Соединение поршня с шатуном в двигателе внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение позволяет повысить износостойкость путем повышения эффективности смазки. Смазочные карманы 4 поршневого пальца 3 выполнены в виде сопряженных между собой лысок 5 и 6, расположенных в ненагруженной зоне трения пальцев. Карманы 4 выполнены на наружной поверхности пальца в том его месте по длине, где обеспечивается подвижность соединения и возможность качательного движения шатуна: или в месте сопряжения пальца с верхней головкой шатуна, или с бобышками поршня. При качательном движении шатуна 2 смазочное масло проникает в зону трения через кольцевую маслоподводящая канавку и засасывается в клиновой зазор 8, образованный в результате посадочного зазора 6 соединения. 4 ил. i (Л со О5 00 4 О5 СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (5i) 4 F 02 F 3/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1.) 4038091/25-06 (22) 17.03.86 (46) 23.01.88. Бюл. Ф 3 (71) Гомельский государственный университет и Гомельский завод пусковых двигателей (72) В.Я. Кусочкин, Е.И. Рыбаков и Г.А. Юнкевич (53) 621.43.-242.5(088.8) (56) Патент Франции Р 2527728, кл. F 16 J 1/16, 1982. (54) СОЕДИНЕНИЕ ПОРШНЯ С ШАТУНОМ В .ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить износостойкость путем повышения эффективности смазки. Смазочные карманы
„„SU„„1368465 А 1
4 поршневого пальца 3 выполнены в виде сопряженных между собой лысок 5 и 6, расположенных в ненагруженной зоне трения пальцев. Карманы 4 выполнены на наружной поверхности пальца в том его месте по длине, где обеспечивается подвижность соединения и возможность качательного движения шатуна: или в месте сопряжения пальца с верхней головкой шатуна, или с бобышками поршня. При качательном движении шатуна 2 смазочное масло проникает в зону трения через кольцевую маслоподводящая канавку и засасывается в клиновой зазор 8, образованный в результате посадочного зазора 6 соединения. 4 ил.
136846
Изобретение относится к машино;строению, в частности:c двигателестроению.
Целью изобретения является повы5 шение иэносостойкости путем повышения эффективности смазки.
На фиг. 1 показано сопряжение пальца с верхней головкой шатуна при его подвижном соединении с шатуном, на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1, на фиг. 3 — внешний вид пальца при подвижной его посадке в бобышках поршня; на фиг. 4 — сечение Б-Б на фиг, 3 (профиль сопряженных смазочных каналов).
В бобышках поршня 1 и в верхней головке шатуна 2 установлен поршневой палец 3, на котором в виде лысок на наружной поверхности выполнены смазочные карманы 4, причем .лыски 5 и 6 расположены в верхней зоне пальцев в пределах угла у, величина которого определяется размерногеометрическими параметрами кривошипно-ша- 25 тунного механизма и углом качания шатунов. На верхней головке шатуна
2 выполнена маслоподводящая канавка
7, через которую, подводится масло в смазочные карманы, а оттуда в клиновой зазор 8 °
Соединение работает следующим об1 разом.
При неподвижной посадке пальца 3 на бобышках поршня 1, т.е. при эащем35 ленни его концов (фиг.1), и подвижном сопряжении с головкой шатуна 2 лыски
5 и 6 расположены в верхней зоне в пределах угла ц, величина которого определяется размерногеометрическими 40 параметрами кривошипно-шатунного механизма и углом качаний шатуна двигателя внутреннего сгорания. В этом случае сила Q развиваемая в камере сгорания передается коленчатому ваУ
45 лу по силовой схеме бобышки поршня— концы пальца — нижняя зона средней части пальца — головка шатуна (точка В, фиг. 2) и далее на коленчатый вал.
Таким образом, верхняя эона паль ца, где расположены лыски, в восприятии нагрузки не участвует, а следовательно, образование таких плоских срезов на поверхности пальца площади
55 трения в узле не уменьшает.
При качательном движении шатуна 2 смазочное масло проникает в зону трения через кольцевую канавку 7 и заса5 2 сывается в клиновой зазор 8, образованный в результате посадочного зазора в соединении.
Вследствие этого между поверхностями трения пальца и головки шатуна создается стабильная масляная прослойка, обеспечивается гидродинамическае трение и повышается износостойкость сопряжения °
При неподвижном соединении пальца поршня с головкой шатуна и вращении его в бобышках поршня 1 (фиг.3) зона нагружения в узле трения расположена вверху (точка Г, фиг.4), а сма-, зочные карманы 4 (лыски) внизу, т.е. вне эоны нагружения. Здесь, как и в предыдущем случае, смазка при качании шатуна создает клиновой масляный зазор 8, обеспечивая значительное повышение работоспособности и износостойкости соединения.
Смазочные карманы выполнены на наружной поверхности пальца в том его месте по длине, где обеспечивается подвижность соединения и возможность качательного движения шатуна: или в месте сопряжения пальца с верхней головкой шатуна (фиг.1), или с бобьппками поршня (фиг.3).
Смазочные карманы выполняются в виде лысок, .снятых с цилиндрической поверхности пальца в месте его подвижного соединения с шатуном или поршнем, причем соседние лыски в поперечном сечении пальца сопрягаются друг с другом, т.е. перекрываются, обеспечивая тем самым некоторое пространство в соединении для накопления смазочного материала (фиг.2 и 4).
Количество и размеры лысок определяются номинальным посадочным диаметром пальца и особой роли не играют. Важно, чтобы они несколько перекрывали друг друга и были расположены в ненагруженной зоне соединения.
Формула и з о б р е т е н и я
Соединение поршня с шатуном в двигателе внутреннего сгорания, содержащее корпус поршня, сочлененный с шатуном при помощи поршневого пальца со смазочными карманами, выполненными на его цилиндрической поверхно" сти, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения износостойкости путем повышения эффективности з 1368465 смазки, смазочные карманы выполнены расположенных в ненагруженной зоне в виде сопряженных между собой лысок, трения пальцев.
1368465
Составитель П. Москальцов
Техред Л.Олийнык Корректор И. Муска
Редактор И, Николайчук
Заказ 231/30 Тираж 505
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Подписное
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4