Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемого между распорной втулкой и подшипником при сборке редуктора. Цель изобретения - повышение точности за счет приближения условий измерения к реальным, что достигается совместным учетом натяга в сопряжении кольцо - вал - шестерня, деформации распорной втулки и изменения монтажной высоты подшипников. Способ заключается в том, что перед окончательной сборкой редуктора определяют величину натяга в сопряжении кольцо - вал - шестерня путем измерения диаметров вала-шестерни 4 и сопрягаемого с ним кольца подшипника 2, измеряют величину деформации распорной втулки 5 под действием нормированной нагрузки, в подсобранном редукторе измеряют изменение монтажной высоты подшипников 2 и 3 при врашении корпуса 1 редуктора и действии осевой силы. По полученным данным определяют величину испытательной силы, а толщину компенсатора 6 определяют путем измерения расстояния между торцами распорной втулки 5 и одного из внутренних колец подшипников при действии на подшипники 2 и 3 испытател ьной силы и вращении корпуса подсобранного редуктора. 4 ил. 5 7 (Л со N5 СП КЭ 00 00 Фиг.1
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„Я0„„1325288
А3 (si) 4 G 01 В 5/06
gPy
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ДBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3983769/25-28 (22) 03.12.85 (46) 23.07.87. Бюл. № 27 (71) Московский автомеханический институт (72) А. В. Воронин, И. А. Булавин, В. И. Харитонов, А. IO. Груздев и А. В. Смолюгов (53) 531.717(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1052837, кл. G 01 В 5/02, 1982.
Авторское свидетельство СССР № 974093, кл. G 01 В 5/06, 1981. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ КОМПЕНСАТОРА ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемого между распорной втулкой и подшипником при сборке редуктора. Цель изобретения — повышение точности за счет приближения условий измерения к реальным, что достигается совместным учетом натяга в сопряжении кольцо — вал— шестерня, деформации распорной втулки и изменения монтажной высоты подшипников.
Способ заключается в том, что перед окончательной сборкой редуктора определяют величину натяга в сопряжении кольцо вал — шестерня путем измерения диаметров вала-шестерни 4 и сопрягаемого с ним кольца подшипника 2, измеряют величину деформации распорной втулки 5 под действием нормированной нагрузки, в подсобранном редукторе измеряют изменение монтажной высоты подшипников 2 и 3 при вращении корпуса 1 редуктора и действии осевой силы. По полученным данным определяют величину испытательной силы, а толщину компенсатора 6 определяют путем измерения расстояния между торцами распорной втулки 5 и одного из внутренних колец подшипников при действии на подшипники
2 и 3 испытательной силы и вращении корпуса подсобранного редуктора. 4 ил.
1325288 ра Dq кольца подшипника 2 — измерителем 15, а деформации распорной втулки 5— измерителем 16.
Способ осуществляют следующим образом.
По полученным данным определяют величину испытательной силы по формуле в -в, (
3 — 303 )
<5 For — Е Р : где F» — испытательная сила; ной силой F» и при вращении корпуса 1
Fo и )п-два значения осевой силы, прикла- редуктора с помощью измерителя 13 измедываемой к подшипникам в сборе с ряют расстояние между торцами распорной корпусом редуктора; втулки 5 и внутреннего кольца подшипЛв — изменение длины распорной втулки ника 3, которое принимают в качестве изпод действием силы Fo) величиной меряемой толщины компенсатора. Затем наоколо 5--6 т; бирают компенсатор из шайб, суммарная бп, опп — изменения суммарной монтажной толгцина которых равна измеренному значевысоты пары подшипников в корпу- нию, устанавливают эти шайбы между рассе под действием сил Fo u Foo ве- порной втулкой 5 и подшипником 3 и оконличиной около 300 и 200 кг; чательно собирают редуктор, закручивая гайD) и D: — диаметры посадочных поверхностей 50 ку 8. При этом подшипники 2 и 3 будут сжана валу-шестерне и внутреннем ты осевой силой, равной второй нормирокольце большего подшипника; ванной нагрузке Fo . а распорная втулка 5 — угол конуса беговой дорожки на- будет сжата при этом первой нормированружного кольца подшипника; ной нагрузкой Fo). к — постоянный коэффициент для дан- Использование предлагаемого способа ного типа подшипника, определя- 55 д1я определения толщины компенсатора при емый экспериментально. сборке редуктора по сравнению с известным
Затем нагружают подшипники 2 и 3 с по- обеспечивает более высокую точность измощью нагружателя 10 осевой испытатель- мерения за счет приближения условий измеИзобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения толщины компенсатора, устанавливаемого между распорной втулкой и подшипником при сборке редуктора.
Целью изобретения является повышение точности за счет приближения условий измерения к реальным условиям эксплуатации.
Указанная цель достигается благодаря определению толщины компенсатора при сборке редуктора, как расстояния между торцом распорной втулки и торцом внутреннего кольца подшипника, измеренного под действием испытательной силы, рассчитанной с учетом натяга в сопряжении кольцо — вал — шестерня, деформации распорной втулки под действием нормированной нагрузки и изменения монтажной высоты подшипников.
На фиг. 1 показана схема редуктора; на фиг. 2 — схема измерения вала-шестерни; на фиг. 3 — схема измерения распорной втулки и кольца подшипника; на фиг. 4 —— схема измерения линейных размеров в корпусе редуктора.
Редуктор содержит корпус 1, смонтированные в нем подшипники 2 и 3, вал-шестерню 4, распорную втулку 5, компенсатор 6, фланец 7 и затяжную гайку 8. Схема измерения линейных размеров в корпусе редуктора содержит технологический вал 9, обеспечивающий установку на него с зазором подшипников 2 и 3 и распорной втулки 5, нагружатель 10 и измерители 11 — 13 линейных перемещений.
Измерение диаметра D< на валу-шестерне
4 осуществляется измерителем 14, диамет10 !
Устанавливают на измерительный столик вал-шестерню 4 и с помощью измерителя 14 измеряют диаметр D) посадочной поверхности. Затем устанавливают на технологический вал 9 внутреннее кольцо подшипника 2 и распорную втулку 5, с помощью нагружателя 1 прикладывают к распорной втулке 5 нормированную нагрузку Fo и с помощью измерителя 16 измеряют изменение длины Aq втулки 5, а с помощью измерителя
15 — диаметр D посадочной поверхности внутреннего кольца подшипника 2. Напрессовывают внутреннее кольцо подшипника 2 на вал-шестерню 4, а наружные кольца подшипников 2 и 3 монтируют в корпусе 1. Затем устанавливают на технологический вал 9 корпус 1 редуктора с запрессованными в нем подшипниками 2 и 3 и распорной втулкой 5 между ними, задают вращение корпусу 1 редуктора с запрессованными в нем подшипниками 2 и 3 и распорной втулкой 5 между ними, задают вращение корпусу 1 редуктора, нагружают с помощью нагружателя 10 подшипники 2 и 3 осевой силой
F, а затем Fo>, каждая из которых меньше нормированной нагрузки, и измеряют при этом с помощью измерителей 1! и !2 изменения мон-ажной высоты подшипников 3 и 2.
1325288
Формула изобретения Р„- fgF,, где F
F02
Foa— оог и ооз—
Фиг г
Фиг Z
3 рения к реальным путем обеспечения измерений с нагружением подшипников испытательной силой, соответствующей конкретным условиям взаимодействия этих подшипников с деталями, смонтированными в корпусе редуктора.
Способ определения толщины компенсатора при сборке редуктора, заключающийся в том, что измеряют диаметры посадочной поверхности на валу-шестерне и отверстия сопрягаемого с ним внутреннего кольца подшипника, предназначенного для сборки редуктора, прикладывают к распорной втулке, предназначенной для сборки редуктора, первую нормированную нагрузку и измеряют деформацию втулки, устанавливают на технологический вал корпус редуктора с запрессованными в нем наружными кольцами подшипников, а также внутренние кольца с сепараторами и распорную втулку, распоиспытательная сила, полученная расчетным путем; вторая осевая нормированная нагрузка, заданная техническими условиями; третья осевая нормированная нагрузка, прикладываемая к внутренним кольцам подшипников; 35 деформация распорной втулки под действием первой осевой нормированной нагрузки; изменения суммарной монтажной ложенную между ними, задают вращение корпусу редуктора, нагружают внутренние кольца подшипников второй нормированной нагрузкой, меньшей первой, измеряют изменения монтажной высоты подшипников и учитывают результаты измерений при определении толщины компенсатора, отличаюи ийся тем, что, с целью повышения точности за счет приближения условий измерения к реальным условиям эксплуатации, после измерения изменения монтажной высоты подшипников прикладывают к внутренним кольцам третью осевую нагрузку, отличающуюся от второй, но не превосходящчю ее по величине и вновь измеряют изменения монтажной высоты подшипников, затем воздействуют на внутренние кольца испытательной силой и измеряют расстояние между торцом распорной втулки и торцом одного из внутренних колец подшипников, которое принимают в качестве определяемой толщины компенсатора, а испытательную силу определяют по формуле высоты пары подшипников в корпусе под действием осевых нагрузок F02 и Foo, Di и 0 — диаметры посадочных поверхностей на валу-шестерне и внутреннем кольце большего подшипника; — угол конуса беговой дорожки наружного кольца подшипника; к — постоянный коэффициент для данного типа подшипника, определяемый экспериментально.
1325288 (:оставитель Н. Тимошенко
Редактор А. Во ро ви ч Техред И. Верес Корректор A. Зимокосов
Заказ 3039/35 Тираж 676 11одписное
ВНИИГ1И Государственного ко,<. « с га (:(:(:Р и<> ислам изобретении >< открытий! 13035, Москва, Ж вЂ” -35, I àóøñêàÿ паб., д. 4>5
Произвот,ствеино-полиграф><чс.кое предприятие, г. Ужгород, ул, Проск<пая, 4