Импульсный вариатор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к передачам для бесступенчатого регулирования скорости, и может быть использовано, например, в хлопкоочистительных машинах и другом оборудовании. Оно позволяет повысить надежность работы и увеличить КПД вариатора путем упро (О 0 00 (U) ел со // гг
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (19) (111 (5D4 F 6 29 02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (54) ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4046826/25-28 (22) 01.04.86 (46) 15.09.87, Бюл. ¹ 34 (71) Ярославский политехнический институт (72) Ю.В. Янчевский, К.В. Лапин и M.È. Касаткин (53) 621.83.062(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 1105712, кл. F 16 Н 29/02, 1983. (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к передачам для бесступенчатого регулирования скорости, и может быть использовано, например, в хлопкоочистительных машинах и другом оборудовании. Оно позволяет повысить надежность работы и увеличить КПД вариатора путем упро I337590
)5 разрез. щения конструкции. Ось 11 кинематически связана с ведущим валом зубчатыми колесами с передаточным отношением 1:2, а радиальные каналы 12 расположены взаимно перпендикулярно.
Вращательное движение вала через эксцентрик и шатун 4 преобразуется в качательное движение статоров 6 и 7. Когда статоры совершают качательное движение, например, вправо,, в левых полостях статора 6, заклюИзобретение относится к машиностроению, в частности к передачам для бесступенчатого регулирования скорости, и может быть использовано, например, в хлопкоочистительных машинах, в деревообрабатывающих станках и другом оборудовании.
Цель изобретения — повышение надежности работы и увеличение КПД вариатора.
Указанная цель достигается тем, что ось механизма свободного хода кинематически связана с ведущим валом зубчатыми колесами с передаточным отношением. 1:2, а радиальные каналы расположены взаимно перпендикулярно.
На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого вариатора", на фиг. 2 — узел гидравлического механизма свободного хода, продольный .
Импульсный вариатор содержит корпус 1, ведущий вал 2 с установленным на нем регулируемым эксцентриком
3, шатун 4 и ведомый вал (ротор) 5.
На ведомом валу установлена. гидравлическая муфта свободного хода, статоры 6 и 7 которой разделены диском 8, выполненным заодно с валом 5. Расточки статоров имеют равные, но диаметрально противоположные эксцентриситеты. В статоре 6 выполнены каналы
9 и 10, связывающие между собой правые и левые рабочие полости статора при определенных углах поворота оси
11 статоров через сквозной канал 12 в оси 11. Аналогичные каналы выполнены и в статоре 7, причем сквозной
35 ао ченных между лопатками 13 и 15, возникает давление. При этом ось 11 повернута так, что сообщение между каналами 9 и 10 перекрыто. В результате действия разности сил от возникшего давления на лопатки 13 и 15 ротор 5 будет поворачиваться против часовой стрелки. Давление в левых полостях статора 7 не повышается, так как правые и левые полости статора сообщаются между собой. 2 ил. канал в оси качания соответствую9 а щий статсру 7, выполнен под 90 по отношению к каналу 12, соответствующего статору 6.
Ротор 5 снабжен, например, четырьмя для каждой расточки подпружиненными лопатками, в частности для расточки статора 6 лопатками 13-16. Подпитка рабочих полостей статоров осушсствляется через канал 17 в оси 11.
Ведущий вал 2 и ось 11 связаны кинематически зубчатыми колесами, например 18-20 с общим передаточным отношением 1:2, т.е, ось статоров вращается с частотой, в два раза меньшей частоты вращения ведущего вала.
Вариатср работает следующим образом.
Ведущий вал 2 вместе с эксцентриком 3 приводится во вращение в любую сторону .
Вращательное движение вала через эксцентрик 3 и шатун 4 преобразуется в качательное движение статоров
6 и 7. Когда статоры совершают качательное двоение, например, враво, в левых полостях статора 6, заключенных между лопатками 13 и 15, возникает давление. При этом ось 11 повернута так, что ссобщение между каналами 9 и 10 перекрыто (фиг.2), т,е, правые и левые полости статора 6 не сообщаются. В левых полостях статора
6 должно появиться разрежение. В результате действия разности сил от возникшего давления на лопатки 13 и
15 ротор 5 будет поворачиваться против часовой стрелки. Одновременно от перемещения вправо давление должно появиться в левых полостях статора 7. Однако в виду того, что
1337590 сквозной канал в оси 11 качания, соответствующий статору 7, повернут так, как показано на фиг ° 2 штрнхоо вой линией, т.е. под 90 относительно канала 12, соответствующего статору 6, то левые и правые рабочие полости статора 7 будут сообщаться между собой по каналам и жидкость свободно перетекает из одних полостей в другие. Когда статоры совершают качание влево, ось 11 повернется благодаря кинематической связи с валом
2 таким образом, что каналы 9 и 10 статора 6 будут соединены через сквозной канал 12 в оси 11, т.е, теперь канал 12 будет занимать положение, изображенное штриховой линией, и жидкость свободно будет перете" кать из правых полостей статора 6 в левые. Одновременно н правых полостях статора 7 возникает давление, а в левых разрежение, при этом сообщение между правыми и левыми полостями перекрыто. В результате действия разности сил от давления на соответствующие лопатки в расточке статора
7 ротор будет стремиться повернуться в направлении против часовой стрелки.
Подпитка рабочих полостей происходит в тот момент, когда происходит перетекание жидкости между полостями статоров, т.е, совершается холостой ход. Скорость вращения ведомого вала (ротора) 5 регулируется пу5 тем изменения величины эксцентриситета эксцентрика 3 на ведущем валу
2 любым известным способом. При этом будет изменяться величина угла качания, а следовательно, и скорость вращения ведомого вала (ротора) 5.
Формула изобретения
Импульсный вариатор, содержащий корпус, установленные в нем ведущий вал с регулируемым эксцентриком и ведомый вал с расположенным на нем гидравлическим механизмом свободного
20 хода, ведущий элемент которого установлен с возможностью качания на оси с радиальными каналами, размещенной параллельно оси вращения ведомого
BBJIB o T JI H ч а ю щ и Й с я тем, что, с целью повышения надежности и увеличения КЩ, ось кинематически связана с ведущим валом зубчатыми колесами с передаточным отношением 1: 2, а радиальные ка30, налы расположены взаимно пери енд ик улярно .
1337590
Ю
Фиа 1
Составитель Г, Савочкин
Техред Л.Сердюкова Корректор Н. Король
Редактор Ю, Середа
Заказ 4111/32 Тираж 811
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4