Устройство для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к устройствам для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства. Цель изобретения - повышение эффективности работы гидрозамедлителя при переходе с тягового режима на тормозной режим движения транспортного средства. Устройство содержит теплообменник 4 с каналами для подачи рабочей жидкости во всасьгоающую и нагнетательную

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) GD 4 В 60 К 17 10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 691317 (21) 4068619/27-11 (22) 11.03.86 (46) 15.08.88. Бюл. К - 30 (71) Центральный научно-исследователь. ский автомобильный и автомоторный институт и Всесоюзный конструкторскоэкспериментальный институт автобусостроения (72) Л.С.Гаронин, В.В.Баранов, В.В.Рыбальченко и В.С.Рымар (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 691317, кл. В 60 К 17/10, 1979. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И ПЩРОЗАИЕДЛИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВЛ (57) Изобретение относится к устройствам для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства. Цель изобретения — повышение эффективности работы гицрозамедлителя при переходе с тягового режима на тормозной режим движения транспортного средства. Устройство содержит теллообменник 4 с каналами для подачи рабочей жидкости во всасывающую. и нагнетательную

1416338 магистрали 5 и 6 гидроэамедлителя 1 через распределитель 7, который соединен с источником рабочей жидкос- ти 16 непосредственно и через рабочую полость гидротрансформатора 18, при этом распределитель 7 снабжен гидроаккумулятором 15 с полостью, сообщенной с краном 10 подачи сжатого воздуха к распределителю 7, и с полостью, сообщенной с каналом подачи рабочей жидкости от распределите, ля 7 к теплообменнику 4, связанным, со всасывающей магистралью 5 гидро1 замедлителя 1. На тяговом режиме кран

10 выключен, и золотник распределиИзобретение относится к транспортной технике, а именно к устройствам для охлаждения гидродинамической

1 передачи и гидрозамедлителя транспортного средства. 5

Цель изобретения — повьппение эф, фективности работы гидрозамедлителя . путем ускорения включения гидрозамед-! . дителя.

На фиг. 1,показаны элементы и вза- 10 имосвязи устройства для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя в положении, соответствующем тяговому режиму движения транспортного средства; на фиг. 2 †.то же, в положении, соответствующем тормозному режиму движения транспортного средства.

Гидрозамедлитель 1 содержит вращающийся на валу ротор 2 и неподвижный статор 3, образующие рабочую полость; связанную с теплообменником

4 посредством всасывающей 5 и нагнетательной 6 магистралей золотниково25 го распределителя 7 и каналов 8 и 9.

Канал 8 служит для подачи жидкости от распределителя 7 в теплообменник

4 в режиме прямотока, а канал 9 служит для подачи жидкости от распределителя 7 в теплообменник 4 в режиме противотока. Для управления гидроэамедлителем служит пневматический кран 10, выход которого соединен пневмомагистралями 11 и 12 с пневматическими полостями управле- 35 теля 7 находится в крайнем левом положении. При этом подпиточная магистраль гидрозамедлителя 1 перекрыта, а выход гидротрансформатора 18 - соединен с системой охлаждения. Движение рабочей жидкости в теплообменнике

4 относительно охлаждающей жидкости осуществляется в режиме прямотока.

На тормозном режиме кран 10 подачи воздуха включен, и золотник распределителя 7 находится в крайнем правом положении — открываются каналы питания гидроэамедлителя 1 и выход гидротрансформатора 18 сообщается со сливом. 2 ил. ния под торцами золотника 13 распределителя 7 и поршня 14 гидроаккумулятора 15. Гидравлический насос (источник рабочей жидкости) 16 через главную напорную магистраль 17 осуществляет подпитку гидрозамедлителя

1 и гидравлическоч передачи (гидротрансФорматора) 18. Золотник 13 распределителя 7 нагружен пружиной 19.

Каналы 20 и 21 служат для соединения гидродинамической передачи 18 с теплообменником 4 или со сливом в поддон. Подпитка гичрозамедлителя

1 от главной магистрали 17 осуществляется с помощью дополнительных каналов 22 и 23.

Устройство работает следующим образом.

На тяговом режиме движения транспортного средства (фиг.1) кран 10 находится в выключенном положении, соединяя пневмомагистрали 11 и 12 с выходом в атмосферу. Золотник 13 распределителя 7 пружиной 19 удерживается в крайнем левом положении.

При этом положении распределителя магистрали 5 и 6 и канал 23 рабочей полости гидроэамедлителя 1 соединены со сливом в поддон, подпиточная магистраль 22 гидрозамедлителя 1 перекрыта, выход гидродинамической передачи 18 соединен с системой охлаждения, обеспечивая прокачивание рабочей жидкости через каналы 20 и 21, распределитель 7, канал 8, 14163

25 теплообменник 4, канал 9 и снова ,через распределитель 7 на слив в поддон..При этом движение рабочей жид1 кости в теплообменнике 4 относительно охлаждающей жидкости осуществляет.5 ря в режиме прямотока, а подключение гидравлической полости гидроаккумулятора 15 к каналу 8 подачи жидкости от распределителя 7 в теплообменник

4 в режиме прямотока обеспечивает смещение поршня 14 в крайнее положение (фиг.1) под действием давления на выходе гидродинамической передачи

18 и, следовательно, автоматическую зарядку гидроаккумулятора 15.

При необходимости включения тормозного режима (фиг.2) водитель транспортного средства переводит пневматический кран 10 в положение подачи сжатого воздуха через пневмомагиетраль 11 в полость под торцом золотника 13 распределителя 7 и через пневмомагистраль 12 в пневматическую полость гидроаккумулятора 15. Под действием давления воздуха золотник

13 смещается вправо против усилия пружины 19, открывая напорную магистраль 17 на питание рабочей полости гидрозамедлителя 1 через каналы 22 gp и 23 и магистраль 5 и соединяя выходной канал 20 гидродинамической передачи 18 со сливом в поддон.При этом устанавливается циркуляция рабочей жидкости по замкнутому контуру: гидрозамедлитель 1 — нагнетательная магистраль 6 — распределитель

7 — канал 9 соединения распределителя 7 с теплообменником 4 в режиме противотока — теплообменник 4 — канал 8 соединения теплообменника 4 в режиме противотока с распределителем

7 — распределитель 7 — всасывающая магистраль 5 — гидрозамедлитель 1.

В процессе работы гидрозамедлителя 45 . 1 функции насоса 16 сводятся к подпитке контура циркуляции гидрозамедлителя 1 через главную магистраль

17 и каналы 22 и 23 для восполнения утечек. 5Î

При включении тормозного режима транспортного средства гидравлическая полость гидроаккумулятора 15 (фиг.2) оказывается подключенной к каналу 8, соединяющему теплообменник 4 в режиме противотока с распределителем 7, т.е. практически к всасывающей магистрали 5 гидрозамедлителя 1. Поршень 14 гидроаккумулятора

38

15 под действием давления воздуха в

его пневматической полости управления перемещается практически одновременно с золотником 13 распределителя 7 и впрыскивает рабочую жидкость в круг циркуляции гидрозамедлителя 1, заполняя частично его рабочую полость и обеспечивая ускоренное включение тормозного режима.

Устройство обеспечивает автоматическое опережение перемещения золотника 13 распределителя 7 отчосительно поршня 14 гидроаккумулятора 15 благодаря сопротивлению перемещению поршйя 14, создаваемому давлением в выходном канале 20 и канале 21 гидродинамической передачи 18. После перемещения золотника 13 вправо гидравлическая полость гидроаккумулятора 15 соединяется через распределитель 7 со всасывающей магистралью 5 и с порожней рабочей полостью гидрозамедлителя 1, не создавающими сопротивления перемещению поршня 14 и позволяющими гидроаккумулятору 15 осуществить быстрое заполнение рабочей полости гидрозамедлителя

Устройство с гидроаккумулятором, подключенным гидравлической полостью к каналу подачи жидкости от распределителя г теплообменник в режиме прямотока, позволяет уменьшить временное падение давления жидкости в главной напорной магистрали(из-за открывания ею порожней рабочей полости гидрозамедлителя) при включении тормозного режима, улучшая работу гидродинамической передачи путем устранения буксования содержащихся в ее коробке передач фрикционных муфт, имеющих гидравлическое управление с питанием от насоса, подающего жидкость в гидрозамедлитель.

Формула и з о б р е т е н и я

Устройство для охлаждения гидродинамической передачи и гидрозамедлителя транспортного средства по авт св. N- 691317, о т л и ч а ющ е е с я тем, что. с целью повышения эффективности путем ускорения включения гидрозамедлителя, оно снабжено гидроаккумулятором с полостью, сообщенной с краном подачи сжатого воздуха к распределителю, и с полостью, сообщенной с каналом подачи рабочей жидкости от распределителя к теплообменнику в режиме прямотока. 1416338

Составитель А.Баршков

Техред М. Ходанич Корректор М.Максимишинец

Редактор Л.Повхан

Тираж 558 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 4018/14

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4