным на обращенном в сторону штоков конце ползуна с возможностью
15 контактирования с коническим колесом редуктора.
2, Стенд по п. 1, о т л и ч а ю шийся тем, что измеритель линейных перемещений выполнен в виде
20 установленных на штоке подпружиненного в осевом направлении измерительного стержня, контактирующего с редуктором, индикатора, взаимодействующего одним концом со стержнем двуплечего рычага, а другим — с измерительным стержнем> и средства установки индикатора на "0", 3, Стенд по п. 2, о т л и ч а—
30 ю шийся тем, что средство установки индикатора на "0" выполнено в виде закрепленного на штоке поворотного вала, кулачка, закрепленного на одном из концов вала с возможностью
35 взаимодействия с другим концом двуплечего рычага, профилированного клинообразного диска с лыской, установленного на другом конце вала с воэможностью упругого поворота и осе49 вого перемещения относительно вала и предназначенного для размещения в контролируемом зазоре редуктора.
1305522
Вид Д
Фиг3
Составитель Н. Тимошенко
Редактор 0. Бугир Техред В.Кадар Корректор А. Зимокосов
Заказ 1418/38 Тираж 678 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 °