Механизм управления коробкой передач транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к механизмам управления ступенчатьми коробками передач транспортных средств, переключаемых под нагрузкой на ходу фрикционными элементами. Цель изобретения - повьшение долговечности и экономичности работы. Механизм управления коробкой передач транспортного средства содержит нагнетательную магистраль 6 насоса 1, которая связана с распределителем 2 через обратный клапан 7 и гидроаккумулятор 8, а параллельно насосу 1 до обратного клапана 7 установлен дополнительный двухпозиционный распределитель 11 , в первой позиции 12 связьг вающий нагнетательную магистраль 6 насоса 1 с гидробаком 5 через сливную магистраль 14 и во второй позиции 13 превышающий эту связь, при этом .дополнительный распределитель 11 связан с поршнем 9 гидроаккумулятора 8 с возможностью относительного ограниченного перемещения. При превышении давлением в гидроаккумуляторе 8 нанг большего рабочего рычажная система 15 перемещает ползун распределителя 11 в позицию 12, а при понижении давления в гидроаккумуляторе ниже наименьшего рабочего - в позицию 13. 2 з.п. ф-лы, 1 ил. (Л
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
„„SU„„1393667
А1 (51)4 В 60 К 20/14
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И OTHPblTHA (21) 4143875/31-11 (22) 06.11.86 (46) 07.05.88. Бюл. Р 17 (71) Белорусский политехнический институт (72) О. К. Довнар, А. Т. Скойбеда, А. А. Черкас и А. И. Бобровник (53) 629. 113.585 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
9 958151, кл. В 60 К 20/14, 1982. (54) МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КОРОБКОЙ
ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частнос ти к механизмам управления ступенчатыми коробками передач транспортных средств, переключаемых под нагрузкой на ходу фрикционными элементами. Цель изобретения — повьппение долговечности и экономичности работы. Механизм управления коробкой передач транспортного средства содержит нагнетательную магистраль 6 насоса 1, которая связана с распределителем 2 через обратный клапан 7 и гидроаккумулятор 8, а параллельно насосу 1 до обратного клапана 7 установлен дополнительный двухпозиционный распределитель 11, в первой позиции 12 связы- вающий нагнетательную магистраль 6 насоса 1 с гидробаком 5 через сливную магистраль 14 и во второй позиции 13 превьппающий эту связь, при этом дополнительный распределитель 11 связан с поршнем 9 гидроаккумулятора 8 с возможностью относительного ограниченного перемещения. При превьппении давлением в гидроаккумуляторе 8 наи большего рабочего рычажная система 3
15 перемещает ползун распределителя
11 в позицию 12, а при понижении дав- %Ф Г ления в гидроаккумуляторе ниже наименьшего рабочего — в позицию 13.
2 З.п. ф-лы, 1 ил.
Isaac
1393667
И зобретение относится к транспортму машиностроению, в частности к ханизмам управления ступенчатыми
Коробками передач транспортных
Средств, переключаемых под нагрузкой, Цель изобретения — повышение дол- 1 говечности и экономичности работы.
На чертеже представлена кинематическая схема механизма управления ко- 10 обкой передач транспортного средста.
Механизм управления коробкой переач транспортного средства содержит сточник рабочей жидкости — .насос 1, аспределитель 2 управления фрикцииными элементами 3 коробки передач гидробак 5. Нагнетательная магисталь 6 насоса 1 связана с распределиелем 2 через обратный клапан 7 и гид- 0 оаккумулятор 8 с подвижным элеменом — поршнем 9, подпружиненным упру гим элементом 10. До обратного клапаа 7 к нагнетательной магистрали б асоса 1 подключен дсполнительный 25 распределитель 11 с позициями 12 и 13 и сливной магистралью 14. Распределитель 11 связан с поршнем 9 г роаккумулятора 8 рычажноч системой
l15. В пазу 16 на ползуне 17 распреде- 30 ителя t1 размещен: конец 18 рычажной ,системы 15.
Кроме того, механизм снабжен фи„льтром 19 очистки масла, установленным в сливную магистраль 14 распре|делителя 11. В случае необходимости механизм может быть снабжен и магист(ралью 20 смазки, которую целесообраз но выполнять в виде связанного с гид-! роаккумулятором 8 через дроссель 21 ответвления 22 сливной магистрали 14, в которой. перед гидробаком 5 установлен перепускной клапан 23.
Механизм работает следующим образом.
Перед запуском двигателя транспортного средства из- за присутствия объемных утечек рабочей жидкости гидроаккумулятор 8 разрежен и поршень 9 смещен по схеме в крайнее левое положение, в резуЛьтате чего в дополнительном распределителе 11 включена позиция 13. После запуска двигателя транспортного средства происходит зарядка аккумулятора 8, Длится она до тех пор, пока перемещающийся и сжимающий упругий элемент 10 поршень
9, воздействующий через рычажную систему 15 на ползун 17 распределите.-я
11, не включит в нем позицию 12, что одновременно соответствует подъему давления в гидроаккумуляторе 8 до наибольшего рабочего. Насос 1 при этом через сливную магистраль 14 связывается с гидробаком 5 и начинает работать без сопротивления, а гидроаккумулятор 8, отсоединенный от магистрали 6 обратным клапаном 7, обес печивает питание фрикционных элементов.3 коробки передач 4.
Отключается насос 1 от питания гидроаккумулятора 8 на время перемещения конца 18 рычажной системы 15 по пазу 16 ползуна 17 распределителя
11 и включения в распределителе 11 позиции 13, что одновременно соответствует падению давления в гидроаккумуляторе 8 до наименьшего рабочего.
Продолжительность данного отключения, зависящая от величины утечек рабочей жидкости и объема гидроаккумулятора 8, выбирается с учетом изменения величины давления в гидроаккумуляторе 8 в пределах допускаемого по условию передачи фрикционными элементами
3 требуемого момента трения. После включения в распределителе 11 позиции 13 происходит дозаправка гидроаккумулятора 8 с последующим дальней шим отключением насоса 1 для работы вхолостую и т.д. Происходит повторное включение — отключение насоса 1 в процессе работы, как следует из приведенного описания, автоматически.
В случае установки в сливную магистраль 14 фильтра 19 производится очистка рабочей жидкости гидросистемы коробки передач при работе насоса
1 вхолостую. При необходимости смазки элементов коробки передач от магистрали 20 смазки возможен отбор масла под необходимым давлением, оп- ределяемым клапаном 23, как при заправке насосом 1 гидроаккумулятора 8, так и при работе насоса 1 вхолостую, т.е. во весь период работы коробки передач транспортного средства.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Механизм управления коробкой передач транспортного средства, содержащий источник давления рабочей жидкости„ распределитель управления, вход которого соединен с источником давления рабочей жидкости, а выходы— с цилиндрами управления фрикционными
139366l
Составитель А. Барыков
Техред М.Ходанич Корректор С. Шекмар (Редактор Е. Папп
Заказ 1924/18 Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий .
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород ул. Проектная, 4 элементами коробки передач, гидроаккумулятор с подвижным элементом, гидробаК, отличающийся тем, что, с целью повышения долговечности и экономичности работы, он снабжен обратным клапаном, дополнительным двухпозиционным двухлинейным распределителем с ползуном управления, первая линия которого сообщена с источником давления рабочей жидкости, а вторая — с гидролинией, со.э общенной с гидробаком, рычагом, один конец которого связан с подвижным элементом гидроаккумулятора, а другой — с ползуном управления двухпозиционного распределителя, при этом в первой позиции дополнительного распределителя его первая и вторая линии соединены между собой, а во второй рассоединены, причем источник давления рабочей жидкости соединен с вхо- дом распределителя управления посредством последовательно соединенных обратного клапана и гидроаккумулятора.
2. Механизм по п. 1, о т л и— ч а ю шийся тем, что дополнительно снабжен фильтром очистки масла, установленным в гидролинии, связыва ющей дополнительный распределитель с гидробаком.
3. Механизм по пп. 1 и 2, о тл и ч а ю шийся тем, что дополнительно снабжен магистралью смазки, дросйлем, перепускным клапаном, при этом магистраль смазки сообщена < с гидроаккумулятором посредством дросселя, а посредством перепускного клапана — с магистралью, связывающей дополнительный распределитель с гидвобаком.