Устройство для кондиционирования воздуха транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к установкам для кондиционирования воздуха, поступаюш;его в са лон транспортного средства, и обеспечивает повьшение эффективности работы в условиях высоких температур и большой влажности. Оно состоит из генератора холода 1, который посредством трубопроводов соединен с радиационной и конвективной системами и системой отвода тепла. Конвективная система включает в себя две полости. Одна из них соединена с воздушно-жидкостным радиатором 9 системы отвода тепла, а другая через подпиточный бак 1J - с вакуум-насосом 10. Благодаря такой конструкции устройства повышается степень охлаждения воздуха. 4 ил. ,J5 S ,3 (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 4 В 60 Н 1/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4141447/31-11 (22) 30.10.86 (46) 23.08.88. Бюл. № 31 (71) Днепропетровский инженерно-строительный институт (72) В.А.Арефьев, В.В.Толстых, В.А.Джунь, В.В.Фот, В.А.Яшин, И.В.Гавеля и В.А.Коробкин (53) 629.113.06(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1250483, кл. В 60 Н 1/32, 1984. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к установкам для КондициониSU 1418080 А 1 рования воздуха, поступающего в салон транспортного средства, и обеспечивает повышение эффективности работы в условиях высоких температур и большой влажности Оно состоит из генератора холода 1, который посредством трубопроводов соединен с радиационной и конвективной системами и системой отвода тепла. Конвективная система включает в себя две полости. Одна из них соединена с воздушно-жидкостным радиатором 9 системы отвода тепла, а другая через подпиточный бак 11 с вакуум-насосом 10. Благодаря такой конструкции устройства повышается степень охлаждения воздуха. 4 ил.
1418080
Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к установкам кондиционирования воздуха транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности работы в условиях высоких температур и большой влажности.
На фиг.1 изображено устройство для кондиционирования воздуха; на фиг.2 -1p модуль термоэлектрического генератора холода; на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2; на фиг.4 — пополнительный бак.
Устройство состоит из термоэлектрического генератора 1 холода, кото- 15 рый посредством трубопроводов 2 соединен с радиационной, конвективной системами и системой отвода тепла.
Радиационная система состоит из пане ли 3 и водяного насоса 4, конвектив- 2р ная система — из конвективного теплообменника 5, водяного насоса 6 и вентилятора 7. Система отвода тепла содержит водяной насос 8, воздушножидкостный радиатор 9, вакуум-на- 25 сос 10, пополнительный бак 11, автоматический двухпозиционный вентиль 12, функционально связанный с дифференциально включенными температурными датчиками 13 и 14. Датчик 13 контролиру- 30 ет температуру воды в системе отвода тепла, датчик 14 — температуру воздуха перед радиатором 9. Термоэлектрический генератор 1 и вакуум-насос 10 подключен через пульт 15 управления к генератору 16 постоянного тока.
Термоэлектрический генератор 1 состоит из модулей, представляющих собой систему жидкостных теплообменников, сопряженных с термоэлектрическими 40 батареями 17 при помощи теплопереходов 18. Теплообменники 19 холодных спаев термобатарей соединены с реакционной или конвективной системами.
Теплообменггик 20 системы отвода теп- 45 ла выполнен из внешней 21 и внутренней 22 полостей. Внешняя полость 21, сопряженная с гоячими спаями термобатарей, соединена с воздушно-жидкостным радиатором 9. Внутренняя полость 22 соединена через подпиточный бак 11 с вакуум-насосом 10. Для улучшения съема тепла с горячих спаев термобатарей внутренняя поверхность полости 21 имеет оребрение 23. Циркуляция воды в полости 21 осуществляется при помощи насоса 8. Пополнительный бак 11 представляет собой вакуумированную емкость, заполненную водой и соединенную штуцерами 24 и 25 с внутренней полостью теплообменника 20 и штуцером 26 — с всасывающей полостью вакуум-насоса 10.
Устройство работает следующим образом.
При работающем двигателе оператор через пульт 15 управления подает электропитание с генератора 16 постоянного тока на термобатареи радиационной и конвективной систем и насосы 4,6 и 8 - С помощью насоса 4 вода радиационной части циркулирует по контуру: насос 4 — трубопровод 2— радиационная панель 3 — теплообменник 19 холодных спаев. В конвекционной части вода циркулирует по контуру: насос 6 †.трубопровод 2 — конвективный теплообменник 5 — теплообменники 19 холодных спаев термобатарей, В системе отвода теплоноситель (вода) отбирает тепло от горячих спает термобатарей и с помощью насоса 8 проходит через трубопровод 2 в воздушножидкостный радиатор 9, затем во внешнюю полость теплообменника 20 горячих спаев. При повышении температуры в системе отвода тепла срабатывает датчик 1о, включая через пульт 15 управления вакуум-насоса 10, В пополнительном баке 11 и внутренней полости 22 теплообменника 20 начинается кипение и испарение воды, что ведет к.ее охлаждению. Теплоноситель, движущийся во внешней полости, отдает часть тепла кипящей воде, в результате чего к радиатору 9 подходит значительно меньшая часть тепла. Температура в системе отвода тепла снижается. При температурах окружающей среды, равных температуре воды в системе отвода тепла, срабатывает датчик 14, отключая радиатор 9 от системы отвода тепла. Циркуляция воды осуществляется по контуру: внешняя полость 21 теплообменника 20 — насос 8. Все тепло от горячих спает передается. к внутренней полости 22 теплообменника 20, В этом случае происходит только вакуумное охлаждение системы отвода тепла.
Таким образом, повышается холодильный коэффициент термоэлектрического генератора холода, что дает возможность использовать кондиционирующие устройства в условиях жаркого климата.
78
Фиг.2 з 141
Формула изобретения
Устройство для кондиционирования воздуха транспортного средства, содержащее функциональную панель, направленную радиационной поверхностью в зону работы оператора, конвективные теплообменники, сообщенные через насос с радиационной панелью и системой отвода теплоты, включающей в себя воздушно-жидкостный радиатор и
4 пополнительный бак, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью повышения эффективности работы в условиях
5 высоких температур и большой влажности, оно снабжено вакуум-насосом, а конвективные теплообменники выполнены из двух полостей, одна из которых сообщена с воздушно-жидкостным-радиатором, а другая через пополнительный бак — с всасывающей полостью вакуумнасоса.
4-я
Ф 3пкуун
Х c cnt
Редактор А.Ворович
Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Заказ 4103/14
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 атеист
ne7afa ,М
Составитель М.Добронравов
Техред Л.Олийнык Корректор С.Черни