Муфта свободного хода
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в приводах машин и агрегатов. Цель - повышение быстродействия и плавности срабатывания . В муфте между ведущей полумуфтой 1 и ведомой 2 на осях 4 в сепараторе установлены основные кулачки (ОК) 5. В овальных прорезях ОК 5 на тех же осях 4 установлены дополнительные кулачки (ДК) 6. Соединены ОК 5 с полумуфтой 1 зубчатым зацеплением с гарантированным зазором , а ДК 6 с полумуфтой 1 связаны шариковым фиксатором. При прямом вращении с поворотом полумуфты 1 сначала поворачиваются ДК 6 н входят в зацепление с полумуфтой 2, а в силу ограниченности их поворота в прорезях ОК 5 в дальнейшем вовлекаются во вращение и ОК 5. Происходит заклинивание полумуфты 2 как ДК 6, так и ОК 5. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК . 5И 4 F 16 D 41/06
Ю
1 .<
4 (13
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А BTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4192626/31-27 (22) 10. 12.86 (46) 30.05.88. Бюл. № 20 (71) Белорусский политехнический институт (72) Е. В. Поздеев, А. М. Расолько, А. Я. Котлобай и Г. Ф. Бутусов (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 396483, кл. F 16 D 43/18, 1973. (54) МУФТА СВОБОДНОГО ХОДА (57) Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в приводах машин и агрегатов. Цель — повышение быстродействия и плавности срабатывания. В муфте между ведущей полумуф„„SU„„1399542 А1 той 1 и ведомой 2 на осях 4 в сепараторе установлены основные кулачки (ОК) 5.
В овальных прорезях ОК 5 на тех же осях 4 установлены дополнительные кулачки (ДК)
6. Соединены ОК 5 с полумуфтой 1 зубчатым зацеплением с гарантированным зазором, а ДК 6 с полумуфтой 1 связаны шариковым фиксатором. При прямом вращении с поворотом полумуфты 1 сначала поворачиваются ДК 6 и входят в зацепление с полумуфтой 2, а в силу ограниченности их поворота в прорезях ОК 5 в дальнейшем вовлекаются во вращение и ОК
5. Происходит заклинивание полумуфты 2 как ДК 6, так и ОК 5. 1 зп. флы, 4 ил.
1399542
Изобретение относится к, общему машиностроению и может быть применено в приводах машин и агрегатов.
Целью изобретения является повышение быстродействия и плавности срабатывания муфты свободного хода.
На фиг. 1 представлена муфта свободного хода, продольный разрез; на фиг. 2— разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез
Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4 — профиль канавки в увеличенном масштабе. !
О
Муфта свободного хода содержит ведущую 1 и ведомую 2 полумуфты, между ними свободно расположены сепараторы 3 с запрессованными в них опорными осями
4, на которых установлены заклинивающие элементы, выполненные в виде эксцентриковых кулачков основных 5 и вспомогательных 6. OHH имеют со стороны ведомой полумуфты 2 заклинивающую часть, а со cTQроны ведущей полумуфты 1 взаимодействущий с ней элемент зубчатого зацепления. 20
Причем в нейтральном положении кулачки
5, 6 установлены относительно ведомой полумуфты 2 с зазором и ограничены от поворота в процессе расклинивания и обгона упорами 7.
Вспомогательные кулачки 6 размещены в овальных прорезях, которые выполнены в теле основных кулачков 5. При этом толщина вспомогательных кулачков в 4 — 6 раз меньше толщины основных кулачков 5, а зазор между кулачками и ведомой полумуфтой больше зазора между вспомогательными кулачками 6 и овальной прорезью.
В теле основных кулачков 5 выполнены осевые отверстия 8, в которых размегцены шарик 9, контактирующий с .дополнительным кулачком 6, пружина !О, шарик 1, рас- 35 положенный в наклонной канавке 12, выполненной в диске 13, на обращенном к дополнительному кулачку торце — все это образует фиксатор положения кулачка 6. Диск
13 размещен между сепаратором 3 и основными кулачками 5 и снабжен зубчатым 40 зацеплением, связывающим его с ведущей полумуфтой 1, относительно которой основные кулачки 5 установлены с зазором и подпружинены пружинами 14, упирающимися в упоры 7. В дополнительных ку- 45 лачках 6 со стороны эксцентриковой части выполнены углубления, в которых вставлены пружины 15, контактирующие противоположными сторонами с основными кулачками 5.
Гормозки 16 закреплены в корпусе ведомой полумуфты 2.
Муфта свободного хода работает следующим образом.
Муфта включается при повороте ведущей полумуфты 1 относительно ведомой 2 по часовой стрелке с некоторым угловым 55 ускорением. Другими словами, ведущая полумуфта (звездочка) начинает поворачиваться относительно сепаратора 3, постоянно подторможенного тормозком 16 и отстающего благодаря своей инерционности. Так как в зацеплении основных кулачков 5 и веду щей полумуфты 1 имеется зазор, послед няя .может свободно проворачиваться на некоторый угол, но в этом случае она воздействует на диск !3, установленный в зацеплении с ведущей муфтой 1 без гарантированного зазора. В результате поворота диска
13 на некоторый угол шарики 11 утапливаются в канавки 12, выполненный на торцовой поверхности дисков 13 (см. фиг. 4).
Но в этом случае пружины 10 освобождаются и дополнительные кулачки 6 неудерживаются от поворота. За счет усилия пружин 15 и сил инерции кулачки 6 поворачиваются на некоторый угол и входят первыми в соприкосновение с ведомой полумуфтой 2 и заклиниваются, теM самым lIQвышая быстродействие и плавность включения. Но из-за того, что зазор между нижними кромками овальных пазов меньше зазора между кулачками 5, 6 и ведомой полумуфтой 2; дополнительные кулачки 6 преодолевают зазор и давят на основные кулачки 5. Последние входят в соприкосновение с ведомой полумуфтой 2, и интенсивность процесса заклинивания увеличивается.
Расклинивание происходит при обратном относительном повороте полумуфт 1, 2. В этом случае силы трения меняют направление и проворачивают кулачки 5, 6 по часовой стрелке, а пружины 15 возвращают их в нейтральное положение до упоров 7, а в зацеплении основных кулачков 5 с ведущей полумуфтой 1 образуется гарантированный зазор. При этом диск 13 поворачивается, шарики 11 выдавливаются из канавок 12, и происходит фиксация дополнительных кулачков с относительно основных 5.
В положении обгона сепаратор 3 останавливается относительно ведущей полумуфты, а ведомая полумуфта 2 вращается на подшипниках с большей угловой скоростью.
Между заклинивающими поверхностями кулачков 5, 6 и ведомой полумуфтой 2 образуется гарантированный зазор.
Технико-экономический эффект заключается в повышении быстродействия и улучшении плавности срабатывания, что существенно снижает динамическую нагруженность приводов механизмов. Уменьшается угол относительного поворота ведущей и ведомой полумуфт при заклинивании.
Формула изобретения
1. Муфта свободного хода, содержащая ведущую и ведомую полумуфты, расположенный между ними с возможностью поворота сепаратор, установленные на осях в сепараторе заклинивак щие кулачки, связанные зубчатым зацеплением с ведущей полумуфтой, отличающаяся тем, что, с целью повы1399542
ПросрилЬ канабки
E-Б
/
Составитель В. Юдаева
Редактор И.Швыдкая Техред И. Верес Корректор М. Пожо
Заказ 2318/39 Тираж 784 Подписное
В!!ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий ! 13035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, л. !!роектная, 4 шения б !стродействия и плавности срабатывания, она снабжена дополнительными кулачками и фиксаторами положения последних, в основных кулачках, в плоскости их поворота, выполнены радиальные пазы, дополнительные кулачки установлены на осях в пазах с возможностью ограниченного поворота и связаны посредством фиксаторов с ведущей полумуфтой.
2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что каждый фиксатор выполнен в виде жестко смонтированного на ведущей полумуфте диска с .наклонными канавками на торце, обращенном к дополнительным кулачкам, и расположенных в выполненных в основных кулачках осевых отверстиях пары шариков, подпружиненных к канавке диска и к дополнительному кулачку.