Якорь электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Целью изобретения является повышение надежности. Обмоткодер:-чагель задней лобовой части обмотки якоря содержит металлическую нажимную пшйбу 1 с кольцевым пазом 2, корпусную изоляцию 3 обмоткодержателя, бандаж 4 для удержания задней лобовой части обмотки 5 и изоляции 3, сегменты 6 из диэлектрического материала с выступами 7, размещенными в кольцевом пазу 2 нажимной шайбы I. Сегменты 6 расположены консо-лыю по отношению к торцу нажимной шайбы I. Вылет консоли выбран равным расстоянию перекрытия электрической дуги с тоководуши.х частей обмотки 5 на корпус нажимной шайбы I. Это пог.нотяет меньшить толщину корпусной изоляции задней лобовой части обмотки якоря и умснь- П1ить тем самым расход матери;1лон и снизить трудоемкость изготовления. I пл. J с (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sg 4 Н 02 К 3 50
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
/ 3
r:
/ (/
Н А BTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
« »
1Ь !
Ь О
2 7 ф
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4174763//24-07 (22) 05.01.87 (46) 30.06.88. Бюл. № 24 (71) Всесоюзный научно-исследовательский проектно-конструкторский и технологический институт электровозостроения (72) В. И. Науменко, В. Г. Щербаков, Н. А. Сысоенко и П. М. Лузиков (53) 621.313.04 (088.8) (56) Иоффе А. Б. Тяговые электрические машины, М.: Энергия, 1965, с. 101.
Филонов С. П. и др. Тепловоз 2ТЭ10В.
Руководство по эксплуатации и обслуживанию. М.: Транспорт, 1975. с. 130. (54) ЯКОРЬ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электромашиностроению. Целью изобретения является
ÄÄSUÄÄ 1406690 А1
/ повышение надежности. Обмоткодер.кате.1ь задней лобовой части обмотки якоря содержит металлическую нажимную шайбу 1 с кольцевым пазом 2, ко!н/ Hólo изоляцию 3 обмоткодержателя, бандаж 4 для удержания задней лобовой части обмотки 5 и изоляции 3, сегменты 6 из диэлектрического материала с выступами 7, размещенными в кольцевом пазу 2 нажимной шайбы 1.
Сегменты 6 расположсны консГ/лино по отношению к торцу нажимной и/айбы 1.
Вылет консоли выбран равным расстоянию перекрытия электрической дуги с токовсдушнх частей обмотки 5 на корпус нажимной шайбы 1. Это позво /я T i мсHI>шить толщину корпу cHD!I изо15l II H H заднен лобовой части обмотки якГ>ря и l мс /п///ить тем самым расход матери;/лГ/в и снизить трудоемкость H3/0ToHлсния 1 ил.
141) 6690
111111111111 »НI»;i ) 1)()З) -1!) Тираж () <) г) 1(и.)пи«II<)<.
111è)и и) ии) )и) 1)II рафи )(c»<)< I)1)i. I).ðè") и<:, I, ))<гop<)71. )<» 11р<)«») и I<к 4 (11o()()I гение относится к электромашинос.<роеник). а более конкретно к конструкциям обмоткодержателей задней лобовой части обмотки якорей коллекторных электрич«ских машин.
11«.<ью изобретени я является повышение над«жности, снижение расхода материалов
И .1 РУДОЕл(КО«тн ИЗГОТОВЛЕНИЯ.
На чертеже показана задняя лобовая часть обмотки якоря с предлагаемой кон,"грукписи обмоткодержателя, продольный 10 разрез.
Задняя лобовая ча Tb обмотки содержит мсталлическую нажимную шайбу 1 с кольцевым пазом 2, корпусную изоляцию 3 обмоткодержателя, бандаж 4 для удержания задней лобовой части 5 и изоляции 3, cегменты 6 из диэлектрического материала, .<)д«ржащие выступы 7 размещенные в ко<ьцсвом пазу 2 нажимной шайбы l.
Оо Мо I КУ и !.ОРЯ ПРОИ ЗВОДЯт СЛЕДУЮ!ЦИ М
<)<) ()d )ол!. 20
На торце нажимной шайбы укла lblBBloT с«гменты из диэлектри <еского механически (рочного материала, например из прессмас< ы А1-4Б. Выступы сегментов размещают H кольцевом пазу нажимной шайбы, <)беспсчивая тем cамым крепление сегмеHгов в осевом направлении. Крепление сегл)ентов в радиальном направлении бандакол<, ннприм«р стеклобандажной лентой, I, 1»7IH,kûtHIåì0è с натяж HkIEм. Для разме)цс ния стек.!обандажной ленты на сегментах с< с!Орон),1, обращенной к обмотке, мож«T быть !!редусмотрен наз, (сл!. чертс.к).
110с.",е установки с(гменты образуют опорную пов«рх)н)сть для л кладки изоляции и задней лобовой части оомотки якоря. Часть этой
<)tl<)()kl()l1 )<ове() HocTII распо.!ожена консольно по отношению к торцу нажимной шайбы.
Вылет кон«о.!и выбирают в зависимости от рабоче!.о kt;Ill()HiKptlIIH машины, как правило, он долж«н быть равным или большим рас«тОННИя Il(р«КрЫГHH ЭЛЕКтрИЧЕСКОй дуГИ С
1<)коиедущих;а< тей обмотки на корпус на- 40 жимной шайбы. Г1осл«этого на обмоткодержате.ib, образованный нажимной шайбой (з(1k<()«н 1(tkktbl»tи на н(Й ((Гы(нтами из диэ лсктрического материала, укладывают и зикр«1!.:яюг, Hа!!римс р, с 110MOllkbK) стеклоленты корпусkt) K) изоляцик> 3 рассчитаннук) и;1 1101- 45 !
<ос рабоч(е напряжение, что нозволяст зна<, мсH b lll tt1 l> kt.! H ll() 1 kiOCTbkO снятb кор:!уснуlo изоляцию с задней лобовой
)lасти ОблlОтки якоря, Оставив ТОННКо изо, IH;i )< lO BkI t KOÁ И 11ОКРОБН К) ИЗОЛЯ ЦИ 10 ИЗ
50 с<склолсн кателн оказывается плотно заrh l г()И л1«жду (l()%10TH<);I«()>K IT«Ë(м И )б1() ГКОИ
Предложенное устройство работает следующим образом.
Охлаждающий воздух, проходя через вентиляционные каналы 8 сердечника 9, охлаждает нажимную шайбу 1, сегменты 6 и обмотку 5. При этом из-за наличия сегментов 6 непосредственного контакта охлаждающего воздуха с изоляцией 3 обмоткодержателя не происходит, что увеличивает срок ее службы. Возникаю(цие при вращении якоря центробежные силы воспринимают бандаж 4, удерживающий обмотку 5, сегменты 6 и изоляцию 3, что предотвращает ее от разрушения центробежными силами.
Положительный эффект достигается благодаря тому, что часть обода нажимной шайбы заменяют сегментами из диэл«ктрического м;)териала, ila которые в предложенном устройстве уложена часть обмотки
:>ТО необходимой для изготовления нажимной шайбы
Расположение сегментов консольно ио отношению к торцу нажимной шайбы увеличивает расстояние иерекрыпгия электрической дуги с токоведущих частей обмотки якоря ita корпус нажимной шайбы. 11ри этом высокая механическая прочность сегментов, изготовленных, например, из пресмас< ы ЛГ -4, позволяет обеспечить вылет консоли на расстояние, равное или превышающее расстояние перекрытия электрической дуги для заданно!о рабочего напряжения электрической машины. Это позволяет уменьшить толщину или полно тью снять корнусную изоляцию с задней лобовой части обмотки, уменьшив тем самым расход изоtHtIkIot)tIbix материалов и трудоемкость изолировочных работ. Кроме того, новышаетс я надежность и долговечность кори,сной изо.1яции обмоткодержателя, так как она ока:)ЫВ;!<>T(. H II 1()TklO 3(kiKI)TOH Mf )h;1) 06VIOTK<7H и обмоткодержателем, что предохраняет ее от нредног0 воздействия внешней среды.
Фор 1(у.ча изоор(тсния
Якорь электрической машины, содержаIt(!Ilk обмотку из отдельных секций, лобовые части которой со стороны, противо!<о !о кНоН коллектору, установлены Hd обмо-,кодержателе, состоящем из металлической нажимной шайбы с ко !ьц«вым пазом, 07«!!7чающи!(ся тем, что, с цс Ihlo !!овышения надежности, снижения трудоемкости изготовя«ния и ()3cxoäà ма «риало:1, оомоткодержатель c() стороны головок секций обмотки cнабжен сегментами из диэлектрич«ского материала, имею<цими выступы, размсщенньн в кольцевом пазу нажимной шайбы, ирич(м сегменты ус I Híoâë I!bi консольно II<) отношению к торцу нажиvlнoЙ шайбы со тороны головок секций.