Упругоцентробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , и предназначено при передаче вращения в приводах демпфировать ударные нагрузки и снижать вибрацию. Цель - повышение надежности и улучшение антивибрационных свойств муфты . Муфта содержит ведущую и ведомую полумуфты. Упругий обод 5 раз.мещен на ведомой полумуфте. Псэтумуфты соединены винтовыми пружинами 7 и дополнительной цепью из пар рычагов 8, шарнирно закрепленных на ведущей полумуфте и центробежнь1Х колодках 9. Колодки 9 выполнены из композиционного материала. Центробежные колодки 9 шарнирно соединены с ведомой полумуфтой в месте ее крепления с упругим ободом 5 и пружинами 7. При работе муфты в номинальном режиме винтовые пружины 7 сохраняют постоянным угол расположения между соединяемыми полумуфтами, пары рычагов 8 расположены радиально, колодки 9 прижаты к ободу 5 и передают часть момента, не допуская чреамерной деформации его и поглощая вибрации. 2 ил. § (Л с

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ии 4 Р 16 D 43/14

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н ABTGPCHGMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР пО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4195053/31-27 (22) 16. 02.8? (46) 15.09.88. Бюл, У 34 (7 1) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) A.-П.К.Каволелис, В.Р.Чайка, 1О.П.Соломинас и В.В.Забелскас . (53) 621 ° 825.7 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 530973, кл. Р 16 0 43/14, 1977.

Авторское свидетельство СССР

В 853233, кл. F 16 Р 43/14, 1981. (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению.и предназначено при передаче вращения э приводах демпфировать ударные нагрузки и снижать вибрацию.

Цель — повышение надежности и улучшение антивибрационных свойств муфты. Муфта содержит ведущую и ведомую

„„SU„„1423840 д1 полумуфты. Упругий обод 5 размещен на ведомой полумуфте. Пспумуфты соединены винтовыми пружинами 7 и дополнительной цепью из пар рычагов 8, шарнирно закрепленных на ведущей полумуфте и центробежных колодках 9.

Колодки 9 выполнены из композиционного материала. Центробежные колод1 ки 9 шарнирно соединены с ведомой полумуфтой в месте ее крепления с упругим ободом 5 и пружинами 7. При работе муфты в номинальном режиме

I винтовые пружины 7 сохраняют постоянным угол расположения между соединяемыми полумуфтами, пары рычагов 8 расположены радиально, колодки 9 е прижаты к ободу 5 и передают часть момента, не допуская черезмерной деформации его и поглощая вибрации.

2 ил.

14? 3840

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в приводах как для передачи вращения, так и для демпфирования ударных

Нагрузок и гашения вибраций.

Целью изобретения является повыШение надежности и улучшение антиибрационных свойств муфты.

На фиг. 1 изображен общий вид муф- 10

ы; на фиг. 2 — то же, разрез А-А а фиг.

Упругоцентробежная муфта состоит з ведущей и ведомой полумуфт и соеинительного устройства. Ведущая

15 полумуфта выполнена в виде ступицы 1 с тремя радиально по окружности расположенными выступами 2, имеющими отверстия и радиальные прорези по концам. Ведомая полуиуфта выполнена в виде ступицы 3 с тремя радиально по окружности расположенными хвостовиками 4 с отверстиями и упругим ободом 5, содержащим гри проушины б, отверстия которых выполнены соосно 25 отверстиям хвостовиков 4. Соединительное устройство состоит .из цилиндрических винтовых пружин 7 растяжения, связывающих выступы 2 ведущей полумуфты и упругий. обод 5 ведомой полумуфты, пары рычагов 8, BbliHQJIHPHHblx в виде стальных пластинок с отверстиями по концам, и центробежных грузов в виде сегментообразных колодок

9 изготовленных из композиционных

У

35 материалов. Наиболее целесообразным является изготовление колодок 9 из обычных стекловолокон или углероцистых волокон (например, полиакрилонит рила или вискозы), так как производ,ство этих материалов освоено промьпп ленностью и они обладают высокой прочностью. В одном конце центробежных колодок 9 выполнены прорези и отверстия, соосные отверстия хвостовиков 4 и проушин 6 упругого обода 5 ведомой полумуфты, а на другом конце имеются выступы 10 и отверстия в них; в отверстия с зазором вставлены пальцы 11. Точно такие же пальцы 11 на50 ходятся и в отверстиях выступов 2 ведущей полумуфты. Пальцы 11 обоими концами закреплены в отверстиях пар рычагов 8, соединяющих таким образом выступы 2 ведущей полумуфты с выступами 10 центробежных колодок 9. В

55 противоположном конце колодок 9 в отверстиях также с зазором вставлены пальцы 12, имеющие возможность поворачиваться на бронзовых втулочках

13, запрессованных в соосных отверстиях хвостовиков 4 и проуш н 6 ведомой полумуфты. На пальцах 11, находящихся в отверстиях выступов 2 ведущей полумуфты, и на пальцах 12, расс положенных в проушинах 6 упругого обода 5, крепятся зацепы винтовых пружин 7, входящие в радиальные прорези выступов 2 и центробежных колодок 9.

Муфта работает следующим образом.

В статическом положении за счет предварительного натяжения винтовых пружин 7 пары рычагов 8 отклонены на небольшой угол к осям выступов 2 ведущей полумуфты, а центробежные колодки 9 плотно прилегают к внутренней поверхности обода 5 ведомой полумуфты. При воздействии крутящего момента (по направлению часовой стрелки) вытягиваются винтовые пружины 7, деформируется упругий обод 5, пары рычагов 8 переходят радиальное положение и отклоняются в противоположную сторону от осей выступов 2 на определенный угол cl,,зависящий от угла скручивания полумуфт, а це-.- робежные колодки 9 отходят от внутренней поверхности обода 5. Таким образом в переходном режиме (пока частота вращения значительно меньше номинальной) крутящий момент передается практически только винтовыми пружинами 7 растяжения. При увеличении скорости вращения муфты колодки

9 под действием центробежных сил стремятся вернуться в исходное положение и угол Ф между осями радиальных выступом 2 ведущей нолумуфты и осями пар рычагов 8 постепенно уменьшается. Благодаря центробежным силам сегментообразных колодок 9 увеличивается крутильная жесткость муфты и частично разгружаются винтовые пружины 7. Когда частота вращения становится значительной (порядка 3000 об/мин и более), рычаги 8 занимают радиальное положение (т.е. угол Ы становится равным нулю), а центробежные колодки 9 прижимаются к ободу 5 ведомой полумуфты и передают часть крутящего момента, не допуская при этом черезмерной деформации упругого обода ° Поэтому при высоких скоростях вращения и номинальном крутящем моменте муфта работает в полужестком режиме и в то же время

1423840

АР. 2

Составитель М.Косьминова

Техред Л.Сердюкова Корректор В.Бутяга

Редактор О.Спесивых

Подписное

Заказ 4б26/42

Тираж 784

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

1l,3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4 обеспечивает плавную передачу крутящей нагрузки, а также существенное снижение уровня шума и вибраций, передаваемых ведущей полумуфтой на ведомую.

При реверсировании (вращении против часовой стрелки) пары рычагов

8 торцами упираются в кромки выступов 10 колодок 9, колодки 9 остают- 10 ся прижатыми к упругому ободу 5 ведомой полумуфты, муфта опять работает в полужестком режиме, но ее виброизоляционные и демпфирующие свойства несколько ниже. 15

Данное изобретение ввиду расположения упругих элементов (винтовых пружин) под постоянным углом к выступам и хвостовикам ведущей и ведомой о полумуфт, а также выполнения центробежных колодок из композиционных материалов и шарнирных связей всех соединительных элементов обладает рядом технических преимуществ — высокой надежностью, хорошей абсорбцией шума и вибраций привода.

Формула изобретения

Упругоцентробежная муфта, содержащая выполненные в виде ступиц веду, щую полумуфту с радиальными выступами и ведомую полумуфту с радиально расположенными хвостовиками, соединенными упругим ободом, а также центробежные грузы, размещенные с возможностью взаимодействия с внутренней поверхностью упругого обода, и винтовые пружины, закрепленные одним концом на выступах ведущей полумуфты, а другим — на центробежных грузах, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и улучшения антивибрационных свойств, она снабжена парами рычагов, центробежные грузы выполнены в виде сегментообразных колодок из композиционных материалов, при этом рычаги шарнирно закреплены одним концом на выступах ведущей полумуфты в месте крепления пружины, а другим концом — на центробежных колодкахсо стороны, противоположной месту крепления пружины.