Устройство для ослабления поля электродвигателя постоянного тока
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах грузоподъемных механизмов . Целью изобретения является повышение надежности. Устройство со держит элементы 1,2 задержки,вход первого элемента 1 соединен с выходом блока 3 задания, блок 4 управления полем, вход которого через транзисторный триггер 13 подключен к выходу датчика 5 тока якоря. Выход датчика тока якоря подключен-к выходу первого элемента 1 задержки и к входу второго элемента 2 задержки. Устройство позволяет повысить надежность , работы электродвигателя за счет исключения его перегрузки при увеличении нагрузки. 2 ил,
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕаЪБЛИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЬТИЙ (21) 3943878/.24-07 (22) 14.08.86 (46) 30. 11.87, Бюл. N- 44 (71) Всесоюзный научно-исследовательский,проектно-конструкторский и технологический институт кранового и тягового электрооборудования (72) А.П.Богословский, А.В.Гедеонов и Г.И.Шустова (53) 621. 316. 718. 5 (088. 8) (56) Богословский А.П. и др. Судовые электроприводы. — Судостроение.т.2.
Л., 1976, с. 367.
Авторское свидетельство СССР
9 1249682, кл. Н 02 P 5/06, 1986. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСЛАБЛЕНИЯ ПОЛЯ
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА
„„SU„„1356168 А 1 (Ю1 H 02 P 5/06 7/28 (57) Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах грузоподъемных механизмов. Целью изобретения является повышение надежности. Устройство со. держит элементы 1,2 задержки, вход первого элемента 1 соединен с выходом блока 3 задания, блок 4 управления полем, вход которого через транзисторный триггер 13 подключен к выходу датчика 5 тока якоря. Выход датчика тока якоря подключен к выходу первого элемента 1 задержки и к входу второго элемента 2 задержки.
Устройство позволяет повысить надежность. работы электродвигателя за счет исключения его перегрузки при увеличении нагрузки. 2 ил.
6168 2
30
БО
1
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в электроприводах буксирных лебедок.
Цель изобретения — повышение на5 дежности.
На фиг. 1 приведена схема устройства;на фиг. 2 — электромеханическая характеристика электропривода в координатах I (ток якоря), и (частота вращения).
Устройство для ослабления поля электродвигателя постоянного тока содержит элементы 1 и 2 задержки, вход первого элемента 1 соединен с выходом блока 3 задания, блок 4 управления полем, датчик 5 тока якоря, развязывающие диоды 7 — 11, конден-сатор 12, транзисторный триггер 13 с эмиттерной связью, база входного транзистора 14 которого подключена к датчику 5 тока и через первый диод 7 к выходу первого элемента 1 задержки и входу второго элемента 2 задержки, база выходного транзистора 15 триггера 13 через последовательно соединенные конденсатор 12 и ключ 6 соединена с общей точкой устройства, через второй диод 8 к коллектору входного транзистора
14, параллельно ключу подсоединен третий диод 9, вход и выход второго элемента 2 задержки через четвертый
10 и пятый 11 диоды подключена к управляющему входу ключа 6, коллектор выходного транзистора 15 триггера соединен с входом блока 4 управления полем, высокому уровню сигнала на входе блока 4 ослабления поля соответствует режим максимального значения поля, сигнал близкий нулю соответствует режиму ослабления поля.
Датчик 5 включает в себя выпрямитель, поэтому при реверсировании тока сигнал на выходе не изменяет полярность, Устройство для ослабления поля электродвигателя работает следующим образом.
Устройство предназначено преимущественно для привода буксирных лебедок. На фиг. 2 показаны электромеханические характеристики при травлении каната в III u IV квадрантах.
Характеристика А соответствует полному полю, характеристика Б — ослабленному полю. Рассмотрим работу с нагрузкой, при которой электродвигатель может работать с ослабленным полем.При задании режима "Травить" разрешается ослабление поля двигателя (в зависимости от величины тока якоря). Разгон электродвигателя до выхода на характеристику А происходит с полным полем (для улучшения качества переходного процесса), что достигается с помощью элемента 1 задержки, который после появления задания некоторое время удерживает триггер 13 в положении . соответствующем полному полю (транзистор 14 открыт, транзистор 15 закрыт), рабочая точка перемещается в точку а . По истечении выдержки времени элемента
1 триггер 13 начинает управляться от датчика 5 тока, так как ток якоря небольшой, то транзистор 14 закрывается, открывается транзистор 15.
Рабочая точка перемещается из точки а в точку 5, соответствующую току якоря при ослабленном поле. Однако за счет динамических процессов рабочая точка кратвовременно перемещается в зону токов, соответствующих полному полю электродвигателя (точка 5 ). Если не запретить на время переходного процесса переход с ослабленного поля на полное,то при вод попадает в автоколебательный режим работы: полное поле — ослабленное поле — полное поле.. » . Автоколебательный режим исключается благодаря наличию элемента 2 задержки, ключа 6 и конденсатора 12.
По истечении времени задержки элемента 2 конденсатор 12 разрядится через цепь базы транзистора 15 и диод 9, благодаря чему транзистор 15 останется открытым. Несмотря на то,что ток в цепи якоря увеличился и открылся транзистор 14 осуществляется задержка на усиление поля двигателя. Через некоторое время рабочая точка возвращается из точки в точку 5, соответствующую статическому току якоря при ослабленном поле. Однако буксирная лебедка может работать в условиях волнения моря, когда нагрузка электродвигателя периодически изменяется. В этом случае задержка перехода с ослабленного поля на полное может привести к выходу электродвигателя из строя, он периодически будет работать на ослабленном поле с недопустимой в этом режиме нагрузкой.Для исключения периодических перегрузок
Устройство для ослабления поля электродвигателя постоянного тока, содержащее элементы задержки, блок задания, выход которого соедиен с входом первого элемента задержки, блок управления полем, датчик тока якоря, ключ и развязывающие диоды, о т л и ч а ю щ е е с я тем,что, с
20 Составитель В.Трофименко
Редактор М.Петрова, Техред Л.Сердюкова
Корректор А. Зимокосов
Заказ 5808/52 краж 659
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, И-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4 з 135616 при волнении моря задержка перехода с ослабленного поля на полное после перехода рабочей точки в точку О статической нагрузки снимается, что достигается размыканием ключа 6 пос5 ле окончания действия выдержки времени элемента 2 задержки.
Таким образом, предлагаемое устройство позволяет повысить надежность работы привода при периодически изменяющейся статической нагрузке. формула изобретения целью повышения надежности, в него введены конденсатор, транзисторный триггер с эмиттерной связью,база входного транзистора которого подключена к выходу датчика тока якоря и через первый диод — к выходу первоЧ.о элемента задержки и входу второго элемента задержки, база выходного транзистора триггера через последовательно соединенные конденсатор и ключ подключена к общей точке устройства, а через второй диод соединена с,коллектором входного транзистора, параллельно ключу подсоединен третий диод, вход и выход второго элемента задержки через четвертый и пятый диоды подключены к управляющему входу ключа, коллектор выходного транзистора триггера соединен с входом блока управления полем, выход которого предназначен для подключения к обмотке возбуждения электродвигателя.