Тормоз для транспортных средств

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортного .машиностроения, в частности к тормозным механизмам. Целью изобретения является повышение надежности работы тормоза путем удаления нажимных элементов от нагреваюш,их поверхностей трения. Тормоз содержит тормозной диск (ТД) 6, установленный на валу 7 с возможностью осевого перемещения. ТД 6 связан через пакет фрикционных дисков (Д) 10, II и упорный Д 14 с валом 7. На неподвижном кронштейне 1 шарнирно установлены двуплечие рычаги 2. 3, раз.мешающиеся по разные стороны ТД 6. Одни их концы связаны .между собой шарнирно через нажимной элемент 4, а другие снабжены тормозными колодками (ТК) 5. ТК 5 взаимодействуют с ТД 6. Рабочая поверхность ТК 5, связанной с .меньшим по длине рычагом 2. обрашена в сторону направления сжатия пакета фрикционных Д 10, 11. При работе тормоза полный тормозной момент пакета Д 10, 11 всегда несколько меньше тормозного момента на ТД. Это обеспечивает остановку ТД 6 в начальный момент торможения, ког- G да усилие на ТК 5 только начинает возрастать . После остановки ТД 6 оставшаяся кинетическая энергия вала 7 преврашается в тепло только в пакете фрикционных Д 10, 11. Это новышает надежность работы тормоза . 2 ил. SS (Л со 60 со со -I. ш .и „ .-, Д ДV „ „ „ 1 Vn B Tv B KxlB/iDr Д Игт4 1 Б V

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

„„SU„„1323790 (5и 4 F 16 D 55, 22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21 ) 4053689/29-27 (22) 14.04.86 (46) 15.07.87. Бюл. № 26 (71) Московское научно-производственное объединение по строительному и дорожному машиностроению «В НИИстройдорм аш» (72) А. О. Некрасов, А. В. Чичинадзе, Э. И. Иванов, И. С. Мацкевич, А. С. Лосьмаков и Г. Н. Баранчик (53) 62-592. 112 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 1134431, кл. В 60 Т 1/06, 1983. (54) ТОРМОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к тормозным механизмам. Целью изобретения является повышение надежности работы тормоза путем удаления нажимных элементов от нагревающих поверхностей трения.

Тормоз содержит тормозной диск (ТД) 6, установленный на валу 7 с возможностью осевого перемещения. ТД 6 связан через пакет фрикционных дисков (Д) 10, 1 l u упорный Д 14 с валом 7. На неподвижном кронштейне 1 шарнирно установлены двуплечие рычаги 2, 3, размещающиеся по разные стороны ТД 6. Одни их концы связаны между собой шарнирно через нажимной элемент 4, а другие снабжены тормозными колодками (ТК) 5. ТК 5 взаимодействуют с ТД 6. Рабочая поверхность ТК 5, связанной с меньшим по длине рычагом 2. обращена в сторону направления сжатия пакета фрикционных Д 10, 11. При работе тормоза полный тормозной момент пакета Д 10, 11 всегда несколько меньше тормозного момента на ТД. Это обеспечивает остановку

ТД 6 в начальный момент торможения, когда усилие на ТК 5 только начинает возрастать. После остановки ТД 6 оставшаяся кинетическая энергия вала 7 превращается в тепло только в пакете фрикционных Д 10, 11. Это повышает надежность работы тормоза. 2 ил. 323790

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к тормозным системам транспортных средств.

Цель изобретения — повышение надежности работы тормоза путем удаления tt tжимных элементов от нагревающихся в»роцессе работы тормоза поверхностей трения.

На фиг. 1 изображен тормоз лля транспортных средств; на фиг. 2 — зависимость тормозного момента от усилия, развиваемого нажимным элементом.

Тормоз содержит неподвижный кронштейн 1, на котором шарнирно установлены два двуплечих рычага 2 и 3, 03,ни концы которых шарнирно связаны между собой посредством нажимного элемента 4, выполненного, например, в вилс гидроцилинлра, а на других концах двуп.)ечих рычагов 2 it 3 шарнирно установлены тормозные колодки

5, взаимодействующие своими рабочими поверхностями с тормозным диском 6, каждая со своей стороны, причем двуплечпй рычаг 2 выполнен меньшей длины, чем двуплечий рычаг 3. Тормозной диск б установлен на валу 7, на подшипнике 8 сколья<ения с возможностью осевого перемещения вдоль вала и жестко соединен с наружной обоймой 9. Ведомые диски 10 пакета фрикционных дисков размещены в обойме 9, а ведущие диски !! — на внутренней обойме

l2. Пакет дисков 10 и 11 поджат пружинами 13 и взаимолействует с упорным диском

l4, закрепленным на валу 7 и жестко связанным с внутренней обоймой 12.

Тормоз работает следующим образом.

При осушествлении торможения усилие, развиваемое гидроцилиндром 4, возлействует одновременно на концы Лвуплечих рычагов 2 и 3, стремясь их раздвинуть. Тормозные колодки 5 сжимают тормозной диск 6, тормозя et.о вращение. 3а счет разности длины плеч рычагов 2 и 3, на которых установлены колодки 5, на тормозной диск

6 воздействуют различные по вели чине осевые усилия, под воздействием которых диск

6, смещаясь вдоль оси вала 7 в сторону двуплечего рычага 3 большей длины, сжимает пакет дисков 10 и 11 между упорным диском 14 и выступом обоймы 9. Гlревышение усилия со стороны двуплечего рычага 2 (соотношение плеч с колодками рычагов

2 и 3) выбирают таким, чтооы полный тормозной момент пакета дисков 10 и 11 был всегда несколько меньше тормозного момента на тормозном диске б (c учетом радиусов действия сил трения на тормозном диске 6 и в пакете фрикционных дисков 10 и 11, а также коэффициентов трения материалов фрикционных пар). Такое соотношение тормозных моментов обеспечивает остановку тормозного диска 6 в начальный момент торможения, когда усилие на тормозных колодках 5 только начинает возрастать. После остановки тормозного лиска 6 оставшаяся непо ашенной кинетическая энергия вала 7 преврашается в тепло только в пакете фрикционных дисков 10 и 11.

Тормозной момент, при котором тормозной диск 6 перестает врашаться, определяется усилиями пружин 13.

Зависимость тормозного момента от усилия нажимного элечента 4 при условии постоянства коэффициентов трения фрикционных контактов тормоза проиллюстрирована на фиг. 2, где обозначено: 15 — - изме»ettt.te тормозного момента на тормозном лиске 6; 16 — изменение тормозного момента пакета фрикционных дисков 10, 1, а

17 — изменение тормозного момента всего тормоза.

Kat< следует из <риг. Z, пока тормозной момент на тормозном лискс 6 не достигнет точки А, т.е. будет меньше гормозного момента пакета дисков 10 и 11, тормозной диск б будет врагцаться и процесс поглошения кинетической энергии и превращение ее в тепло будет происхолить на фрикционных контактах тормозного лиска 6. Когла тормозной момент на тормозном лиске

6 станет больше тормозного момента постоянно замкнутого пакета (исков 10 и 11, тормозной лиск б перестанет вращаться и процесс превращения энергии в тепло будет

ЗО происхолить па фрикционных контактах пакета дисков 10 и 11.

Форщла изооретекия

Тормоз для транспортных средств, соЗ5 лержагций тормозной диск. установленный па валу на полшипнике с возможностью перемещения вдоль оси вала, тормозную колодку, непоЛвижный кронштейн, нажимной элемент, пакет фрикцион it»tx дисков, наружная обойма которого жестко связана с тормозным диском, à внутренняя его обойма жестко связана с упорным диском, жестко закрепленным на валу, отличающийся тем, ITo. с целью повышения надежности, оН снабжен дополнительной тормозной колодкой и двумя двуплечими рычагами разной длины, которые шарнирно установлены на неподвижном кронштейне tto обе стороны тормозного диска параллельно его плоскости, одни концы двуплечих рычагов шарнирно связаны между собой через нажимной элемент, на других концах лвуплечих рычагов установлены тормозные колодки с возможностью взаимодействия с тормозныч лиском. а рабочая новеpxttocTb тормозной колодки двуплечего рычага меньшей ллиу ны обрашена в сторону направления сжатия пакета фрикционных дисков.

1323790 м, Фиг г

Составитель И. Лукина

Редактор М. Петрова Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов

Заказ 2949!40 Тираж 8!1 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! !3035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4, 5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4