Подшипник скольжения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры валов машин различного назначения. Цель изобретения повысить несущую способность и снизить трудоемкость изготовления. При вращении нагруженного вала 8 в рабочей зоне вкладыша 1 подшипника выделяется большое количество тепла. Нагретое масло уносится из рабочей зоны в холодильник за счет принудительной прокачки холодного масла через отверстие 6 подвода смазки, карман 3, каналы 5, карман 4 и отводящее , отверстие 7, соединенное со сливным каналом систе1 1 смазки. Это обеспечивает непрерывное омлвание рабочей зоны холодной смазкой, интенсивный отвод тепла и повышение несущей способности подшипника. 3 ил. 1(Л ю J 5 Фиг./
СОЮЗ СОЩ=ТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„90„„1392260 A 1
< 11 4 F 16 С 33/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕЙНЬЮ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4100819/31-27 (22) 28.07.86 (46) 30.04.88. Бюл. У 16 (71) Донецкий политехнический институт (72) Н.В. Вяльцев, А.Е. Горкуша, В.С. Горелик, А. П. Гуня и А.Н. Олейников (53) 621.822.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
У 863903, кл. F 16 С 33/10, 1979. (54) ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве опоры валов машин различного назначения. Цель изобретения— повысить несущую способность и снизить трудоемкость изготовления. При вращении нагруженного вала 8 в рабочей зоне вкладыша 1 подшипника выделяется большое количество тепла. Нагретое масло уносится из рабочей soны в холодильник за счет принудительной прокачки холодного масла через отверстие 6 подвода смазки, карман
3, каналы 5, карман 4 и отводящее, отверстие 7, соединенное со сливным каналом системы смазки. Это обеспечивает непрерывное омовение рабочей зоны холодной смазкой, интенсивный отвод тепла и повышение несущей способности подшипника. 3 ил.
1392260 дыша при пуске машины.
Во время работы вал 8 вращается во вкладыше 1. При этом в рабочей зоне (зоне сужающегося зазора) возникает повышенное давление, так назы-ваемый гидродинамический клин (фиг. 2) „который удерживает вал в подвешенном состоянии. Несущая способность гидродинамического клина (подшипника) зависит от площади
50
Изобретение относится к машинотроению и может быть использовано опорах скольжения валов различных ашин.
Целью изобретения является повышение несущей способности и снижейие трудоемкости изготовления.
На фиг. 1 представлен подшипник, разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 2 — 10 разрез Б-Б на фиг. 1; на фиг. 3— часть рабочей поверхности вкладыша с карманами и продольными каналами.
Вкладыш подшипника скольжения 1, (фиг. 1) установлен в корпусе 2. На 15 торцах вкладыша размещены карманы 3 и 4, соединенные продольными кана лами 5, расположенными в рабочей зоне подшипника. Карман 3 соединен с системой подачи смазки посредством 20
; отверстия 6, а карман 4 — через от-! ! верстие 7 с системой ее отвода.
Через подшипник проходит вал 8. .; По торцам подшипник закрыт крышками 9 и 10 с уплотнениями 11 и 12 25 (типа манжет).
Подшипник работает следующим образом.
Вал под действием собственного веса и нагрузки прижимается к нижней 30 части внутренней поверхности вкла.— дыша . Для предупреждения сухого трения перед спуском машины из системы смазки через отверстие 6 в карман
3 подается смазка, которая пр оходит по каналам 5 в карман 4 и отводится
1 через отверстие 7 в систему отвода.
Благодаря наличию избыточного давления в системе смазки в подшипнике обеспечивается гидростатический эф- 40 фект, в результате чего вал 8 приподнимается над вкладышем 1 и смазка омывает всю поверхность вала. Это позволяет снизить износ вала и вклаопорной поверхности вкладыша в рабочей зоне, вязкости, температуры масла и других параметров подшипника.
В рабочей зоне подшипника из-эа неизбежного трения выделяется большое количество тепла, нагревающего смазку. При этом вязкость масла снижается, что ведет к уменьшению несущей способности подшипника. Для предупреждения нагрева масла при работе машины производится непрерывная прокачка масла под неKoTорым избыточным давлением иэ системы смазки через подводящее отверстие 6, карман 3, каналы 5, карман 4 и отводящее отверстие 7.
В результате из рабочей зоны уносится нагретое масло, а поступающее холодное масло охлаждает вал 8 и вкладыш 1. При этом температура масла в рабочей зоне снижается, вязкость его и несущая способность подшипника увеличивается, что обеспечивается положительным эффектом осевых канавок в рабочей зоне вкладыша.
Для предупреждения утечки масла из подшипника уплотнения 11 и 12 прижимаются к валу. От смещения в осевом направлении уплотнения удерживаются крышками 9 и 10.
Изобретение позволяет снизить температуру смазки и повысить несущую способность подшипника. формулаизобретения
Подшипник скольжения, содержащий смонтированный в корпусе вкладыш, на рабочей поверхности которого выпол иены по меньшей мере два параллельных торцам кармана, сообщающихся меж" ду собой посредством продольных кана" лов, а также систему подачи смазки и систему ее отвода, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения несущей способности и снижения трудоемкости изготовления, каналы выполнены на рабочей поверхности вкладыша, а карманы размещены у торцов вкладыша и один из них соединен с системой подачи смазки, а другой— с системой ее отвода.
Составитель Т. Хромова
Редактор Н, Горват Техред М. Ходанич Корректор g. Максимишинец
Заказ 1877/38 Тираж 757 Подпис кое
BHHHIIH Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, у:t. Проектная, 4