Самоблокирующийся дифференциал транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК
ÄÄSUÄÄ 1419941 A 1 (50 4 В 60 К 17/20
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4003568/2?-11 (22) 15.11.85 (46) 30.08.88. Бюл. № 32 (72) О. Т. Снегарь,и С. В. Ракша (53) 629.113-587 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 846330, кл. В 60 К 17/20, 1979. (54) (57) 1. САМОБЛОКИРУЮЩИР1СЯ
ДИФФЕРЕНЦИАЛ ТРАНСПОРТНОГО
СРЕДСТВА, содержащий приводной корпус, в котором соосно друг другу установлены полуосевые шестерни и зацепленные с ними сателлиты, установленные с возможностью вращения на втулках, каждая из которых имеет сквозное продольное отверстие, ось которого смещена относительно оси вращения сателлита, а также водило, установленное в корпусе и в отверстиях втулок, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем исключения перераспределения моментов при повороте транспортного средства, он снабжен установленными в корпусе с возможностью вращения вкладышами с отверстиями, в которых размещен соответствующий конец водила, при этом продольная ось отверстия каждого вкладыша совмещена с продольной осью водила, а ось вращения каждого вкладыша совмещена с осью вращения соответствующего сателлита.
2. Самоблокирующийся дифференциал по и. 1, отличающийся тем, что втулки для сателлитов жестко соединены между собой торцами.
1419941
Редактор М. Петрова Текред И. Верее Коррекгор О. Кравпова
За каз 4284!21 Тираж 558 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Изобретение относится к транспортным средствам, в частности к конструкциям самоблокирующихся дифференциалов.
Цель изобретения — повышение надежности путем исключения перераспределения моментов при повороте транспортного средства.
На фиг. 1 показан самоблокируюгцийся дифференциал, поперечный разрез; на фиг. 2 — вкладыш; на фиг. 3 — водило.
Самоблокирующийся дифференциал (фиг. 1) содержит установленные в корпусе 1 полуосевые шестерни 2, введенные в зацепление с коническим сателлитом 3, установленным с возможностью вращения на плавающем водиле 4. В корпусе 1 установлены вкладыши 5. Торец каждого вкладыша 5 со стороны сателлита 3 выполнен сферическим с радиусом сферы, расположенным в центре дифференциала, и находится в контакте со сферическим торцом плавающего водила 4, выполненным с тем же радиусом.
Между вкладышем и водилом в зоне торцового контакта расположен промежуточный элемент в виде шарика 6, установленного в полусферических углублениях 7 и 8, выполненных симметрично соответственно на торцах вкладыша и водила.
Углубления 7 и 8 выполнены со смещением е относительно продольной оси сателлита 3. Полусферические углубления 8 на сферических торцах плавающего водила 4 выполнены соосно одно другому (фиг. 3).
Дифференциал работает следующим образом.
При движении по прямой дороге, когда коэффициент сцепления колес с дорогой одинаковый, плавающее водило 4, вкладыш 5
2 и шарик 6 располагаются в плоскости, перпендикулярной оси вращения полуосевых шестерен 2 и симметрично им. В этом положении одинаковый крутящий момент передается от сателлита 3 на обе полуосевые шестерни 2 и далее на колеса транспортного средства. Дифференциал работает как жесткая система.
При изменении коэффициента сцепления одного из колес с дорогой нарушается
10 равновесие действующих на сателлит 3, шарик 6 и вкладыш 5 сил, приводящих к возникновению проворачивающих моментов. В результате проворачиваются сателлит 3, водило 4, шарик 6 и вкладыш 5. При уравновешивании действующих сил в результате смещения шарика 6 и водила 4 действие моментов прекращается. При этом происходит проворот водила 4 и смещение шарика 6 в сторону полуосевой шестерни 2, расположенной со стороны, колеса, имеющего
2г1 больший коэффициент сцепления с дорогой.
Происходит перераспределение передаваемого крутящего момента от двигателя. На колесо с большим коэффициентом сцепления передается больший крутящий момент.
При повороте, когда коэффициент сцепления колес с грунтом одинаковый и силы, действуюгцие на сателлит 3, находятся в равновесии, а необходимо дифференциальное действие шестерен, сателлит 3 под действием внешних сил вращается относительно плавающего водила 4. Все остальные элементы расположены так, что оси водила, вкладыша и шарика 6 находятся в одной плоскости, симметричной полуосевым шестерням 2. Перераспределения крутящего момента в этом случае не происходит.