Пневматический упругий элемент
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , а именно к устройствам для гашения колебаний, применяемым в наземном , водном и воздушном транспор- .тах, и является усовершенствованием известного пневматического упругого элемента, охарактеризованного в авт. св. № 798383. Целью дополнительного изобретения является повышение стабилизирующих свойств при наклоне транспортного средства и резких торможениях за счет увеличения жесткости упругого элемента. При разгоне и торможении происходит перекрытие сопла одним из резонаторов 6 или 12 в зависимости от того, в какую сторону отклоняется маятниковая масса 1I. Последняя в свою очередь поворачивает реечный сектор 10 и передвигает планку 7 до соприкосновения резонатора 6 с торцом сопла или резонатора 12 с той частью стенки стакана 4, в которой расположено коническое отверстие . 2 ил. Y/// // //////////// m (Л оо со сд 4 СО гч
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
14 F !6 F 9/04
ЗСГ 1
1 13
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬ1ТИЙ (61) 798383 (21) 4056579/25-28 (22) 14.04.86 (46), 07.09.87. Бюл. N- 33 (75) А,В, Андрейчиков, О,С, Кочетов . и Т,Д. Ходакова (53) 621-567 ° 5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N - 798383, кл ° F 16 F 9/04, 1979. (54) ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ УПРУГИЙ ЭЛЕМЕНТ (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения колебаний, применяемым в наземном, водном и воздушном транспор.тах, и является усовершенствованием известного пневматического упругого элемента, охарактеризованного в авт.
„„Я0„„1335749 А 2 св. Р 798383. Целью дополнительного изобретения является повышение стабилизируюШих свойств при наклоне транспортного средства и резких торможениях за счет увеличения жесткости упругого элемента. При разгоне и торможении происходит перекрытие сопла одним из резонаторов 6 или 12 в зависимости от того, в какую сторону отклоняется маятниковая масса 11, Последняя в свою очередь поворачивает реечный сектор 10 и передвигает планку 7 до соприкосновения резонатора 6 с торцом сопла или резонатора
12 с той частью стенки стакана 4, в которой расположено коническое отверстие. 2 ил.
Л
) 335
Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам для гашения колебаний, применяемых в наземном,, водном и воздушном транспор5 тах, и является усовершенствованием известного пневматического упругого элемента по авт.св. Ф 798383.
Целью изобретения является повышение стабилизирующих свойств при наклоне транспортного средства и резких торможениях за счет увеличения жесткости упругого элемента.
На фиг.l изображен пневматический упругий элемент, общий вид; на фиг.2разрез А-А на фиг.1.
Пневматический упругий элемент содержит рабочую камеру 1, выполненную в виде реэинокордной упругой оболочки, демпферную камеру 2, пер городку 3, разделяющую .рабочую и демпферную камеры, стакан 4, укрепленный в перегородке 3, сопло 5 с коническим отверстием, размещенным в стене стакана 4, основной язычковый резонатор 25
6, выполненный в форме криволинейной балки-рычага и установленный с зазором перед торцом сопла 5, планку 7, установленную в стакане 4. один конец которой связан с основным язычковым Зо резонатором 6, а другой представляет собой рейку 8, взаимодействующий с ней и установленный на оси 9, закреп ленной в стакане 4, реечный сектор
10, соединенную с последним маятни35 ковую массу ll и дополнительный язычковый резонатор 12, установленный внутри стакана 4 напротив конического отверстия с зазором d, и эакрепленый а планке 7 между основным языч- 40 ковым резонатором 6 и рейкой 8.
Пневматический упругий элемент работает следующим образом.
При движении виброизолируемого объекта 1не показан ) вниз, что соот- 45 ветствует ходу сжатия, воздух из рабочей камеры 1 начинает перетекать по стакану 4 через коническое отверстие в сопле 5 в демпферную камеру 2.
Демпфирование колебаний с несимметричнОй характеристикой неупругого сопротивления в этом случае достигается за счет наличия в сопле 5 конического отверстия, через которое происходит истечение газа в зазоры а и d, между соплом 5 и язычковыми резонаторами 6 и 12. При этом под действием струи воздуха, тормозящейся на заслонке, язы ковый резонатор 6
749 2 . прогибается и несколько увеличивает зазор . Для усиления этого эффекта балочка резонатора 6 может выполняться ортогонально упругой °
При движении виброизолируемого объекта вверх, т.е. при ходе отдачи, сжатый в демпферной камере 2 воздух начинает двигаться в обратном направлении через зазор с и коническое отверстие в сопле 5 в рабочую камеру 1 °
Изменение коэффициента неупругого сопротивления в зависимости от частоты возбуждения осуществляется следующим образом. Язычковые резонаторы
6 и 12 рассчитаны на определенную, каждый на свою, собственную частоту колебаний, и при частоте возбуждения, равной собственной частоте, резонаторы поочередно резонируют. При этом, например, язычок резонаторов отклоняется от своего среднего положения и периодически открывает коническое отверстие, выполненное в сопле 5, тем самым уменьшая неупругое сопротивление пневматического упругого элемента. При затухании колебаний резонатора язычок резонатора перекрывает коническое отверстие в сопле
5 и останавливается перед его торцом.
Таким образом, когда колебания резонатора затухнут, тогда неупругое сопротивление пневматического упругого элемента вновь достигнет своего первоначального значения.
Язычковые резонаторы 6 и 12 рассчитываются таким образом, чтобы после прохождения полосы резонансных частот колебаний одного резонатора входил в резонанс другой. Тем самым обеспечивается более плавное и асимптотически приближающееся к нулю в зарезонансной области неупругое сопротивление пневматического упругого элемента.
Стабилизация подрессорной части, например кузова транспортного средства, при разгоне и торможении осуществляется за счет того, что происходит перекрытие сопла 5 одним из резонаторов 6 или 12 в зависимости от того, в какую сторону отклоняется маятнико. вая масса Il, которая, в свою очередь, поворачивает реечный сектор 10 и передвигает планку 7 до соприкосновения резонатора 6 с торцом сопла
5 или резонатора 12 с той частьюстенки стакана 4, в которой располо формула и э о б р е т е н и я
Пневматический упругий элемент по авт.св. Ф 798383, о т л и ч а ю — . шийся тем, что, с целью повышения стабилизирующих свойств при наклоне транспортного средства и резких торможениях, он снабжен планкой, усСоставитель С. Таратухин
Редактор О. Юрковецкая Техред Л.Олийнык Корректор А, Зимокосов
Заказ 4034/31 Тираж 811 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
3 13357 жено коническое отверстие ° Жесткость упругого элемента при этом увеличивается, а стабилизация подрессоренной части улучшается.
49
4 тановленной в стакане, один конец которой связан с основным язычковым резонатором, а другой представляет собой рейку, взаимодействующим с ней и установленным на оси, закрепленной в стакане,. реечным сектором, соединенным с последним маятниковой массой, и дополнительным яэычковым резонатором, установленным внутри стакана напротив конического отверстия и закрепленным на планке между основным язычковьи резонатором и рейкой.