Способ защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева

Реферат

 

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями. Цель - повысить надежность. Способ защиты позволяет своевременно исключить повышение т-ры газа и деталей горячей части двигателя путем кратковременного прекращения подачи топлива по сигналу достижения измеренной малоинерционными термопарами т-ры газа допустимого значения, поступающему с третьего сумматора 9 на компаратор 10. Сигнал, профилированный счетчиком 11 времени для исключения ложных срабатываний, поступает на элемент И 12 в течение времени превышения измеренной т-ры заданного уровня. При условии наличия в элементе И сигнала от блока 13 управления стартером выдается команда на электромагнитный клапан 14 отсечки с воздействием на дозатор 5 топлива и через счетчик 15 времени на включение на заданное время блока 16 управления зажиганием. 1 ил.

Изобретение относится к области управления газотурбинными двигателями, в частности к способам защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева путем регулирования подачи топлива. Целью изобретения является повышение надежности на двигателе, оборудованном системой зажигания, на запуске во время работы стартера. На чертеже представлена функциональная схема устройства защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева. Устройство защиты турбины содержит задатчик 1 температуры с двумя входами, первый и второй сумматоры 2 и 3, преобразователь 4 сигнала, дозатор 5 топлива, термопару 6, дифференциатор 7, малоинерционную термопару 8, третий сумматор 9, компаратор 10, первый счетчик 11 времени, элемент И 12 с двумя входами и двумя выходами, к первому входу которого подключен блок 13 управления стартером, электромагнитный клапан 14 отсечки топлива, связанный с дозатором 5 топлива, второй счетчик 15 времени, связанный выходом с блоком 16 управления зажиганием, и датчик 17 температуры воздуха на входе в двигатель, подключенный к входу задатчика 1 температуры, связанного первым и вторым выходами с первыми входами соответственно первого и второго сумматоров 2 и 3. Первый и третий сумматоры 2 и 9, преобразователь 4 сигнала и дозатор 5 топлива соединены последовательно. Термопара 6 подключена к второму входу первого сумматора 2 и через дифференциатор 7 к второму входу третьего сумматора 9. Малоинерционная термопара 8 связана с вторым входом второго сумматора 3, выход которого через последовательно установленные компаратор 10 и первый счетчик 11 времени соединен с вторым входом элемента И 12. Первый и второй выходы элемента И 12 подключены соответственно к второму счетчику 15 времени и электромагнитному клапану 14 отсечки топлива. Устройство защиты турбины газотурбинного двигателя от перегрева работает следующим образом. Сигнал от датчика 17 температуры воздуха на входе в двигатель поступает в задатчик 1 температуры, который формирует заданный сигнал, пропорциональный величине ограничения температуры газа за турбиной. Заданный сигнал в первом сумматоре 2 сравнивается с сигналом измеренной температуры газов от термопары 6, который проходит также на дифференциатор 7 и затем в третьем сумматоре 9 суммируется с выходным сигналом первого сумматора 2. Полученный сигнал поступает на преобразователь 4 сигнала, а затем к дозатору 5 топлива, осуществляющего по его величине подачу топлива в газотурбинный двигатель. Одновременно температура газов за турбиной измеряется и малоинерционной термопарой 8 и сравнивается во втором сумматоре 3 с заданным сигналом от задатчика 1 температуры. При превышении сигнала малоинерционной термопары 8 заданного сигнала компаратор 10 срабатывает и через заданную первым счетчиком 11 времени задержку, например, длительностью около 0,2 с на второй вход элемента И 12 поступает соответствующий сигнал. При наличии сигнала от блока 13 управления стартером и на первом входе элемента И 12 появляются сигналы и на выходах элемента И 12, по которым электромагнитный клапан 14 отсечки топлива прекращает подачу топлива в газотурбинный двигатель, а второй счетчик 15 времени на заданное время, например, из условия обеспечения бесперебойной работы камеры сгорания включает блок 16 управления зажиганием. (56) Авторское свидетельство СССР N 700007, кл. F 02 C 9/28, 1978. Боднер Ю. А. , Рязанов Ю. А. и Шаймарданов Ф. А. Системы автоматического управления двигателями летательных аппаратов. М. : Машиностроение, 1973, с. 181, рис. 4.6.

Формула изобретения

СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПЕРЕГРЕВА, заключающийся в измерении температуры газов, сравнении измеренной температуры газов с заданным значением, суммировании сигнала рассогласования с сигналом скорости изменения температуры газов и дозирования топлива в камеру сгорания двигателя пропорционально полученному управляющему сигналу, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности на двигателе, оборудованном системой зажигания, на запуске во время работы стартера, дополнительно измеряют температуру газов малоинерционной термопарой, сравнивают сигнал малоинерционной термопары с заданным сигналом, при превышении сигналом малоинерционной термопары заданного сигнала прекращают с заданной задержкой дозирование топлива в камеру сгорания и одновременно на заданное время включают систему зажигания.

РИСУНКИ

Рисунок 1

QB4A Государственная регистрация договора о распоряжении исключительным правом

Дата и номер государственной регистрации договора: 25.09.2000 № 11252

Вид договора: лицензионный

Лицо(а), предоставляющее(ие) право использования: Открытое акционерное общество "Авиадвигатель" (RU)

Лицо, которому предоставлено право использования: ОАО "Пермский моторный завод" (RU)

Условия договора: НИЛ, Срок действия: 13.11.2017 Территория действия: РФ

Дата публикации: 27.10.2011