Устройство для управления сочлененными локомотивами
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области автоматизации управления подвижным составом железнодорожного транспорта и может быть использовано для управления локомотивами по системе многих единиц при движении сдвоенных поездов, Цель изобретения - повьппение надежности . Устройство обеспечивает два режима работы: режим управления и режим проверки состояния исполнительных элементов и цепей управления. Переключение режимов обеспечивается переключателями 11 и 12. В блоке 9 памяти записаны тестовые сигналы, а блок 10 кодирования формирует тестовые сигналы , которые дешифрируются дешифратором 3 и поступают на блок 6 исполнительных: элементов, вызывая их срабатывание , которое контролируется датчиками 23 контроля состояния ис полнительных элементов, и с их вьжодов соответств попр е сигналы посту- «s пают на блок 7 кодирования, сигнал с выхода блока 7 должен совпадать с сигналом, формируемым блоком 10. 1 ил. С
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИК
РЕСПУБЛИН..ЯБ,,„1402455
А1 (50 4 В 60 L 15/24
ОПИСАНИЕ ИЗОБР ТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Р
° °
ФВ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ HOMNTET СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (2 1. ) 4 104653/27-11 (22) 19.08.86 (46) 15.06.88. Бюл,. В 22 (7 1) Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (72) АЛ. Пыров, А.А. Каретников и А.Т. Осяев (53) 621.316.544(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
Ф 931517, кл, В 60 L 15/24, 1980. (54) УСТРОЙСТВО Д»1Я УПРАВЛЕНИЯ СОЧЛЕНЕННЫМИ ЛОКОМОТИВАИИ (57) Изобретение относится к области автоматизации управления подвижным составом железнодорожного транспорта и может быть использовано для управления локомотивами по системе многих единиц при движении сдвоенных поездов.
Цель изобретения — повышение нацежности. Устройство обеспечивает два режима работы: режим управления и режим проверки состояния исполнительных элементов и цепей управления. Пере" ключение режимов обеспечивается переключателями 11 и 12. В блоке 9 памяти записаны тестовые сигналы, а блок
10 коцирования формирует тестовые сигналы, которые дешифрируются дешифратором 3 и поступают на блок 6 исполнительных элементов, вызывая их ñðàбатывание, которое контролируется датчиками 23 контроля состояния исполнительчых элементов, и с их выходов соответствуюшие сигналы поступают на блок 7 кодирования, сигнал с выхода блока 7 должен совпадать с сигналом, формируемым блоком 10. ил.
1402455
Изобретение относится к автоматизации управления подвижным составом железнодорожного транспорта и может быть использовано для управления локомотивами по системе многих единиц при движении сдвоенных поездов„
Цель изобретения — повышение надежнос ти.
На чертеже представлена блоксхема предлагаемого устройства.
Устройство для управления сочлененными локомотивами содержит одинаковые комплекты аппаратуры на первом и втором локомотивах, при этом каждый комплект аппаратуры состоит из блока 1 выбора режима работы локомотива, который соединен с управляемым входом коммутатора 2, входы которого соединены с соответствующими выходами дешифратора 3 и с входами элементов ИЛИ 4, а элементы ИЛИ
4 соединены также с выходами блока 1, блок 5 сигнализации, подключенный к выходам элементов ИЛИ 4, блок б исполнительных элементов, блок 7 кодирования, выход которого соединен с входом первого блока 8 сравнения, выходы первого блока 9 памяти поцключены к входам второго блока 10 кодиро30 вания, выход которого соединеч с входами переключателей 11 и 12, управляющие входы второго 11 и третьего 13 переключателей объединены и соединены с вспомогательным выходом блока 1, датчик 13 пускового тока включен в цепь пускового реостата 14 локомотива, выходы датчика тока соединены с входами аналого-цифрового преобразователя 15, а второй блок 1б сравне- 0 ния соединен с выходами аналого-цифрового преобразователя 15 и с выходами блока 17 памяти, устройство содержит элементы И 18 и 19, блок 20 выбора адресов, соединенный с блоком 9 памяти, блок 21 выбора адресов, соединенный с блоком 17 памяти, блок 22 индикации, причем входы блока 7 кодирования подключены к выходам датчиков 23 контроля состояния исполнительных элементов.
Устройство работает следующим образом.
В режиме управления сигналом с второго вспомогательного выхода блока 1 на первом локомотиве переключа55 тели 11 и 12 устанавливаются в положение, показанное на чертеже, т.е. вход дешифратора 3 и другой вход блока 8 сравнения на первом локомотиве подключен к линии 24 связи и, следовательно, к выходу блока 7 кодирования второго локомотива.
Устройство для управления сочлененными локомотивами с диагностированием аппаратов и цепей управления построено таким образом,, что в режиме управления локомотив может быть как ведущим, так и ведомым. Переключение режимов осуществляется коммутатором
2. При наличии сигнала на вспомогательном выходе блока 1 локомотив работает в режиме "Ведущий". При этом управляющие выходы дешифратора 3 отключены от входов элементсв ИЛИ 4, а выходы сигнализации дешифратора 3 подключены к входам блока 5 сигнализации. При отсутствии сигнала на вспомогательном выходе блока 1 локо= мотив работает в режиме Ведомый .
При этом блок 5 сигнализации отключается от дешифратора 3, а элементы
ИЛИ 4 подключатся. Для организации режимов "Управление", "Проверка", "Ведущий", "Ведомый" в блоке 1 предусмотрены два тумблера, один из которых управляет работой коммутатора 2, а другой — работой перекл гчателей 11 и 12. На ведущем локомотиве машинист воздействует на органы управления локомотивом (контроллеры, тумблеры, ...), которые входят в блок
1 При этом сигналы управления через элементы ИЛИ 4 поступают на входы блока 6 данного локомотива, вызывая их срабатывание и на соответствующие входы блока 7 кодирования,. Последний преобразует сигналы, поступающие на его входы с выходов блока 1 через элементы ИЛИ 4, в последовательный кодовый сигнал. Зтот же блок 7 коди-рования имеет -"îîòâåòñтвующие входы для сигнализации, на которые поступают сигналы с датчиков 23, состояние которых (включен, отключен) необхоцимо проконтролировать, Таким образом, блок 7 кодирования формирует на своем выходе последовательный кодовый сигнал, часть разрядов которого (обычно первая) является разрядами управления, другая — разрядами сигнализации.
Сигнал, сформированный блоком 7 кодирования, поступает по проводной линии связи на входы переключателей
11 и 12 ведомого локомотива. С выхода переключателя 11 последовательный
1402455 кодовый сигнал поступает на вход дешифратора 3.
На ведомом локомотиве коммутатор 2 находится в таком положении, при котором блок 5 сигнализации отключен от выходов дешифратора 3, а входы элементов ИЛИ 4 подключены.
Дешифратор 3 на ведомом локомотиве преобразует последовательный кодо- 10 вый сигнал, поступающий íà его вход с блока 7 кодирования ведущего локомотива, в параллельный и формирует на своих выходах управляющие сигналы, которые, проходя . через коммутатор 2 и элементы ИЛИ 4, поступают на блок 6 и вызывают переключение исполнительных элементов. На входы блока 7 кодирования ведомого локомотива поступают как управляющие сигналы, так и сигналы от датчиков 23 контролируемых исполнительных элементов блока
6. Блок 7 кодирования ведомого локомотива формирует на своем выходе последовательный кодовый сигнал, ана- 25 логичный сигналу, формируемому блоком 7 кодирования ведомого локомотива. Указанный сигнал с выхода блока
7 кодирования ведомого локомотива поступает через другую приводную линию связи и переключатель 11 ведущего локомотива на вход дешифратора 3 ведущего локомотива.
На ведущем локомотиве коммутатор 3 находится в положении, при котором управляющие выходы дешифратора 3 от- З5 ключены от входов элементов ИЛИ 4, т.е. управляющие сигналы с выхода ! дешифратора на блок 6 не поступают.
При этом выходы сигнализации дешифра- 4О тора 3 подключены к входам блока 5 сигнализации, где отображается инфор.мация о состоянии контролируемых аппаратов управления ведомого .локомо.тива. 45
Контроль исправности устройства в режиме управления обеспечивается блоком 8 сравнения, на входы которого поступают выходные сигналы блоков 7 кодирования ведущего и ведомого локомотивов. Если указанные сигналы одинаковы, что характеризует исправность комплектов аппаратуры на ведущем и ведомом локомотивах, на входе блока 3 сравнения, связанном с управляющими входами дешифратора 3 и блока 7 кодирования, имеется сигнал, разрешающий их работу.
При каких-либо отказах в аппарату-. ре на вход блока 8 сравнения поступают различные кодовые сигналы или они отсутствуют. При этом сигнал. на выходе блока 8 сравнения отсутствует, что приводит к выключению блока 7 кодирования и дешифратора 3.
В режиме проверки состояния аппаратов и цепей управления локомотива сигналы на выходах блока 1 отсутствуют. При этом переключатели 11 и 12 отключают линию 24 связи от входов дешифратора 3 и блока 8 сравнения и" подкЛючают к дешифратору 3 и блоку 8 второй блок 10 кодирования, который своими входами связан с выходами бло" ка 9 памяти. В последнем записаны по различным адресам тестовые коды, Блок 10 кодирования преобразует поступающий на его входы параллельный код в последовательный кодовый сигнал, аналогичный кодовому сигналу, формируемому блоком 7 кодирования.
Каждый тестовый кодовый сигнал, формируемьпЪ блоком 10 кодирования, соответствует определенной команде управления локомотивом. Сигнал с выхода блока 10 кодирования через переключатель 11 поступает на вход дешифратора 3.
В режиме "Проверка" входы блока 6 подключены через соответствующие элементы ИЛИ 4 к управляющим входам дешифратора 3, а блок 5 сигнализации отключен от выходов дешифратора 3.
Дешифратор 3 преобразует поступающий на его вход с выхода блока 10 кодирования последовательный кодовый сигнал в параллельный. При этом сигналы с выходов дешифратора 3 поступают На соответствующие входы блока
6, вызывая переключение исполнительных элементов блока 6, и на входы блока 7 кодирования, куда также поступают сигналы с выходов датчиков 23.
Блок 7 кодирования формирует на своем выходе соответствующий последовательный кодовый сигнал, который поступает на один из входов блока 8 сравнения, на другой вход которого через ереключатель 12 поступает сигнал с выхода блока !0 кодирования. Блок 8 сравнения сравнивает поступающие на
его входы кодовые сигналы и в случае их идентичности формирует на своем выходе, связанном с одним из входов элемента И 18, сигнал. При появлении в процессе сравнивания отличия в срав55 6 пускового реостата для данной команды управления. Элемент И 19 необходим для того, чтобы исключить смену адресов блока 17 памяти при проверке исполнения команд, не связанных с изменением тока в цепи пускового реостата (включение компрессоров, вентиляторов и т.д.) . При проверке исполнения укаэанных команд элемент И 19 блокируется нулевым сигналом с выхода дешифратора 3. На выход блока 17 памяти при этом поступает сигнал„.записанный по нулевому адресу, который является эталонным значением тока при полностью введенном пусковом реостате 14, т.е. блок 16 сравнения фиксирует сравнение кодовых сигналов и с его выхода на вход элемента И 18 поступает единичный сигнал, разрешающий смену адреса блока 9 в случае сравнения кодовых сигналов блоком 8 сравнения.
Если при проверке выполнения команд управления, связанных с набором тяги на какой-либо позиции, значение тока в цепи пускового реостата 14 не соответствует эталонному значению, блок 16 сравнения фиксирует различие кодовых сигналов поступающих на его входы. При этом на его выходе имеется нулевой сигнал, блокирующий элеме ты И 18. При этом, даже при полной единичности кодовых сигналов, формируемьж блоками 7 и 10 кодирования, смены адресов в блоках памяти не происходит, а периодически осуществляется проверка данной команды. Выходы блоков 8 и 16 сравнения соединены с входами блока 22 индикации, который в цифровой форме индицирует номер шага программы н, номер разряда кодового сигнала, в котором произошла ошибка, реальное и эталонное значения тока для данной позиции 99
Формула изобретения
Устройство для управления сочлененными локомотивами„ содержащее блок выбора режима работы локомотива, выходами соединенный с одними из входов элементов ИЛИ, выходы которых соединены с блоком исполнительных элементов, блок сравнения, к одному из выходов которого подключены одни1 ми входами,дешифратор и блок кодирс вания, одни информационные входы ко5 14024 ниваемых сигналах на укаэанном выходе блока 8 сравнения сигнал не формируется.
Сигналы с выходов дешифратора поступают как на входы блока 6, так и на входы блока 7 кодирования. При исправности аппаратов управления и при отсутствии ошибок в монтаже целей упраьления наличие сигналов на входах
10 блока 6 однозначно соответствует тому, что включены именно те исполнительные элементы, которые должны быть включены при данной команде управле, ния.
Однако при неисправности исполни: тельных элементов и ошибках в монтаже цепей управления их состояние управ-ления не соответствует данной команде
: управления. При этом нарушается последовательность срабатывания контак20 тов, контакты которых закорачивают секции пускового реостата 14.
Для выявления указанных ошибок в монтаже цепей управления, а также контроля исправности контактсров в устройстве предусмотрена токовая проверка.
При пуске каждой команде управле;.:ния (позиции главного контроллера
i машиниста) соответствует определен30 ное значение тока в цепи пускового ,реостата 14. Сигнал, пропорциональIный току в цепи пускового реостата.
1 14, снимается с датчика 13 тока, преобразуется аналого-цифровым пре- 35 образсвателем 15 в цифровую форму и поступает на первые входы блока ! ! 16 сравнения на входы которого поЭ
:ступают сигналы с блока 17 памяти, где в цифровой .форме записаны эталонные значения токов для каждой пусковой позиции. При совпадении кодовых сигналов, поступающих на входы блока 16 сравнения, на выходе его формируется единичный сигнал, 45 который поступает на вход элемента
И 18 на другом входе которого единичный сигнал присутствует при совпадении кодовых сигналов, формируемых первыми блоками 7 и 10 кодиро- 50 вания. Сигнал с выхода элементов И 18 поступает на вход блока 20, блока 9 памяти и через элемент И 19 на вход блока 2 1. При изменении адресов на выходах блока 9 формируется кодовый сигнал, соответствующий следующей команде управления, а на выходах блока 17 памяти — сигнал, соответствующий эталонному значению тока в цепи
1402455
Составитель Э. Кондратенко
Техред И. Дидык Корректор: С. Шекмар
Редактор Т.Иванова
Заказ 2812/10
Тираж 569
Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 торого соединены с выходами датчиков контроля состояния исполнительных элементов, а другие — к упомянутым выходам элементов ИЛИ а выход — к
Э
5 одному из входо в бл ок а с рав кения и к линии связи с другим локомотивом, а дешифратор выходами через коммутатор соединен с входами блока сигнализации и другими входами элементов
ИЛИ, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено дополнительными блоками кодирования и сравнения, элементами И, управляемыми переключателями, блоками памяти, соединенными с входами последних выходами блока выбора адресов, датчиком пускового тока с аналого-цифровым преобразователем на выходе, подключенным к одним входам второго блока сравнения, другие входы которого подключены к выходам одного из блоков памяти, а выходы соединены соответственно с блоком сигнализации и с одним из входов одного из элементов И, другой вход которого подключен к другому выходу первого блока. сравнения, а выход — к одному из входов другого элемента И, соединенного другим входом с другим выходом дешифратора, а выходом — с входом одного из блоков выбора адресов и с входом другого блока выбора адресов, выходы которого соединены с входами другого блока памяти, к вы, ходам которого подключен входами второй блок кодирования, выход которо го через замыкающий контакт первого управляемого переключателя соединен с другим входом дешифратора и через замыкающий контакт другого управляемого переключателя .- к другому входу первого блока сравнения, который через размыкающий контакт второго управляемого переключателя подключен к линии связи с другим локомотивом, к которой подключен второй вход дешифратора через размыкающий контакт первого управляемого переключателя, причем входы управления управляемых переключателей соединены с другим выходом блока выбора режима работы локомотива.