Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить экономичность двигателя путем включения и выключения вентилятора и разгрузки гидронасоса при отключении вентилятора. Двухпозиционный гидрораспределитель 15 привода выполнен в виде цилиндрического корпуса 16 и плунжеров 17 и 18, расположенных на общем штоке 19. Плунжерами в корпусе отделяются торцовые полости 20 и 21 и центральная полость 22. Полости 20

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) ш 4 F 0 1 P 7 / 08 5 / 04

4 »

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ь (21) 3985827/25-60

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (22) 03.12.85 (46) 23.01.88. Бюл. Р 3 (71) Московский автомеханический институт (72) Б.Б.Некрасов, В.К.Соковиков, В.Г.Макарихин и А.В.Лепешкин (53) 621.43-712.8(088.8) (56) Системы автоматического регулирования теплового состояния двигателей: Обзор. Сер. "Тракторы, самоходные шасси и двигатели". — M., ЦНИИТЭИТракторосельхоэмаш, 1972. (54) ПРИВОД ВЕНТИЛЯТОРА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить экономичность двигателя путем включения и выключения вентилятора и pasгрузки гцдронасоса при отключении вентилятора. Двухпозиционный гидрораспределитель 15 привода выполнен в виде цилиндрического корпуса 16 и плунжеров 17 и 18, расположенных на общем штоке 19. Плунжерами в корпусе отделяются торцовые полости 20 и 21 и центральная полость 22. Полости 20

1368456, и 21 подключены к патрубкам 11 и 12 отвода внешних объемов 28 и 29 управляющего гидрораспределителя 7. Полость 22 подключена к заклапанной по. лости 24 дифференциального клапана

23. Предклапанная полость 25 последнего подключена к магистрали 6 слива жидкости из напорной магистрали 5.

: Привод работает в релейном режиме с зоной нечувствительности по ходу плунжера управляющего гидрораспределителя 7. Этот режим работы привода обеспечивает разгрузку гидронасоса

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения ! ,,:двигателей внутреннего сгорания тяжелых транспортных машин.

Цель изобретения — повышение экономичности путем включения и выключения вентилятора и разгрузки гидронасоса при отключении вентилятора.

На чертеже представлена схема привода вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннеro сгорания.

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя 1 внутреннего сгорания содержит гидронасос 2, связанный с валом двигателя 1, гндромотор 3, связанный с вентилятором 4 и подключенный к напорной магистрали 5 гидронасоса 2, магистраль 6 слива жидкости из напорной магистрали 5 гидронасоса

2, управляющий гидрораспределитель 7 с впускным отверстием 8, двумя сливными отверстиями 9 и 10, двумя патрубками 11 и 12 отвода жидкости н перемещающимся в корпусе 13 подпружиненным плунжером 14, двухпозиционный гидрораспределитель 15, выполненный в виде цилиндрического корпуса 16 и двух плунжеров 17 и 18, расположенных на общем штоке 19 и отделяющих в корпусе 16 две торцовые 20 и ?1 и одну центральную 22 полости, и дифференциальный клапан 23 с закла панной 24 и предклапанной 25 полостями. Плунжер 14 управляющего гидро:распределителя 7 выполнен в виде

2 в заданном диапазоне т-р двигателя 1 от t„„„до t„„„, что высвобождает мощность двигателя, идущего на привод вентилятора 4 в этом диапазоне, и значительно снижает затраты на охлаждение. Это обеспечивается тем, что гидрораспределитель 15 удерживает клапан 23 в одном из двух положений до тех пор, пока плунжер 14 гидрораспределителя 7 не пройдет зону нечувствительности, определяемую расстоянием между регулировочными кромками поясков 26 и 27 плунжера 14. 1 ил. двух поясков 26 и 27, каждый из которых выполнен с двумя регулировочными кромками, разделяющими внутреннюю полость управляющего гидрораспределителя 7 на два внешних 28 и 29 и один . внутренний 30 объемы. В каждом внешнем объеме вдоль образующей расположены патрубок 11 отвода жидкости и сливное отверстие 9 для внешнего объ10 ема 28 и патрубок 12 и сливное отверстие 10 для внешнего объема 29, а впускное отверстие 8 сообщено с внутренним объемом 30 управляющего гидро16 распределителя 7. Торцовые полости

20 и 21 двухпозиционного гидрораспределителя 15 подключены соответственно к патрубкам 11 и 12 отвода жидко сти из управляющего гндрораспредели2О теля 7. Центральная полость 22 двухпозиционного гидрораспределителн 15 подключена к заклапанной полости 24 дифференциального клапана 23 и сообщена перекрываемым плунжером 17 со слнвным каналом 31, а предклапанная полость 25 дифференциального клапана

23 подключена к магистрали 6 слива жидкости из напорной магистрали 5, Датчик 32 температуры охлаждающей жидкости установлен в контур системы охлаждения двигателя 1 и соединен с плунжером 14 управляющего гидрораспределителя 7, Привод работает следующим образом.

Датчик 32 температуры, выполненный, например, в виде термосилово-о

1368456 датчика с поршнем, перемещающимся пропорционально изменению температуры, установлен в блоке двигателя 1 и перемещает плунжер 14 управляющего гидрораспределителя 7. При температуре двигателя 1, соответствующей нижнему пределу заданного диапазона температур, термочувствительное вещество, например парафин с включени- 10 ем медного порошка, в датчике 32 температуры уменьшает свой объем и плунжер 14 за счет пружины смещается вправо. При этом напорная магистраль

5 через магистраль 6 слива жидкости 15 и управляющий гидрораспределитель 7 соединяется с торцовой полостью 21 двухпозиционного гидрораспределителя

15, а его вторая торцовая полость

20 соединяется со сливным каналом 31, 20 после чего плунжеры двухпозиционного распределителя 15 перемещаются влево и соединяют заклапанную полость 24 дифференциального клапана 23 со сливным каналом 31. При этом давление в заклапанной полости 24 уменьшается и давление магистрали 6 слива, преодолевая силу пружины дифференциального клапана 23, поднимает его, разгружая гидронасос 2 на слив. Гидромотор 30

3, приводящий в движение вентилятор

4 системы охлаждения двигателя 1, останавливается, После этого температура двигателя 1 начинает возрастать, термочувствительное вещество в датчи- З5 ке 32 температуры увеличивает свой объем, перемещая плунжер 14 управляющего гидрораспределителя 7 влево. При достижении температурой двигателя 1 верхнего допустимого предела заданно- 40

ro диапазона управляющий гидрораспределитель 7 соединяет правую торцовую полость 21 двухпозиционного гидФ рораспределителя 15 с сливным отверстием 10, а левую — с впускным отвер- 45 стием 8 управляющего гидрораспределителя, вследствие чего плунжеры 17 и 18 двухпозицинного гидрораспределителя 15 сдвигаются вправо и перекрывают сливной канал 31 от заклапанной полости 24, после чего дифференциальный клапан 23 закрывается, слив прекращается и весь поток жидкости направляется на гидромотор 3.

Особенностью привода является то, что он работает в релейном .режиме с зоной нечувствительности по ходу плунжера управляющего гидрораспределителя 7. Этот режим работы привода обеспечивает разгрузку гидронасоса 2 в заданном диапазоне температур двио о гателя 1 от г.„„„до t„... что высвобождает мощность двигателя 1, идущую на привод вентилятора 4 в этом диапазоне, и значительно снижает затраты на охлаждение. Это обеспечивается тем, что в привод введен двухпозиционный гидрораспределитель 15, кото-, рый удерживает дифференциальный клапан 23 в одном из двух положений (открыто, закрыто} до тех пор, пока плунжер 14 управляющего гидрораспределителя 7 не пройдет зону нечувствительности, определяемую расстоянием между регулировочными кромками поясков 26 и 27 плунжера 14 управляющего гидрораспределителя 7.

Такой режим работы привода позволяет уменьшить затраты мощности на охлаждения в диапазоне температур от до й, „„, равном 5-6 С и больше, причем с увеличением этого диапазона эффективность привода возрастает, Формул а из о бр е т е н ия

Привод вентилятора системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащий гидронасос, связанный с валом двигателя, гидромотор, связанный с вентилятором и подключенный к напорной магистрали гидронасоса, магистраль слива жидкости из напорной магистрали гидронасоса и установленный в ней управляющий гидрораспределитель с впускным и сливным отверстиями в корпусе и перемещающимся в корпусе подпружиненным плунжером, датчик температуры охлаждающей жидкости, соединенный с плунжером управляющего гидрораспределителя, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения экономичности, привод дополнительно снабжен двухпозиционным гидрораспределителем в виде цилиндрического корпуса и двух плунжеров, расположенных на общем штоке и отделяющих в корпусе две торцовые и одну центральную полости, и дифференциальным клапаном с заклапанной и предклапанной полостями, а управляющий гидрораспределитель дополнительно снабжен двумя патрубками отвода жидкости и дополнительным сливным отверстием, его плунжер выполнен в виде двух поясков, каждый из которых выполнен с двумя

13б8456 е

Составитель Л.Черный

Редактор И.Николайчук Техред Л.Олийнык

Корректор Л. Патай

Заказ 229/30 Тираж 492 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж"35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

1 регулировочными кромками, распределяющими внутреннюю полость управляющего гидрораспределителя на три объема, . два внешних и один внутренний, причем ,, в каждом внешнем объеме вдоль образу-! ющей расположены патрубок отвода жид! кости и сливное отверстие, а впускное отверстие сообщено с внутренним объеt мом, торцовые полости двухпозиционноI го гидрораспределителя подключены к патрубкам отвода жидкости из управляющего гидрораспределителя, центральБ ная полость двухпозиционного гидрораспределителя сообщена с заклапанной полостью дифференциального клапана, а предклапанная полость последнего подключена к магистрали слива жидкос10 ти из напорной магистрали,