Способ определения динамических характеристик пневматической шины транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к стендовым испытаниям пневматических шин транспортных средств. Цель - повьшение точности определения динамических характеристик. Шину 1, прижатую к опорной поверхности 13, закручивают в окружном направлении, затем сбрасывают нагрузку и замеряют параметры затухающих колебаний шины 1. Закручивание шины 1 производят в режиме качения импульсным торможением с последующим расторможением. В режиме ведомого качения шины 1 импульсно тормозят и растормаживают вал 3 колеса. В режиме ведущего качения шины импульсно тормозят и растормаживают опорную поверхность стенда. Процесс сопровождают пульсирующей радиальной нагрузки на шину 1 от движущейся поступательно относительно колеса опорной поверхности стенда. Способ создает условия упругого перемещения вала 3 колеса в вертикальном направлении путем его подрессоривания относительно подвижной в вертикальном направлении массы 10, имитирующей нагрузку на колесо с одновременной записью перемещений вала 3 колеса и массы 10. 4 з.п. ф-лы, 3 ил. (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (su 4 С 01 М 17/02

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

Фр=-; ...

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ)"

Н А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3989303/31-11 (22) 25.12 ° 85 (46) 23.03.88. Бюл. ¹ 11 (71) Кутаисский политехнический институт им. Н.И.Мусхелишвили (72) Т,П.Русадзе, А.M.Ëoåâ, У.Г.Дарахвелидзе, А.Г.Самадалашвили и Н.Б.Ахобадзе (53) 629.113.012.5.004.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 285297, кл. G О1 M 17/02, 1970. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ

ХАРАКТЕРИСТИК ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ШИНЫ

ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к стендовым испытаниям пневматических шин транспортных средств. Цель — повышение точности определения динамических характеристик. Шину 1, прижатую к опорной поверхности 13, закручивают в окружном направлении, затем сбрасыÄÄSUÄÄ 1383136 А1 вают нагрузку и замеряют параметры затухающих колебаний шины 1. Закручивание шины 1 производят в режиме качения импульсным торможением с последующим расторможением. В режиме ведомого качения шины 1 импульсно тормозят и растормаживают вал 3 колеса. В режиме ведущего качения шины импульсно тормозят и растормаживают опорную поверхность стенда. Процесс сопровождают пульсирующЕй радиальной нагрузки на шину 1 от движущейся поступательно относительно колеса опорной поверхности стенда. Способ создает условия упругого перемещения вала 3 колеса в вертикальном направлении путем его подрессоривания относительно подвижной в вертикальном направлении массы

10, имитирующей нагрузку на колесо с одновременной записью перемещений вала 3 колеса и массы 10. 4 з.п. ф-лы, 3 ил.

35

50

С

К = (-2%Я

13831

Изобретение относится к области стендовых испытаний пневматических шин транспортных средств.

Цель изобретения — повышение точ5 ности определения характеристик.

На фиг.1 дан предлагаемый стенд, общий вид; на фиг.2 — то-же, вид сбоку; на фиг.3 — примерный вид записи затухающих колебаний шины, получаемых 10 в результате осуществления способа и используемых устройств для определения выходных характеристик шины.

Колесо с испытываемой пневматической шиной 1 и ступицей 2 жестко уста- 15 новлено на валу 3, который с помощью подшипников 4 вмонтирован в вилке 5.

Над вилкой 5 жестко закреплена рессора 6, которая с помощью кронштейнов 7 и 8 связана с нагрузочной пли- 20 той 9. Нагрузочная плита несет на себе массу 10, имитирующую нагрузку на ось колеса, и свободно перемещается в направляющих стойках 11 посредством роликов 12. 25

Колесо с пневматической шиной 1, валом 3, вилкой 5, рессорой 6, нагрузочной плитой 9 и массой 10 опирается на поверхность (гусеницу) 13, которая с помощью кронштейнов 14 смонти- 30 рована на гидропульсаторе 15. Гусеница имеет звездочки 16 и 17 и устройство 18 для ее натяжения.

Колебания шины 1 и рессор 6 в радиальном направлении возбуждаются. гидропульсатором 15, который дает возможность имитировать колебания от реального микропрофиля дороги, записанные на магнитографе при дорожных испытаниях.

С помощью электродвигателя 19, муфты 20.сцепления, коробки 21 передач и корданной передачи 22 происходит вращение колеса с испытываемой шиной 1, валом 3 на гусенице 13. 45

Характеристики шины (демпфирование и жесткость) можно определить как в ведущем, так и в ведомом и в свободном режимах качения.

Момент сопротивления на гусенице

13 создается с помощью гидротормоза

24, который дает возможность менять момент сопротивления с помощью редукционного крана 25.

Вертикальные колебания шины 1 с помощью гидропульсатора 15 создают в системе крутильные колебания шины, изменение момента на валу 3 передается тахосъемником 26 от датчика 27, а частота вращения — тахометром 28 °

Измерительные устройства включают установленный под гусеницей 13 лодомер 29 и реохордные датчики 30 и 31, измеряющие перемещения вала З.колеса и массы 10 относительно основания стенда, закручивание шины производят в режиме качения импульсным торможением с, последующим растормаживанием гидротормоза 24. При этом в режиме ведомого качения шины импульсно тормозят и растормаживают вал 3 колеса, а в режиме ведущего качения шины импульсно тормозят и растормаживают гусеницу 13.

Стенд позволяет более точно определить динамические характеристики шины (демпфирование и жесткость).

Для получения результатов, наиболее точно отражающих реальные условия работы шины, создана пульсирующая радиальная нагрузка на шину от движущейся гусеницы 13 посредством гидропульсатора 15. Для учета влияния, оказываемого на выходные характеристики шины системой подвески колеса, создают условия упругого перемещения вала 3 колеса в вертикальном направлении путем его подрессоривания относительно подвижной в вертикальном направлении массы 10, имитирующей нагрузку на ось колеса с одновременной записью перемещений вала 3 колеса и упомянутой массы 10, посредством датчиков 30 и 31.

Блокирующее устройство 23 дает возможность одновременно исследовать характеристики шины и подвески (демпфирование и жесткость), поэтому для определения входного возмущения рессоры необходимо определить "выходные возмущения от шины, для чего применяется устройство 23, выполненное, например, в виде переставного пальца или замка, который служит для блокирования вала колеса относительно основания стенда.

Для определения демпфирования шины в окружном направлении записывают затухающие колебания шины, вызванные импульсным торможением. По декремен-, ту затухающего колебания определяется коэффициент поглощения шины, а потом соответственно коэффициент демпфирования К

1383136 где С вЂ” динамическая жесткость шины;

4) — круговая частота колебания.

Динамическая жесткость и демпфирование шины в радиальном направлении определяется следующим образом.

Установленный под гусеницей 13 лодометр 29 регистрирует изменение силы Fp(t), а деформация шины в радиальном направлении S(t) регистрируется с помощью реохордного датчи ка 30.

Формула изобретения

1. Способ определения динамических характеристик пневматической шины транспортного средства, заключающийся в закручивании шины, прижатой к опорной поверхности в окружном направлении с последующим сбросом нагрузки и

Одновременная запись изменений ,силы Fp(t) и деформации шины S(t) по времени дает возможность определить сдвиг фазы о между амплитудой деформации S, С помощью реохордного датчика 31 можно определить деформацию рессоры и соответственно ее жест- 20 кость и демпфирование, что расширяет функциональные возможности стенда. замером параметров затухающих колебаний шины, отличающийся тем, что, с целью повышения точности определения динамических характеристик, закручивание шины производится в режиме качения импульсным торможением с последующим растормаживанием.

2. Способ по п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что в режиме ведомого качения шины тормозят и растормаживают вал колеса.

3. Способ по п.1, о т л и ч а юшийся тем, что в режиме ведущего качения шины тормозят и растормаживают опорную поверхность стенда беговой дорожки.

4. Способ по пп.1-3, о т л и ч аю шийся тем, что к шине прикладывают пульсирующую радиальную нагрузку от движущейся поступательно относительно колеса опорной поверхности.

5. Способ по п.4, о т л и ч а юшийся тем, что вал колеса подреСсоривают относительно подвижной в вертикальном направлении массы, имитирующей нагрузку на ось колеса, с одновременным определением перемещений вала колеса и упомянутой массы.

1383136

Составитель B.Èëüèíà

Техред А.Кравчук Корректор А.Тяско

Редактор Л.Гратилло

Тираж 847 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 1285/37

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4