Способ экспресс-проверки работоспособности антиблокировочных тормозных систем транспортных средств в лабораторных условиях

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - упрощение процесса проверки. Оценку работоспособности антиблокировочной системы осуществляют на стенде по соотнощению количества теплоты, выделенной имитатором 5 тормозного момента и имитатором 4 момента сцепления колеса с поверхностью дороги при задаваемом времени торможения. 1 ил. (Л со ел ел сд го 4:

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН д11 4 В 60 Т 17/22

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К АBTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3916369/27-!1 (22) 21.06.85 (46) 30.11.87. Бюл. № 44 (71) Минский автомобильный завод (72) Н. Г. Мальцев (53) 629.113-59 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1169862, кл. В 60 Т 17/22, 1983. (54) СПОСОБ ЭКСПРЕСС-ПРОВЕРКИ

РАБОТОСПОСОБНОСТИ АНТИБЛОКИРОВОЧНЫХ ТОРМОЗНЫХ СИСТЕМ ТРАН„„Я0„„1355524 А 1

СПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЛАБОРАТОРНЫХ УСЛОВИЯХ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — упрощение процесса проверки. Оценку работоспособности антиблокировочной системы осуществляют на стенде по соотношению количества теплоты, выделенной имитатором 5 тормозного момента и имитатором 4 момента сцепления колеса с поверхностью дороги при задаваемом времени торможения. 1 ил.

1355524

Изобретение относится к машиностроению, в частности к способам антиблокировочных тормозных средств транспортных средств в лабораторных условиях.

Цель изобретения — упрощение процесса проверки.

На чертеже представлена блок-схема стенда для реализации способа в лабораторных условиях.

Стенд содержит последовательно связанные между собой трансмиссией двигатель раскрутки, имитатор 2 кинетической энергии и скорости (например, маховик), имитатор 3 сил сопротивления движению (например, электромагнитную порошковую муфту), имитатор 4 сцепления колеса с поверхностью дороги, имитатор 5 тормозного момента, имитатор 6 колеса. С имитатором 2 связан датчик 7 частоты вращения. Кроме того, стенд содержит блок 8 воспроизведения сил сопротивления движению, блок 9 воспроизведения момента сцепления колеса с поверхностью дороги, блок 10 воспроизведения функциональной зависимости тормозного момента от частоты вращения и давления, выходы которых подключены к управляющим входам, соответственно, имитаторов

3, 4 и 5. Выход датчика 7 частоты вращения подсоединен к одному из входов блока 10 воспроизведения функциональной зависимости тормозного момента от частоты вращения и давления (в приводе) и к входу блока 11 вычисления текущего значения кинетической энергии маховика-имитатора 2. С имитаторами 3, 4 и 5 связаны теплообменники 12 со встроенными термопарами, выходы которых подсоединены к входам блоков

13, 14 и 15 вычисления количества теплоты, выделенной в имитаторах 3, 4 и 5. Выходы блоков 11, 13, 14, 15 подсоединены к входам блока 16 регистрации и выдачи информации. На чертеже также схематически указана антиблокировочная тормозная система 17, включающая в себя датчик 18 частоты вращения имитатора 6 колеса и модулятор 19 тормозного давления в приводе, проверяемый канал которого сообщен с датчиком давления в приводе (не показан) .

На чертеже не показан блок задания фиксированного отрезка времени (реле времени).

Способ реализуется путем подключения одного из датчиков 18 антиблокировочной тормозной системы 17 к имитатору 6 колеса, а также выхода модулятора 17 — к датчику давления в приводе (не показан), выход которого подсоединен к входу блока 1О, последующей раскрутки связанных трансмиссией вращающихся элементов стенда, задания блоком 9 условий сцепления и регистрации блоком 16 показателей работоспособности антиблокировочной тормозной системы.

Оценку производят по соотношению величин количества теплоты, выделенной имитатором 5 тормозного момента и имитатором 4 момента сцепления колеса с поверхностью дороги при задаваемом времени торможения.

При торможении колесным тормозом кинетическая энергия движущегося транспортного средства преобразуется в теплоту в тормозе и в месте контакта колеса с поверхностью дороги, а антиблокировочная тормозная система предназначена для обеспечения торможения без блокировки (юза) колес.

Поэтому у работоспособной антиблокировочной тормозной системы при экстренном торможении преобразование кинетической энергии движущегося транспортного средства в тепловую энергию происходит в колесных тормозах и незначительное — в месте контакта колеса с поверхностью дороги. При блокировке колеса практически вся кинетическая энергия транспортного средства превращается в тепловую энергию в месте кон20 такта шины с поверхностью дороги. Это и позволяет выделить неработоспособную антиблокировочную систему.

Проверка антиблокировочных тормозных систем автомобилей позволяет быстро проводить их экспресс-диагностику независимо от конструктивного и логического построения систем. Имитаторы 4 и 5 могут быть выполнены электромагнитными или в виде многодисковой фрикционной муфты и тормоза, работающих в масляной ванне.

Перед началом проверки в блоки 8, 9 и 10 вводятся начальные условия и функциональные зависимости, определяющие сопротивления движению, сцепной и тормозной моменты. Двигатель 1 раскручивает маховикимитатор 2 и имитатор 6 колеса.

Проверка начинается с включения тормозной системы 17. В системе 17 возрастает давление, которое через модулятор 19 воздействует на блок 10. В блоке 10 вырабатывается управляю,:ций сигнал в зависимости от текущих значений давления и ско40 рости, измеряемой датчиками 7. Он поступает на вход имитатора 5.

В имитаторе 5 возрастает тормозной момент, что вызывает замедление вращения имитатора 6 колеса (за счет сил трения в имитаторе 5) и рол его скольжения по

4 отношению к маховику!!. Кинетическая энергия маховика-имитатора 2 (за исключением части энергии, поглощаемой муфтой-имитатором 3 сил сопротив;нния движению) превращается в тепловую энергию в муфтах 4 и 5. Величины кинетической энергии маховика 2 и тепловой энергии, выделенной в муфтах 3, 4 и 5, вычисляются, соответственно, в блоке 11, 13, 14 и 15 и передаются на блок 16 регистрации и выдачи информации.

При достижении критического замедления (при угрозе блокировки) имитатора 6 колеса при вращающемся маховике-имитаторе

2, датчик 18 выдает в систему 17 сигнал, 1355524

Формула изооретеная

Составитель С. Макаров

Редактор А. Долинич Техред И. Верес . Корректор М. Шароши

Заказ 5467/20 Тираж 590 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 вызывающий снижение давления в тормозе колеса на определенную величину и, соответственно, тормозной момент в муфте-имитаторе 5. При этом максимальный момент сцепления в муфте 4 может оказаться несколько больше тормозного момента муфты 5 либо при некотором скольжении установится равновесие между сцепным и тормозным моментами в указанных муфтах. И в этом и другом случае значительная часть кинетической энергии маховика 2 превращается в тепловую энергию в муфте-имитаторе 5 тормозного момента. Оператор также может через блок 9 вводить уменьшение момента сцепления в муфте, соответствующее попаданию колеса на мокрое пятно или скользящий участок дороги. При неисправной антиблокировочной системе 17 сигнал на сброс давления в муфте-имитаторе 5 не поступает и происходит блокировка имитатора 6 колеса (за счет блокировки муфты 5) при вращающемся маховике 2. В этом случае практически вся кинетическая энергия маховика 2 поглощается муфтой-имитатором 4 и превращается в ней в тепло (в месте контакта колеса с поверхностью дороги) . По соотношению количества теплоты, выделенной муфтами 4 и 5, можно судить о работоспособности антиблокировочных систем независимо от их конструктивного исполнения и алгоритма функционирования.

Способ экспресс-проверки работоспособ10 ности антиблокировочных тормозных систем транспортных средств в лабораторных условиях, заключающийся в измерении температуры рабочего тела узла, осуществляющего затормаживание колеса, и продолжительности процесса торможения, отличающийся тем, что, с целью упрощения процесса проверки, в начале и конце процесса торможения измеряют температуру рабочего тела узла, имитирующего момент сцепления коле1 са с поверхностью дороги, и по отноше 2ц нию количеств теплоты, выделенной в указанных узлах, оценивают работоспособность антиблокировочных тормозных систем транспортных средств.