Механизм блокировки дифференциала транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно автомобилям и тракторам. Целью изобретения является повьшенне надежности. Для достижения этой цели механизм блокировки снабжен пружиной 7 растяжения, расположенной снаружи кулачковой муфты 4. Один конец пружины закреплен на неподвижной обойме 8, а другой соединен с подвижной 9 в осевом направлении ведомой полумуфтой 4 через узел регулирования усилия пружины. 3 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (19) SU (ill
А1 (Я)ф В 60К 17 20
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Н АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4174590/31-11 (22) 04,01.87 (46) 23.07.88. Бюл. Р 27 (71) Белорусский политехнический институт (72) А.Т.Скойбеда, А.С.Белькович, А.А.Зенькович, Н.И.Ящук, И.В.Можаров, А.А.Калина и Л.M.Áóéìoâ (53) 629.113-587(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
8 - 1142314, кл. В 60 K 18/20, 1985. (54) МЕХАНИЗМ БЛОКИРОВКИ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области транспортного машиностроения, преимущественно автомобилям и тракторам.
Целью изобретения является повьппение надежности. Для достижения этой цели механизм блокировки снабжен пружиной
7 растяжения, расположенной снаружи кулачковой муфты 4. Один конец пружины закреплен на неподвижной обойме
8, а другой соединен с подвижной 9 в осевом направлении ведомой полумуфтой 4 через узел регулирования усилия пружины. 3 ил.
1411171
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть иСпользовайо в механизмах автоматической блокировки дифференциалов са5 моходных колесных машин.
Цель изобретения — распжрение компоновочных возможностей мкханизма бЛ окир овки, На фиг. 1 показан предлагаемый ме- 1О ханизм блокировки дифференциала, на фиг. 2 - положение кулачков при вклю» чинной муфте механизма блокировки; на ф г. 3 — то же, при выключенной муфт механизма блокировки дифференциа- 15 л .
Механизм блокировки дифференциала .транспортного средства (фиг. 1) содержйт первую полумуфту, состоящую из двух кулачковых колец 1 и 2, которые 2О соединены с корпусом дифференциала 3 с возможностью осевого перемещения, например, шпицевым соединением, вторую 4 и дополнительную 5 полумуфты, установленные на одной из полуосей 6 25 ведущего моста. Полумуфта 5 установлена на полуоси неподвижно, причем е6 кулачки обращены навстречу кулачк@м полумуфты 4. Последняя установленФ с возможностью осевого перемещения 3О и пример, на шпицах, и подпружинена п ужиной 7, один конец которой закрепл н на неподвижной обойме 8,а другойн обойме 9 подвижной полумуфты 4.
О ойму 9 перемещают относительно пол муфты 4, например, с помощью гайки
1О по резьбе, что обеспечивает измеиванне усилия натяжения пружины 7.
Кулачки 11 и 12 (фиг. 2 и 3) полум1 фт.4 и 5 введены в зацепление с . 40 кулачками кулачковых колец 1 и 2.
ОПорное кольцо выполнено из двух элементов 13 и 14, установленных в расточках кулачковых колец 1 и 2 соосно пблуоси, причем каждый из элементов 45
13 и 14 снабжен торцовыми выступами
15 и 16 (фиг. 2 и 3), обращенными соответственно к полумуфтам 4 и 5. В пЛоскости разъема кулачковых колец
1 и 2 опорного кольца установлена 5п шайба 17. На кулачках 11 и 12 полумуфт 4 и 5 по оси симметрии установлено по, одному штифту 18 и 19.
Механизм блокировки дифференциала работает следующим образом.
При движении транспортного срецства по прямой корпус дифференциала 3 и полуось 6 вращаются с одинаковыми угловыми скоростями. Кулачки механизма находятся в сцепленном состоянии (фиг. 2) — дифференциал заблокирован.
При попадании одного из колес в худшие сцепные условия с дорогой дифференци ал остается заблокированным и не допускает раздельного буксования колес.
При движении по криволинейной траектории (на повороте) корпус дифференциала и полуось стремятся вращаться с различными угловыми скоростя ми и нагружают кулачки крутящим мо-. ментом. При этом на них возникают осевые усилия, которые, преодолевая усилия пружины 7, перемещают полумуфту
4 и кулачковые кольца 1 и 2 в осевом направлении. К моменту выключения механизма кулгчковые кольца перемещаются в осевом направлении на высоту кулачков 12, а полумуфта 4 дополнительно передвигается на высоту кулачков
11. Шайба 17 и элементы 13 и 14 опорного кольца перемещаются в осевом направлении совместно с кулачковыми кольцаьж 1 и 2.
После выхода кулачков 11 и 12 из зацепления полумуфты 4 и 5 поворачиваются относительно кулачковых колец
1 и 2. В начальный период относительно вращения полумуфт и кулачковых колец штифты 18 и 19 зацепляются за торцовые выступы 15 и 16 элементов
13 и 14 опорного кольца, .При этом кулачки полумуфт 4 и 5 опираются на торцовые выступы опорного кольца совместно с элементами опорного кольца и шайбой 17 независимо от кулачковых колец — дифференциал разблокирован (фиг. 3).
После завершения поворота колеса ведущего моста под действием возмущений дороги начинают совершать колебания один относительно другого. При этом полумуфты 4 и 5 поворачиваются относительно кулачковых колец в противоположную сторону, кулачки полумуфт сходят с выступов опорного кольца и входят в зацепление с кулачками кулачковых колец — дифференциал снова заблокирован.
У машин различного назначения и оборудованных разными ходовыми систе" мами необходимо в каждом конкретном случае иметь определенный постоянный момент блокировки дифференциала.
После сборки механизма и закрепления концов пружины 7 с помощью гайки
14 111, 10 перемещают обойму 9 и увеличивают таким образом развиваемое пружиной усилие до. необходимого значения, обеспечивающего срабатывание механизма блокировки при заданной разности крутящих моментов. Регулирование усилия пружины обеспечивает точность срабатывания механизма, которую контролируют, например, на специальном стенде 10
Формула из обр ет ения
Механизм блокировки дифференциала транспортного средства, содержащий неподвижную в осевом направлении ведующую и подпружиненную к ней подвижную ведомую полумуфты с торцовыми вза71 имодействующигж между собой кулачками, смонтированное с. возможностью вращения на ведущей полумуфте опорное кольцо с выступами для взаимодействия с упором, закрепленным на торце одного из кулачков ведомой полумуфты, отличающийся тем, что, с целью повьппения надежности, механизм блокировки снабжен узлом регулирования усилия пружины, расположенной снаружи кулачковой муфты и выполненной в виде пружины растяжения, один конец которой закреплен на неподвижной обойме, а другой соединен с подвижной в осевом направлении ведомой полумуфтой через узел регулирования усилия пружины.