Устройство для управления сцеплением транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относия-ся к транспортному машиностроению, а более конкретно к устройствам, управления сцеплением транспортных средств. Цель изобретения - упрощение конструкции. В устройстве клапан управления выполнен в виде сопла и эластичной упругой торообразной заслонки, установленной с натягом на цилиндрической кольцевой канавке управляющего штока с возможностью взаимодействия с кольцевым выступом последнего, соединенного через тягу с педалью. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН сю 4 В 60 К 23/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

00 ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ. (21) 4077871/30-11 (22) 13.05.86 (46) 07.09.88. Бюл. И 33 (71). Винницкий проектно-конструкторский технологический институт гидроагрегатов "Гидроагрегат" (72) И.М.Козача, Г.Я.Царенко и И.И.Бергер (53) 629.113(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

11 655572, кл. В 60 К 23/02, 1977. (54), УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

„„Я0„„421556 А 1 (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, а более конкретно к устройствам, управления сцеплением транспортных средств. Цель изобретения — упрощение конструкции.

В устройстве клапан управления выполнен в виде сопла и зластичной упругой торообразной заслонки, установленной с натягом на цилиндрической кольцевой канавке управляющего штока с возможностью взаимодействия с кольцевым выступом последнего, соединенного через тягу с педалью. 4 ил.

1421556

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам управления сцеплением транспортных. средств .

Цель изобретения — упрощение конструкции и улучшение компоновки устройств управления сцеплением.

На фиг.l изображена кинематическая схема устройства для управления сцеп- 10 лением транспортного средства; на фиг.2 — исполнительный механизм с. клапаном управления, продольный разрез; на фиг.3 узел Х на фиг.2, клапан управления в исходном положении; 15 на фиг.4 — то же, в рабочем положении.

Устройство для управления сцепле- . нием содержит педаль 1, тягу 2, вилку 3, соединенную с корпусом 4 испол-20 нительного механизма 5 рычагом 6 выключения сцепления, оси 7 и 8, шток 9 управления. с клапаном управления — торообразной заслонкой 10.

Шток 9 управления одним концом сооб- 25 щен через ось 8 с корпусом 4, а другой его конец имеет кольцевую канавку с гранями 11 и 12 (фиг.3), которые являются седлами для упругоэластичной торообразной заслонки 10, об- 30 разующей с соплом 13 (фиг.2) подвижного элемента 14 исполнительного механизма 5 клапан управления. .Полость А (фиг.З), образованная гранями кольцевой канавки, сообщается через радиальное 15 и осевое 16 отверстия штока управления с атмосферой.

Торообразная заслонка 10 установлена на штоке 9 управления с натягом 40 и с воэможностью-поочередного взаимодействия с соплом 13 подвижного эпемента 14, гранью 11 кольцевой канавки и торцовой поверхностью 17 кольцевого выступа 18 штока 9 управления (фиг.З) либо с гранями 11 и 12 кольцевой канавки.

Центр поперечного сечения,19 торообразной заслонки 10.при взаимодействии заслонки с торцовой поверхностью

17, гранью 11 и соплом 13 расположен на расстоянии от грани 11 кольцевой канавки (фиг.З). Благодаря тому, что центр поперечного сечения 19 торообразной заслонки 10 находится между гранью 12 и осью кольцевой канавки

55 на штоке 9 управления возникает дей- ствуюший в данном положении момент, .обеспечивающий установку заслонки 10 на две грани ll и 12 цилиндрической канавки (фиг.4), т.е. в положение, соответствующее клапану управления при нажатии на педаль 1. Установка заслонки 10 с натягом на цилиндрической канавке штока 9 управления обеспечивает необходимую герметичность в крайних положениях заслонки 10, а именно при контакте заслонки 10 с двумя гранями цилиндрической канавки или с гранью 12, с соплом 13 и торцовой поверхностью 17. Контакт заслонки 10 с торцом 17 кольцевого выступа

18 обеспечивает фиксацию положения заслонки 10, а также способствует возникновению дополнительных сил упругости в самой торообразной заслонке 10, способствующих перемещению заслонки в направлении возврата в положение контакта с двумя гранями

11 и 12 цилиндрической канавки.штока

9 управления, исключая его эалипание.

Полость Б (фиг. 2) исполнительного механизма, сообщаемая с источником давления отверстием 20, образована внутренней поверхностью корпуса 4, кольцевым выступом )8 с пазами 21, штоком 9, заслонкой 10 и торцом 22 подвижного элемента 14, Подвижный элемент 14 жестко связан с корпусом

4 исполнительного механизма 5. Отверстие 23 сопла 13 связано с поршневой полостью В (фиг.2) подвижного элемента.

Исполнительный механизм 5, жестко связанный с крышкой 24, устанавливается шарнирно на неподвижной опоре

25 (фиг. 1).

Вилка 3, поджатая пружиной 26, имеет пазы 27, такие же пазы 28 имеются в корпусе 4 исполнительного механизма.

Устройство работает следующим образом.

При нажатии на педаль 1 тяга 2 воздействует на вилку 3, сжимая .пружину 26„ и через ось 8 перемещает шток 9 управления. Торообразная заслонка 10 освобождается от воздействия сопла 13 и садится на грани 11 и 12, разобщая,полость В с атмосферой (фиг.4}. Одновременно сжатый воздух поступает через отверстия 20, 21 и 23 в полость В.

Под воздействием давления сжатого воздуха полости B подвижный элемент

14 вместе с корпусом 4 перемещается вслед за тягой 2, воздействуя на ры1421556 чаг 6 выключения сцепления через ось 7, перемещая .его.

При.остановке педали 1 в промежуточном положении останавливается и шток 9 управления. При этом управляющий клапан — торообразная заслонка

10 входит в контакт с соплом 13, поступление давления в полость 23 прекращается, подвижный элемент 14 останавливается. При прекращении воздействия усилия на педаль 1 под действием пружины 26 шток 9 управления и заслонка 10 устанавливаются в исходное положение (фиг.3) и сообщаются с атмосферой через отверстия 23, 15 и 16. Подвижный элемент 14 под воздействием усилия пружин сцепления перемещаетея в исходное положение.

При отсутствии давления в пневмосистеме происходит механическое выключение сцепления. При нажатии на педаль 1 тяга 2 воздействует на рычаг выключения сцепления 6 через вилку 3 и ось 7, передающие усилие на рычаг

6 выключения сцепления, перемещая его.

Формула изобретения . Устройство для управления сцеплением транспортного средства, содержащее педаль, связанную с рычагом выключения сцепления, усилитель, включающий в себя клапан управления, mTGE KGTGpGFQ выполненный с радиальным и осевым каналами, связан с педалью, и исполнительный механизм, поршневая полость которого сообщена с источником давления через клапан

10 управления, а подвижный элемент связан с рычагом выключения сцепления, подпружиненную вилку, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью упрощения конструкции, клапан управления

16 включает в себя сопло с торцовым выступом, выполненное на торцовой части подвижного элемента, и эластичную упругую торообразную заслонку, при этом на одном из концов штока выполjp иена проточка, упомянутая заслонка установлена с натягом на проточке с возможностью взаимодействия с торцовым выступом сопла, при этом проточка сообщена через радиальный и осевой

25 каналы с атмосферой, конец штока с проточкой размещен с зазором в сопле, сообщенным с поршневой полостью исполнительного механизма, при этом другой конец штока связан с рычагом щ выключения сцепления.!

1421556

142!556.Составитель А.Барыков

Техред М.Ходанич

Корректор В.Гирняк

Редактор В.Петраш

Заказ 4373/15 Тираж 558 Подписное

ВИИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж=35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4