Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач для тракто1/ S 3 ров и аналогичных машин. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем обеспечения ее использования с диапазонньм редуктором . Коробка передач транспортного средства содержит распределитель 20, который снабжен дополнительной позицией 21, связьшающей с нагнетательной магистралью источника 16 рабочей жидкости оба тормоза 13 и 14, и пружиной 19, воздействующей на распределитель при включении дополнительной позиции. Клапан 27 выполнен регулируемым и связан с педалью 29, взаимодействующей в конце ее хода с упором 34 распределителя для включения дополнительной позиции. 1 ил. сл 35 30

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

1511 4 В 60 К 17/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР, ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4010303/31 — 11 (22) 21. 01 86 (46) 07. 10. 87. Бюл. !! 37 (71) Белорусский политехнический институт (72) О.К. Довнар, A.Т. Скойбеда, А.А. Черкас и А.И. Бобровник (53) 629.113(088.8) (56) Гидравлические системы транспортных коробок передач с переключением под нагрузкой. ЦНИИТЭИтракторосельхозмаш, М., 1977, с. 12, рис. 5. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к коробкам передач для тракто„„Я0„„1342757 А1 ров и аналогичных машин. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем обеспечения ее использования с диапазонным редуктором. Коробка передач транспортного средства содержит распределитель 20, который снабжен дополнительной позицией 21, связывающей с нагнетательной магистралью источника 16 рабочей жидкости оба тормоза 13 14, и пружиной 19, воздействующей на распределитель при включении дополнительной позиции. Клапан 27 выполнен регулируемым и связан с педалью 29, взаимодействующей в конце ее хода с упором

34 распределителя для включения доФ полнительной позиции. 1 ил.

1342757

55

Изобретение относится к транспортному машиностроению в частности к коробкам передач для тракторов и ана— логичных машин.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей коробки передач путем обеспечения ее использования с диапазонным редуктором.

На чертеже представлена гидравлическая приниципиальная схема коробки передач.

Коробка передач транспортного средства содержит входной I и выходной 2 валы, планетарный механизм 3 с двумя коронными шестернями 4 и 5, двумя солнечными шестернями 6 и 7 и связывающими их двухвенцовыми сателлитами 8, установленными на осях 9 в водиле 10, связанном с выходным валом 2, две муфты ll и 12, установленные между входными валом 1 и коронными шестернями 4 и 5, два тормоза 13 и 14, установленные между корпусом 15 и солнечными шестернями 6 и

7. Гидросистема управления данной коробкой передач включает в себя источник 16 рабочей жидкости, в нагнетательной магистрали 17 которого установлен управляемый рычагом 18 и снабженный пружиной 19 распределитель

20 с позициями 21-26, регулируемый клапан 27, установленный между нагнетательной магистралью 17 и гидробаком

28, и педаль 29 с пружиной 30, связанную тягой 31 с регулируемым органом 32 клапана 27 и взаимодействующую концом 33 в конце ее хода с упором 34 распределителя 20. С выходным валом 2 коробки передач связан диапазонный редуктор 35, управляемый, например, рычагом 36, воздействующим на подвижный управляющий элемент — шлицевую втулку 37.

Коробка передач работает следующим образом.

Для начала движения транспортного средства полностью выжимается педаль

29, что вне зависимости от включенной позиции выводит распределитель в позицию 21. Это связывает муфты ll u

l2 с гидробаком 28, что прекращает передачу крутящего момента от входного вала 1 к коронным шестерням 4 и 5 и далее к выходному валу 2, а тормоза 13 и !4 связывает с источником 16 рабочей жидкости, работающими при минимальном давлении, определяемым клапаном 27, что исключает ведение (7

25 .30

45 выходного ва. ы 2 зы счет сил трения, присутствующих в муфтах 11 и 12, в результате чего обеспечивается В03можность включения требуемой передачи в диапазонном редукторе 35. После включения передачи в диапазонном редукторе 35 педаль 29 начинает отпускаться, при этом конец 33 отходит от упора 34, и распределитель 20 за счет пружины 19 переходит в позицию

22, соответствующую низшей передаче коробки передач, при которой рабочая жидкость от источника 16 подается в муфту 11 и тормоз 14. Постепенным отпусканием педали 29 производится корректировка давления открытия клапана 27, что постепенно повышает давление в муфте )I и тормозе 14 и обеспечивает плавное трогание транспортного средства с места, после чего педаль 29 отпускается полностью.

Дальнейшее увеличение скорости транспортного средства производится обычным порядком, т.е. ручным переключением распределителя 20 в позицию 23 (промежуточная между низшей и средней передачами), в позицию 24 (средняя передача), в позицию 25 (промежуточная между средней и высшей передачами) или в позицию 26 (высшая перадача).

Для прекращения движения транспортного средства полностью выжимается педаль 29, при этом. прекращается передача крутящего момента от входного 1 к выходному 2 валу, т.е. от двигателя транспортного средства к движителю, после чего остановка производится основными тормозами транспортного средства или за счет сил сопротивления. Включение распределителя 20 в позицию 21 при этом производится только при минимальном давлении в нагнетательной магистрали 17 что исключает нецелесообразность и даже в некоторой мере вредное торможение транспортного средства фрикционами коробки передач. формула изобретения

Коробка передач транспортного средства, содержащая входной и выходной валы, планетарный механизм с двумя парами центральных шестерен и связывающими последние двухвенцовыми сателлитами, установленными на осях в водиле, связанном с выходным валом, 1342757

Составитель А. Барыков

Редактор О. Головач Техред М.Ходанич Корректор М. Пожо

Заказ 4590/17 Тираж 598 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 две муфты, установленные между первой парой центральных шестерен и входным валом, два тормоза, установленные между второй парой централь5 ных шестерен и корпусом, распределитель с рычагом управления, выполненный с возможностью сообщения источника давления с соответствующими полостями муфт, а также с одной из

10 муфт и одного иэ тормозов, клапан, установленный в гидролинии, сообщающей источник давления рабочей жидкости с гидробаком, подпружиненную педаль, отличающаяся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей коробки передач путем обеспечения ее использования с диапазонным редуктором, она снабжена пружиной, установленной между рычагом 20 управления распределителем и корпусом, упором, выполненным с воэможностью взаимодействия с педалью, причем распределитель выполнен шестипозиционным и шестилинейным, при этом 25 в первой позиции первая линия сообщена с источником давления рабочей жидкости, вторая линия сообщена с пологтью первой муфты, третья линия — с полостью второй муфты, четвертая линия — с полостью первого тормоза, пятая линия — с полостью второго тормоза, шестая линия — с гидробаком, при этом в первой позиции первая линия сообщена с четвертой и пятой, а шестая — с второй и третьей во второй позиции первая линия сообщена с второй и пятой, шестая — с третьей и пятой, в третьей позиции линия сообщена с третьей и четвертой, шес тая линия — с второй и пятой, в четвертой позиции первая линия сообщена с второй и пятой, шестая — с третьей и четвертой, в пятой позиции первая линия сообщена с третьей и пятой, шестая — с второй и четвертой, в шестой позиции первая линия сообщена с второй и третьей, шестая — с четвертой и пятой, причем клапан выполнен регулируемым, при этом орган управления клапаном кинематически связан с упомянутой педалью, причем выходной вал связан с диапаэонным редуктором.