Коническое зубчатое колесо

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , к коническим зубчатым передачам . Цель - повышение долговечности конического зубчатого колеса - достигается за счет упругого крепления вставных зубьев, при котором уменьшаются концентрации нагрузок на их рабочих поверхностях из-за неточности зацепления, т.е. снижается износ . Вставные зубья 2 закреплены на упругих консолях 5 вала 4 и размещены в сквозных радиальных пазах 3 ступицы 1 . Вал 4 установлен в ступице 1 с возможностью относительного осевого перемещения и фиксации. При работе конического зубчатого колеса в зацеплении с ответным зубья 2 самоустанавливаются по зубьям ответного колеса, перемещаясь в пазах 3 ступицы 1 за счет упругости консолей 5, Окружные колебания зубьев 2 в зацеплении сглаживаются за счет податливости консольных элементов, образованных пазами 3 на ступице 1. Замена зубьев 2 производится благодаря замковому соединению их с консолями 5 типа ласточкина хвоста. Базовое расстояние L в зацеплении колеса с ответным устанавливается осевым перемещением и фиксацией вала 4 относительно ступицы 1. 2 ил. (О (Л

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 (594 Р 16 Н 1 14 55 14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ и АВТОРСНОМЪ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

НИХ(., ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4157543/25-28 (22) 08.12.86 (46) 23.06.88, Бюл. Ф 23 (71) Институт проблем надежности и долговечности машин АН БCCP (72) О.В.Берестнев, В.Л.Басинюк, А.А.Якимович, И.В.Жук и А.М.Гоман (53) 621.833(088.8) (56) Патент США 1(2996929, кл. 74-409, 1961.

Патент Японии Ф 49-15173, кл. P 16 Н 1/00, 1974. (54) КОНИЧЕСКОЕ ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО (57) Изобретение относится к машиностроению, к коническим зубчатым передачам. Цель - повышение долговечности конического зубчатого колесадостигается за счет упругого крепления вставных зубьев, при котором уменьшаются концентрации нагрузок на их рабочих поверхностях из-эа неточности зацепления, т.е. снижается износ ° Вставные зубья 2 закреплены на упругих консолях 5 вала 4 и размеще-. ны в сквозных радиальных пазах 3 ступицы.1. Вал 4 установлен в ступице 1 с возможностью относительного осевого перемещения и фиксации. При работе конического зубчатого колеса в зацеплении с ответным зубья 2 само"

У устанавливаются по зубьям ответного колеса, перемещаясь в пазах 3 ступицы 1 за сче". упругости консолей 5.

Окружные колебания зубьев 2 в зацеплении сглаживаются за счет податливости консольных элементов, образованных пазами 3 на ступице 1. Замена зубьев 2 производится благодаря saM- . ковому соединению их с консолями 5 типа ласточкина хвоста. Базовое расстояние L в зацеплении колеса с ответным устанавливается осевым перемещением и фиксацией вала 4 относительно ступицы 1. 2 ил.

1404707

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в конических зубчатых передачах.

Цель изобретения — повышение дол5 говечности конического зубчатого колеса.

Положительный эффект достигается за счет упругого крепления вставных зубьев, при котором уменьшаются кон- 10 центрации нагрузок на их рабочих поверхностях из-за неточности зацепления, т.е. снижается износ.

На фиг.l изображено коническое зубчатое колесо; на фиг,2 — разрез 15

А-А на фиг.l.

Коническое зубчатое колесо содержит ступицу 1 и установленные в ней с возможностью перемещения в своих осевых плоскостях симметрии зубья 2. 29

В ступице 1 выполнены сквозные радиальные пазы 3. Устройство для перемещения зубьев 2 выполнено в виде соосно установленного в ступице 1 осеподвижного вала 4 с равномерно распо-25 ложенными по его окружности вдоль образующих q — а дополнительного конуса упругими консолями 5. Зубья 2 закреплены на консолях 5 и размещены в пазах 3 ступицы l. 30

Для крепления зубьев 2 на консолях

5 выполнены глухие прорези 6, а в осевом сечении колеса соединение зубь ев 2 с консолями 5 представляет собой соединение типа ласточкина хвоста.

Осевое перемещение вала 4 относительно ступицы,1 обеспечивается гайкой 7 и соответствующим резьбовым соединением ее с хвостовиком вала 4. Гайка 7 установлена в ступице 1 с возможностью щ вращения и фиксации. Для этого на ней установлены упорное кольцо 8, контр.гайка 9 и выполнен шестигранный (под ключ) хвостовик 10.

Г!ри работе конического зубчатого колеса в зацеплении с ответным (не показано) зубья 2 самоустанавливаются по зубьям ответного колеса, перемещаясь в пазах 3 ступицы l за счет упругости консолей 5. Динамические окружные колебания в зацеплении сглаживаются за счет податливости консольных элементов ступицы 1, образованных ее пазами 3. Установка (или замена) зубьев 2 в колесе производится замковым соединением типа ласточкина хвоста, работающим за счет смыкания прорези 6 консоли 5.

Установка базового расстояния L в зацеплении колеса с ответным производится перед работой передачи осевым перемещением вала 4 относительно ступицы 1. Для этого, ослабив контргайку 9, вращают гайку 7 эа хвостовик 10. Затем контргайку 9 затягивают.

Конструкция позволяет регулировать зазоры в зацеплении с ответным колесом и заменять изношенные зубья без разборки передачи.

Формула и з о б р е т е н и я

Коническое зубчатое колесо, содержащее ступицу и установленные в ней зубья с устройством для перемещения их в осевых плоскостях, о т— л и ч а ю щ. е е с я тем, что, с целью повышения долговечности, в ступице выполнены сквозные радиальные пазы, устройство для перемещения зубьев выполнено в виде соосно установленного в ступице осеподвижного вала с равномерно расположенными по его окружности вдоль образующих дополнительного конуса упругими консолями, а зубья закреплены на консолях и размещены в пазах ступицы.

1404707

А-A

Составитель М.Левинский

Редактор И.Горная Техред М.Моргентал Корректор А.Обручар

Заказ 3075 36 Тираж 784 Поднисиое

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4