Способ определения допуска на компенсатор зазора при регулировке преднатяга подшипников при сборке редуктора

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению . Цель изобретения - повьшение точности определения допуска. Определяют допуск на компенсатор при изменении осевой нагрузки в пределах, соответствующих предельным моментам трения без учета податливости компенсаторов и диаметрального натяга внутренних колец подшипников. Затем определяют при изменении осевой нагрузки в упомянутых пределах величины податливости компенсаторов и относительного смещения колец подшипников при изменении диаметрального натяга их внутренних колец. Определяют допуск на компенсатор по расчетной зависимости . Способ учитывает сборочно-технологические погрешности, связанные с податливостью компенсаторов, с диаметральным натягом внутренних колец подшипников на валу и отклонением от параллельности торцов компенсатора, что приводит к высокой точности определения допуска на толщину компенсатора . 4 ил. и

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

А1 (19) (11) (59 4 G 01 М 13/04

ВСЕСОЮЗНН ..,;,13 1@ 1НС ТЖА

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4033418/31-27 (22) 05.03.86 (46) 30.07.88. Бюл. Ф 28 (71) Московский автомеханический институт (72) А.В.Воронин, Б.Н.Вардашкин, А.С.Бегян, И.А.Булавин, Б.Л.Каплан, В.И.Харитонов и В.П.Молчанов (53) 62 1.822.6(088 ° 8) . ( (56) Авторское свидетельство СССР

У 900148, кл. G 01 М 13/04, 1982. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ДОПУСКА НА

КОМПЕНСАТОР ЗАЗОРА ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ

ПРЕДНАТЯГА ПОДШИПНИКОВ ПРИ СБОРКЕ

РЕДУКТОРА (57) Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения — повышение точности определения допуска.

Определяют допуск на компенсатор при ! изменении осевой нагрузки в пределах, соответствующих предельным моментам трения без учета податливости компенсаторов и диаметрального натяга внутренних колец подшипников. Затем определяют при изменении осевой нагрузки в упомянутых пределах величины податливости компенсаторов и относительного смещения колец подшипников при изменении диаметрального натяга их внутренних колец. Определяют допуск на компенсатор по расчетной зависи— мости, Способ учитывает сборочно-технологические погрешности, связанные с податливостью компенсаторов, с диаметральным натягом внутренних колец подшипников на валу и отклонением от параллельности торцов компенсатора, что приводит к высокой точности определения допуска на толщину компенсатора. 4 ил.

14134 73

Изобретение относится к машиностроению, а именно к технологии сборки агрегатных узлов, и может быть использовано для определения допуска на компенсатор зазора при регулировке преднатяга подшипников при сборке редуктора.

Целью изобретения является повышение точности определения допуска. 10

На фиг. 1 изображена схема устройства для осуществления предлагаемого способа; на фиг. 2 — схема измерения посадочного диаметра вала; на фиг. 3— схема измерения податливости компенса15 тора и посадочного диаметра внутреннего кольца подшипника; на фиr. 4 схема измерения осевых смещений колец подшипников при воздействии на них предельных осевых нагрузок. 20

Вал редуктора в сборе (фиг. 1) содержит корпус 1, смонтированные в нем подшипники 2 и 3, вал 4, компенсаторы 5 и 6, фланец 7, затяжную гайку 8.

На схеме измерения посадочного диа-25 метра вала (фиг. 2) показан измеритель 9, контактирующий с посадочным ,циаметром вала, установленного на столе 10.

На схеме измерения податливости компенсатора и посадочного диаметра внутреннего кольца подшипника (фиг.3) позициями обозначены измеритель 12, смонтированный на столе 11 и контактирующий с посадочным диаметром внутреннего кольца подшипника 2, установ35 ленного на технологическом валу 13, закрепленном на столе 11, а также измеритель 14, контактирующий с компенсатором 5, и нагружатель 15.

На схеме измерения осевых смещений колец подшипников при воздействии на них предельных осевых нагрузок .(фиг. 4) позициями обозначены установленный на столе 16 технологический вал 17, обеспечивающий установку на него с зазором подшипников 2 и 3, и измерители 18 и 19.

Способ осуществляют следующим образом.

В корпусе 1 (фиг. 4) монтируют подшипники 2 и 3, затем корпус с подшипниками устанавливают на стол 16 с центрирующим технологическим валом 17, После этого опускают нагружатель 15, приводят в соприкосновение с торцом внутреннего невращающегося кольца подшипника 3 измеритель 18, вращают корпус 1, непрерывно увеличивая осевую нагрузку F, по предельному значению и момента трения в подшипниках, замерениых с помощью, например, динамометрического ключа, определяют предельные осевые нагрузки и измеряют соответствующее этим нагрузкам относительное осевое смещение невращающегося кольца подшипника 3. Затем устанавливают поочередно подлежащие сборке валы 4 на стол 10 (фиг. 2), с помощью измерителя 9 измеряют диаметры D ux посадочных поверхностей и отбирают два вала с минимальным и максималь— ным диаметрами. После этого (фиг, 3) устанавливают поочередно подлежащие сборке поцшипники 2 на вал 13 и стол

11, с помощью измерителя 12 измеряют диаметры D отвер" òèé их внутренних колец и отбирают два подшипника с минимальным и максимальным диаметрами.

Каждый из отобранных подшипников 2 монтируют в корпус 1 с подшипником 3 и устанавливают поочередно на стол 16 с центрирующим технологическим валом

17 (фиг. 4) и с помощью измерителей

18 и 19 при вращении корпуса 1 и действии предельной осевой нагрузки, создаваемой нагружателем 15, измеряют расстояния между одноименными торцами колец подшипников 2 и 3. Затем монтируют отобранные подшипники 2 в корпус 1 с подшипником 3 и с отобранными валами 4 таким образом, что подшипник с минимальным диаметром внутреннего кольца напрессовывают на вал с максимальным диаметром посадочной поверхности, а подшипник с максимальным диаметром внутреннего кольца — на вал с минимальным диаметром посадочной поверхности. Внутренние кольца подшипников 3 устанавливают на вал по скользящей посадке. Снова измеряют расстояния между одноименными торцами колец подшипников 2 и 3 по схеме, изображенной на фиг. 4, но с валом 4 вместо вала 17. После этого определяют разности измеренных расстояний между одноименными торцами подшипников 2 (h ) и разность измеренных расстояний между одноименными. торцами подшипников 3 (ь ) и вычисляют разность этих разностей ï 53 2 °

Затем поочередно устанавливают подлежащие сборке компенсаторы 5 на технологический вал 13 (фиг. 3) ° С целью ускорения измерений совмещают установку и измерение податливости компенса1413473 торов с измерением диаметров D внутренних колец подшипников.

Прикладывают к каждому компенсатору 5 осевую силу F<, изменяющуюся от нуля до максимальной сборочной силы, превышающей предельную осевую нагрузку, с помощью измерителя 14 фиксируют их деформации и отбирают два компенсатора соответственно с минимальной и максимальной податливостью. Компенсатор 5 с минимальной податливостью нагружают минимальной сборочной силой и фиксируют величину его деформации, а компенсатор с максимальной 15 податливостью нагружают максимальной сборочной силой и также фиксируют величину его деформации. Определяют разность деформаций отобранных компенсаторов. Определяют допуск на компен- 2О сатор зазора для каждого из п компенсаторов по формуле

Т - (S к+11„+ 11к)

Т 1 х 9 где Т вЂ” допуск на компенсатор зазо- 25 а ра, полученный при регулировке преднатяга подшипников без учета податливости компенсаторов и диаметрального натяга внутренних колец под- 3р шипников;

Я„ - ступень компенсации, равная наибольшей возможной компенсации, деленной на количество ступеней компенсатора:

4) — разность разностей расстояний между одноименными торцами колец отобранных подшипf ников

4) разность деформаций отобранных компенсаторов;

n — количество компенсаторов, используемых при регулировке преднатяга подшипников.

Использование предлагаемого спосо- g5 ба обеспечивает более высокую точность определения допуска на компенсатор зазора при регулировке преднатяга подшипников при сборке редукто- ра и в итоге увеличение работоспособности подшипников.

Формула изобретения

Способ определения допуска на компенсатор зазора при регулировке пред55 натяга подшипников при сборке редукгде Т

S к

Ь 1 и допуск на компенсатор зазора, полученный при регулировке преднатяга подшипников без учета податливости компенсаторов и диаметрального натяга внутренних колец подшипников; ступень компенсации; разность разностей расстояний между одноименными торцами колец отобранных подшипников разность деформаций отобранных компенсаторов: количество компенсаторов, используемых при регулировке преднатяга подшипников. торя, заключающийся в том, что в редукторе,собранном без компенсаторов, вращают подшипники, непрерывно изменяют осевую нагрузку ня них и измеряют момент трения, определя1от предельные осевые нагрузки, при которых моменты трения равны предельным значениям, измеряют относительное осевое смещение невращяющегося кольца одного из подшипников дуплекса относительно невращающегося кольца другого подшипника при изменении осевой нагрузки в найденных пределах, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повьппения точности, измеряют диаметральный натяг между сме1цяемым кольцом

ПОДШИПНИКЯ И ВЯЛОМ СНЯЧЯЛЯ ДО МЯКС11 мально возможного, à ".,àòåì до минимально возможного значений и фиксируют при этом относительные осевые смещения невращающегося кольца под действием одной из предельных осевых нагрузок, определяют разность зафиксированных смещений, затем производят упомянутые измерения без валов и снова определяют разность зафиксированных смещений, после чего Определяют разность полученных разностей, воздействуют осевой нагрузкой ня по меньшей мере два компенсатора, замеряют величину их деформации, затем компенсатор с минимальной деформацией нагружают минимальной осевой нагрузкой, а компенсатор с максимальной деформацией — максимальной осевой нагрузкой, после чего определяют допуск на компенсатор по формуле

ТГ($к+ 1 1+ 1ЯК))

Т к и к

1413473

14 134 73

Составитель Т.Хромова

Редактор Е.Копча Техред М.Ходанич Корректор В.Гирняк i

Тираж 847 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 3774/44

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4