Упругая опора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использованов упругих подшипниковых опорах роторных машин. Цель изЬ ретения - повьш1ение виброустойчивости упругой опоры. Эта цель достигается тем, что к упругой втулке с наружной И внутренней жесткости частями, соединенными упругими элементами, образованными ступенчатыми пазашс, расположенными на концентричных окружностях и соединенными радиальными переходами, по торцам жестко крепятся диски. Эти диски имеют секториальные осевые выступы на торцах, обращенных к упругой втулке. Секториальные выступы помещены в пазы внутреннего концентричного ряда, причем зазор между наружным радиусом секториальных выступов и внутренним радиусом упругих .секториальных элементов не превьш1ает максимально допустимую амплитуду вибрации ротора. Торцы упругой втулки за счет жесткого креплений к ней дисков плотно прижаты к торцам дисков, обращенным к ней.2 ил. 5 (Л ел со

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (51)4 F 16 С 27 00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3932772/27-27 (22) 24.07.85 (46) 30а05.87. Бюл, ¹ 20 (71) Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм.С.О.Макарова (72) Э.Е.Богорад, Ю.P.Зельдин, А.П.Зобнин и Л.M.Ìàëèíèí (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 406048, кл. Р 16 С 27/04, 1971. (54) УПРУГАЯ ОПОРА (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано. в упругих подшипниковых опорах роторных машин. Цель изобретения — повышение виброустойчивости упругой опоры. Эта цель достигается тем, что к упругой втулке с наружной и внутренней жесткости частями, соединенными упругими элементами, образованными ступенчатыми пазами, расположенными на концентричных окружностях и соединенными радиальными переходами, по торцам жестко крепятся диски. Эти диски имеют секториальные осевые выступы на торцах, обращенных к упругой втулке. Секториальные выступы помещены в пазы внутреннего концентричного ряда, причем зазор между наружным радиусом секториальных выступов и внутренним радиусом упругих секториальных элементов не превышает максимально допустимую амппитуду вибрации ротора. Торцы упругой втулки за счет жесткого крепления к ней дисков плотно прижаты к торцам дисков, обращенным к ней.2 ил.

1 13141

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в упругих подшипниковых опорах роторных машин.

Цель изобретения — повышение виброустойчивости упругой опоры, На фиг; 1 изображена упругая опора, поперечный разрез; на фиг. 2 то же, аксонометрия, разобранное со стояние. f0

Упругая опора состоит из упругой втулки 1, которая содержит жесткие части: внешнюю 2 и внутреннюю 3, связанные между собой упругими элементами 4. Упругие элементы 4 образованы сквозными секториальными пазами: внутренними 5 и внешними 6, лежащими по двум концентричным окружностям.

При этом конец каждого внутреннего паза 5 соединен с началом соответст- 20 вующего внешнего паза 6 радиальными пазами 7. Такое выполнение пазов 5 и

6 образует упругие элементы 4, каждый из которых одним своим концом соединен с внутренней жесткой час" тью 3 втулки 1 посредством радиальных перемычек 8, а другим своим концом — с внешней жесткой частью 2 посредством радиальных перемычек 9.

По торцам 10 и 11 втулки 1 установ- 30 лены диски 12 и 13, жестко укрепленные на внутренней жесткой части 3 втулки 1. На торцах дисков 12 и 13, обращенных к втулке 1, выполнены торцовые выступы 14 и 15, помещенные в пазы 5 внутреннего ряда, причем внутренние поверхности 16 и 17 выступов

14 и 15 контактируют с внутренней поверхностью 18 пазов 5, а радиус наружных поверхностей 19 и 20 выступов 40

14 и 15 меньше радиуса внешней поверхности 21 на величину, равную мак.симально допустимой амплитуде колебаний ротора, установленного в упругую, опору. 45

Упругая опора работает следующим образом.

При вращении ротора возникают вибрации, вызванные, например, остаточной неуравновешенностью, При этом происходят радиальные перемещения внутренней жесткой части 3 втулки 1 относительно ее внешней жесткой части 2. Это обеспечивается упругой деформацией упругих элементов 4, при которой перемычки 8 смещаются в радиальном направлении относительно перемычек 9. Следовательно, торцовые

59 2 поверхности упругих элементов 4 совершают колебательные движения, тем большие, чем сечение упругого элемента 4 ближе к перемычке 9. При этом эти амплитуды равны амплитудам вибраций дисков 12 и 13 только в сечениях, находящихся в непосредственной близости к перемычкам 9. Таким образом, имеется относительное радиальное перемещение торцов упругих элементов 4 относительно внутренних торцов дисков 12 и 13. Этим обеспечивается трение внутри упругой опоры и, следовательно, ее конструктивное демпфирование. Диски 12 и 13 имеют те же колебания, что и внутренняя жесткая часть 3 втупки 1, Следовательно,торцовые выступы 14 и 15 дисков 12 и 13 имеют те же амплитуды вибраций, что и внутренняя жесткая часть 3 втулки

1, а значит и ротор, установленный в упругую опору. В том случае, когда эти амплитуды достигают величины зазора между внешней поверхностью 21 пазов 5 втулки 1 и наружными поверхностями 19 и 20 торцовых выступов 14 и 15 дисков 12 и 13, внешние поверхности 19 и 20 выступов 14 и 15 упираются в поверхность 21 в радиальных сечениях, близких к перемычкам 8 втулки 1. Этим ограничивается дальI нейшее увеличение амплитуд вибраций ротора. Перемычки 8 и 9 своими торцами зажаты между дисками 12 и 13, чем исключается взаимное осевое перемещение внутренней жесткой части

3 втулки 1 относительно ее внешней жесткой части 2. Этим повышается осевая жестк:ость упругой опоры без изменения ее радиальной жесткости.

Ограничение максимальных амплитуд вибраций ротора и конструкционное демпфирование, которые обеспечиваются конструкцией упругой опоры, повышают ее виброустойчивость. Повышение осевой жесткости упругой опоры без изменения ее радиальной жесткости обеспечивает возможность повысить нагрузки, воспринимаемые опорой в осевом направлении, и увеличить ее конструкционное демпфирование, в результате чего повышается также виброустойчивость упругой опоры, ресурс подшипников, снижается вибрация и генерируемый роторной установкой шум.

Формула и з обретения

Упругая опора, содержащая втулку с наружной и внутренней жесткими час1314159

2 !

17

f8 тями, соединенными упругими элементами, разделенными концентричными рядами сквозных в осевом направлении пазов, равномерно расположенных по окружности, при этом конец каждого паза 5 одного ряда соединен с началом паза, .расположенного в соседнем концентричном ряду, отличающаяся тем, что, с целью повышения виброустойчивости путем увеличения ее осе->О вой жесткости без изменения радиальной жесткости, ограничения амплитуд вибраций и создания конструкционного демпфирования, она снабжена закрепленными на торцах внутренней жесткой части втулки дисками с торцовыми секториальными выступами, наружный диаметр которых меньше диаметра внутренних поверхностей упругих элементов,а наружный диаметр дисков меньше наружного диаметра внешних поверхностей пазов внешнего .концентричного ряда и не меньше наружного диаметра упругих элементов.

1314159

Составитель Т.Хромова

Редактор Н. Киштулинец Техред М. Ходанич Корректор И.Шулла

Заказ 2198/40 Тираж 760 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д.4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул,Проектная,4