Механизм ручного запуска для двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить долговечность механизма ручного запуска . Для этого предохранительная муфта 10 с поджимными пружинами 11 размещена в корпусе 1 и выполнена в виде храпового колеса 12, жестко 15 установленного на валу 8, опорного диска 13, установленного на оси 14 крышки 2, и установленных шарнирно на осях 15, закрепленных в проушинах диска 13, защелок. Каткдая из последних имеет зуб и скосы, которые взаимодействуют с выступами 21 шкива 3. Зубья защелок зацеплены с зубьями храпового колеса 12. После запуска двигателя шестерня 6 выходит из зацепления с промежуточной шестерней. Зубья колеса 12 проскальзывают по защелкам 16, раздвигая их в радиальном направлении. При перегрузке срабатывает муфта 10. При этом пружины 11 сжимаются и выступы 21 взаимодей- . ствуют со скосами защелок 16. Последние при этом выходят из зацепления с колесом 12, предохраняя тем самым детали устр-ва от перегрузки. 3 ил. (Л оо 05 СО О5
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
61367 А1 (19) (И) (so 4 F 02 М 3/02
)gf (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4099155/25-06 (22) 19.05.86 (46) 23.12.87. Бюл. ¹ 47 (71) Белорусский политехнический институт и Гомельский завод пусковых двигателей им. П.К.Пономаренко (72) В.Г.Щегорцов, В.И.Козлов, Н.В.Богдан и Е.И.,Габа (53) 621.43 (08Я.Я) (56) Коваль И:А. и др. Дизель СМД-60. — М.: Колос, 1979, с. 162-165. (54) МЕХАНИЗМ РУЧНОГО ЗАПУСКА ДЛЯ
ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ . (57) Изобретение позволяет повысить долговечность механизма ручного запуска. Для этого предохранительная муфта 10 с поджимными пружинами 11 размещена в корпусе 1 и выполнена в виде храпового колеса 12, жестко установленного на валу 8, опорного диска 13, установленного на оси 14 крышки 2, и установленных шарнирно .на осях 15, закрепленных в проушинах диска 13, защелок. Каждая из последних имеет зуб и скосы, которые взаимодействуют с выступами 21 шкива 3.
Зубья защелок зацеплены с зубьями храпового колеса 12. После запуска двигателя шестерня 6 выходит из зацепления с промежуточной шестерней.
Зубья колеса 12 проскальзывают IIQ защелкам 16, раздвигая их в радиальном направлении. При перегрузке срабатывает муфта 10. При этом пружины
11 сжимаются и выступы 21 взаимодействуют со скосами защелок 16. Последние при этом выходят из зацепления с колесом 12, предохраняя тем самым детали устр-ва от перегрузки. 3 ил.
1 13
Изобретение относится к двигателестроению, в частности к пусковым устройствам, приводимым в действие мускульной силой.
Цель изобретения — повышение надежности и долговечности механизма ручного запуска.
На фиг.1 представлен механизм ручного запуска для двигателя внутреннего сгорания; на фиг.2 — то же, продольный разрез; на фиг.3 — разрез
А-А на фиг.2.
Механизм ручного запуска для двигателя внутреннего сгорания содержит корпус 1 с крышкой 2, шкив 3 с пусковым шнуром 4 и возвратной пружиной
5 и приводную шестерню 6 с открытым винтовым пазом 7, установленную на валу 8 с ведущим штифтом 9. Предохранительная муфта 10 с поджимными . пружинами 11 размещена в корпусе 1 и выполнена в виде храпового колеса
12, жестко установленного на валу 8, опорного диска 13, установленного на оси 14 крышки 2, и установленных шарнирно на осях 15, закрепленных в проушинах опорного диска 13, эащелок
16, каждая из которых имеет зуб 17 и скосы 18 и 19. Опорный диск 13 и шкив 3 снабжены выступами соответственно 20 и 21, между которыми размещены поджимные пружины 11. Скосы
18 и 19 защелок 16 взаимодействуют с выступами 21 шкива 3, а зубья 17. защелок 16 зацеплены с зубьями 22 храпового колеса 12. Возвратная пружина 5 одним концом закреплена на шкиве 3, а другим при помощи штифта
23 закреплена на крышке 2.
Пусковой шнур одним концом присоединен к шкиву 3, а его другой конец выведен наружу корпуса 1 и снабжен пусковой рукояткой 24. Механизм ручного запуска закреплен на каретке 25 маховика запускаемого двигателя. На корпусе 1 закреплен тормозной элемент 26, контактирующий со ступицей приводной шестерни 6.
Механизм работает следующим образом.
При вытягивании пускового шнура
4 за пусковую рукоятку 24 на шкиве
3 создается крутящий момент, который от выступов 21, выполненных на шкиве
3, посредством поджимных пружин 11 передается на выступы 20, выполненные на опорном диске 13, В этот момент выступы 21 под действием пред61367 варительно сжатых пружин 11 упираются в скосы 19 защелок 16 и удерживают их в закреплении с храповым
В колесом 12. Таким образом, через защелки 16, закрепленные на проушинах опорного диска 13 посредством осей 15,крутящий момент передается на храповое колесо 12, жестко установленное на валу 8. При этом шкив
3 и опорный диск 13 вращаются вокруг оси 14, возвратная пружина 5 закручивается,,храповое колесо 12 с валом
8 вращается в подшипниках корпуса 1 и крышки каретки 25 маховика двига" тепя, установленный на валу 8 ведущий.штифт 9 двигается по винтовому пазу 7 приводной шестерни 6 и перемещает ее влево (фиг.2).Шестерня 6
2р входит в зацепление с промежуточной шестерней (не показана), которая постоянно сцеплена с венцом маховика (двигателя). От проворачивания на валу 8 шестерню 6 удерживает тормоз25 ной элемент 26. После ввода шестерни
6 в зацепление рывком разматывают пусковой шнур 4, сообщая маховику двигателя вращательное движение.
После запуска двигателя, когда
30 вращательное движение передается уже, от маховика двигателя к шестерне 6, последняя, перемещаясь винтовым пазом 7 по штифту 9, выходит из зацепления с промежуточной шестерней. В
З5 этот момент времени храповое колесо
12 вращается с большей частотой, чем шкив 3 и опорный диск 13, поэтому зубья храпового колеса 12 проскальзывают по защелкам 16, раздвигая их
40 в радиальном направлении, что исключает перегрузки в механизме ручного запуска.
Если перегрузки в предлагаемом механизме все же возникают (например, 45 при слишком резком рывке Рукоятки, при обратном ударе и др.), срабатывает предохранительная муфта 10. При этом поджимные пружины 11, установленные между выступами 21 и 20 соот-. ветственно шкива 3 и опорного диска
13, сжимаются и выступы 21 шкива 3 начинают взаимодействовать со скосами 18 защелок 16. Последние при этом выходят из зацепления с храповым
55 колесом 12, предохраняя тем самым детали устройства от перегрузки.
При отпускании пусковой рукоятки
24 возвратная пружина 5 начинает раскручиваться, шкив 3 вращается и на1361367 матывает на себя пусковой шнур 4.
Устройство готово к последующему запуску. двигателя.
Предлагаемое техническое решение позволяет повысить надежность и долговечность механизма запуска, так как при срабатывании предохранительной муфты возвратная пружина не перекашивается, что исключает неравно- ip мерное распределение нагрузки по ширине витка пружины, кроме того, детали предохранительной муфты не испытывают осевых перемещений, что позволяет уменьшить габариты устройства 15 в осевом направлении.
Формула изобретения
Механизм ручного запуска для дви- 20 гателя внутреннего сгорания, содержащий корпус с крышкой, шкив с пусковым шнуром и возвратной пружиной, приводную шестерню с открытым винтовым пазом, установленную на валу с ведущим штифтом,и предохранительную муфту с поджимными пружинами, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности, предохранительная муфта выполнена в виде храпового колеса, жестко установленного на валу, опорного диска и установленных шарнирно на опорном диске защелок с зубьями и скосами, причем опорный диск и шкив снабжены выступами, между которыми размещены поджимные пружины, скосы защелок выполнены с возможностью взаимодействйя с выступами шкива, а зубья защелок зацеплены с зубьями храпового колеса.
1361367
Фиг, 3
Составитель В.Чекмазов
Редактор Н. Тупица
Заказ 6210/39 Тираж 504 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4
17
Техред М.Ходанич Корректор А.Тяско