Тормоз

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в грузоподъемных машинах. Целью изобретения является повышение надежности путем увеличения тормозного усилия посредством обеспечения дополнительного прижатия колодок. Для этого колодочньй тормоз имеет тормозные колодки 10 с поперечными пазами 1 1 , охватывающие шкив (Ш), В пазы 11 установлены роликовые опоры 12. Съемная тормозная накладка 14 внутренней поверхностью 15 взаимодействует с Ш. Внешняя поверхность 13 выполнена с граненой поверхностью и взаимодействует с роликовыми опорами 12. Предусмотрены различные варианты выполнения числа граней тормозных накладок в зависимости от количества роликовых опор. При торможении вместе с Ш начинают перемещаться накладки 14. При этом внешняя граненая поверхность 13 перекатывается по роликовым опорам 12, создавая дополнительное прижимающее усилие накладок 14 к Ш. 4 з.п. ф-лы, 5 ил. I (Л N« СО ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

COLlPIAЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

Il0 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4083010/31-27 (22) 27.06.86 (46) 07.11.87. Бюл. ¹ 41 (71) Ворошиловградский машиностроительный институт (72) В.Н. Старченко и Л.И. Манжура (53) 62-592.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹- 1004250, кл. В бб D 5/08, 1979. (54) ТОРМОЗ (57) Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в грузоподъемных машинах. Целью изобретения является повышение надежности путем увеличения тормозного усилия посредством обеспечения дополнительного прижатия колодок. Для этого колодочный тормоз имеет тормоз„„SU,1 50106 А I (51) 4 В бб D 5/08, F 16 D 49/20 ные колодки 10 с поперечными пазами 11, охватывающие шкив (Ш).. В пазы

11 установлены роликовые опоры 12.

Съемная тормозная накладка 14 внутренней поверхностью 15 взаимодействует с Ш. Внешняя поверхность 13 выполнена с граненой поверхностью и взаимодействует с роликовыми опорами 12. Предусмотрены различные варианты выполнения числа граней тормозных накладок в зависимости от количества роликовых опор. При торможении вместе с III начинают -перемещаться накладки 14. При этом внешняя граненая поверхность 13 перекатывается по роликовым опорам 12, создавая дополнительное прижимающее усилие накладок 14 к Ш. 4 з.п. ф-лы, 5 ил.

1 135010

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в грузоподъемных механизмах.

Целью изобретения является повыC ) шение надежности путем увеличения тормозного усилия посредством-обеспечения дополнительного усилия прижатия колодок.

На фиг. 1 изображен колодочный тормоз, общий вид; на фиг. 2 — тормозная колодка; на фиг. 3 — вид А на фиг. 2; на фиг. 4 — схема колодки и накладки; на фиг. 5 — вариант крепления тормозной колодки.

15 .

Тормоз содержит основание 1 „к которому шарнирно закреплены рычаги

2 и 3 и электродвигатель 4. К верхнему концу тормозного рычага 2 шарнирно закреплен трехплечий рычаг 5, которыи соединен с тормозным рычагом

3 тягой 6. К трехплечему рычагу 5 шарнирно крепится тяга 7 с пружиной ,8. К концу трехплечего рычага 5 шарнирна закреплен шток толкателя 4. К тормозным рычагам 2 и 3 посредством пальцев 9 закреплены тормозные колодки 10. Тормозная колодка 10 выполнена с поперечными пазами 11 и установленными в них роликовыми опорами 12, Зо с которыми взаимодействует внешняя граненая поверхность 13 съемной тормозной накладки 14. Внутренняя рабочая поверхность 15 накладки 14 снабжена фрикционной прокладкой 16„ кото35 рая взаимодействует с тормозным шкивом 17.

Съемная тормозная накладка 14 закреплена к колодке 10 посредством . двух пружин 18 равной жесткости, или 40 возможно крепление накладки 14 двумя пружинами 18 к тормозным рычагам 2 и

3, в последнем случае тормозные рычаги 2 и 3 снабжены регулировочными винтами 19. Тормозная колодка 10 выполнена с пазами 20, в которых перемещаются направляющие упоры 21 тормозных накладок 14.

Тормоз работает следующим образом.

Когда тормозной шкив 17 растормо50 жен, рабочая пружина 8 находится в сжатом состоянии, а тормозные колодки 10 на рычагах 2 и 3 — в свободном состоянии. При торможении привод тормоза отключается, пружина 8 разжимается и посредством тяги 7 поворачи55 вает вниз трехплечий рычаг 5, при этом тормозные рычаги 2 и 3 сходятся до соприкосновения рабочей поверх6 2 ности 15, которая снабжена фрикционной прокладкой 16, накладок 14 с поверхностью тормозного шкива 17.

Появляется тормозной момент, направленный против вращающего момента шкива 17, так как последний больше первого, то тормозные накладки 14 начинают перемещаться вместе с тормозным шкивом 17 в направлении вращающего момента, при этом внешняя граненая поверхность 13 накладок 14 перекатывается TIQ роликовым опорам 12 колодок 10. В начальный момент совместного движения расстояние от контактных точек роликовых опор 12 с гранями внешней поверхности 13 тормозных накладок 14 до оси вращения минимально, а при дальнейшем перекатывании граней но роликовым опорам

12 величина этого расстояния увеличивается от К „ „ до R« Причем значению R„ „„ соответствует положение, при котором на роликовую опору 12 накатывается ребро граней поверхности 13. Поскольку роликовые опоры 12 не имеют возможнос.ги перемещаться в радиальном направлении (от оси вращения), то тормозные накладки 14 опновременно с поворотом поджимаются в радиальном направлении к центру вращения, создавая при этом дополнительное усилие на тормозной шкив 17.

Дополнительное усилие определяется величиной угла d-, образованного гранями поверхности 13.

Происходит самотормажение путем самозаклинивания тормозного шкива 17 вместе с накладками 14 в тормозных колодках 10, нри этом тормозной момент плавно увеличивается и шкив 17 останавливается.

Максимальная величина хода тормозной накладки 14 по направлению вращения тормозного шкива 17 (вместе са шкивом) не превышает половины расстояния между внешними ребрами поверхности 13 и жестко ограничена направляющими упорами 21, которые расположены в верхней и нижней частях внешней граненой поверхности 13 накладки 14 и перемещаются в пазах 20 тормозных колодок 10 °

Нри растормаживании тормозного шкива 17 включается привод тормоза и тормозные рычаги 2 и 3 расходятся, при этом тормозные колодки 10 освобождают шкив 17 и пружины 18 возз 13501 вращают тормозные накладки 14 в исходное начальное положение, Если крепление тормозных накла— док 14 выполнено пружинами 18 непо5 средственно к тормозным рычагам 2 и

3, то представляется. возможным выполнить регулирование положения накладок 14 и усилия натяжения пружины 18 винтами 19. 10

Формула изобретения

1. Тормоз, содержащий шкив, рыча- ги, привод, связанные с рычагами тор- 15 мозные колодки, шарнирно закрепленные пальцами на рычагах, съемные накладки, охватывающие тормозной шкив и роликовые опоры, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения надежности путем увеличения тормозного усилия, он снабжен двумя пружинами одинаковой жесткости, установленными на концах накладок, в тормозных колодках выполнены попереч- 25 ные направляющие и продольные пазы, в которых установлены роликовые опоры, тормозные накладки выполнены

06 с внешними гранеными поверхностями, контактирующими с роликовыми опорами, при этом число граней тормозных накладок выполнено кратным количеству роликовых опор, а на концах накладок выполнены упоры, расположенные в направляющих пазах.

2. Тормоз по п. 1, о т л и ч а ю— шийся тем, что величины перемещения тормозных накладок по направлению вращения шкива, ограниченная упорами, равна или меньше половины расстояния между ребрами граней.

3. Тормоз по пп. 1 и 2, о т л и ч а ю шийся тем, что количество граней накладки вдвое больше числа роликовых опор.

4. Тормоз по пп. 2 и 3, о т л ич а ю шийся тем, что свободные концы пружин закреплены на тормозной колодке.

5. Тормоз по пп. 1-3, о т л ич а ю шийся тем, что он снабжен регулировочными винтами, соединяющими рычаги со свободными концами пружин.

1350106

Составитель И. Лукина

Техред Л.Сердюкова

Редактор Н. Лазаренко

Корректор M. Пожо

Заказ 5222/20

Тираж..721

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4