Упругоцентробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента с демпфированием ударных и вибрационных нагрузок. Цель .- повьшение нагрузочной способности и упругодинамкческих свойств муфты. Муфта состоит из ведомой полумуфты и ведущей полумуфты в виде ступицы 1 с радиальными стержнями 4. На стержнях установлены центробежные грузы в виде ползунов (П) 6. П ведуг щей полумуфты связан пружинами растяжения с П ведомой полумуфты. Ведомая полумуфта выполнена в виде обода 3, охватывающего ведущую полумуфту. Под действием центробежных сил П перемещаются от центра муфты, растягивая пружины. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К A BT0PCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4219215/31-27 (22) 23.02.87 (46) 15.09.88. Бюл. У 34 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) А.-П.К.Каволелис, А.P.ßêøòàñ, В.P.×àéêà и Э.П.Юрконис (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
И 889954, кл. F 16 D 43/14, 1980.
I (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента с демпфированием
„„Я0„„1423841 А1 (др 4 F 16 D 43/14 ударных и вибрациойных нагрузок.
Цель . — повышение нагрузочной способ" ности и упругодинамических свойств муфты. Муфта состоит из ведомой полумуфты и ведущей полумуфты в виде ступицы 1 с радиальными стержнями 4.
На стержнях установлены центробежные грузы в виде ползунов (П) 6. П веду-. щей полумуфты связан пружинами растяжения с.П ведомой полумуфты. Ведомая полумуфта выполнена в виде обода 3, охватывающего ведущую полумуфту. Под действием центробежных сил П перемещаются от центра муфты, растягивая пружины. ? ил.
1423841
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента B условиях повышенных ударных и вибрационных нагрузок.
Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и упругодинамических свойств муфты.
На фиг. f изображена муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1.
Муфта содержит ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы 1, на наружной поверхности которой симметрично по окружности расположены сквозные радиальные отверстия, и ведомую полумуфту, выполненную в ниде ступицы ? и обода 3, в котором симметрично по окружности расположены аналогичные отверстия. В отверстиях как ведущей, так и ведомой полумуфт запрессованы стержни 4, содержащие бронзовые втулки 5, на которых установлены центробежные грузы в виде цилиндрических ползунов 6 со скошен- 25 ными нижними торцами, имеющих воэмож-; ностьь перемещения в радиальном направлении. На боковой поверхности центробехных грузов б выполнены канавки (по две в каждом грузе), в которые заходят зацепы 7 винтовых пружин 8 растяжения, соединяющих соседние грузы 6 ведущей и ведомой полумуфт.
Муфта работает следующим образом.
Вращение между полумуфтами переда: ется через стержни 4, центробежные грузы 6 ведущей полумуфты и пружины
8. Требуемая крутильная жесткость обеспечивается пружинами 8, работающими на растяжение через одну. Осталь4, ные пружины работают при реверсирова" нии вращения. При увеличении скорости вращения грузы 6 вместе с пружинами 8 под действием центробежных сил перемещаются вдоль втулок S стержней 4 в сторону обода 3 ведомой полумуфты, при этом пружины 8 получают дополнительное удлинение, которому соответствует некоторый угол относительно поворота полумуфт. Таким образом крутильная жесткость муфты постепенно увеличивается, что способствует повышению динамических свойств муфты, по гашению.
При определенных крутящем моменте и скорости вращения муфты устанавли55 вается динамическое равновесие, + характеризуемое некоторым углом от— носительного поворота полумуфт, раg..С со82 и
26 где Q — радиус расположения центров крепления пружин к грузам в невращающейся муфте (см. фиг. 1)
n — число пальцев одной полумуфты;
С вЂ” жесткость пружины.
При вращении с постоянной угловой скоростью центробежные грузы удерживаются в состоянии равновесия центро-. бежными силами и радиальными составляющими сил упругого противодействия пружин, возникшими вследствие их дополнительной деформации. Из условия равновесия можно определить новый радиус расположения центров кренления пружин к грузам
°, (2)
2 C — „„г и где п — масса груза; и — угловая скорость вращения муфты.
Отсюда крутильная жесткость муфты при вращении с угловой скоростью и
16п Сз sin ь!
С кр (2Csin + -ш ы ) 2 (3) ln обладает следующими преимуществами.
Ввиду того, что упругие элементы (винтовые пружины) образуют правильHbIA многогранник вокруг ступицы веду; щей полумуфты, критильная жесткость муфты даже при очень малых углах скручивания достаточно велика (минимальное значение крутильной жесткости определяется выражением 1), благодаря чему муфта легко амортизирует удары при пуске и торможении, а также при реверсировании. !
<ак видно иэ выражения (3), конструкция муфты обеспечивает существенное увеличение крутильной жесткости (до б раэ и даже больше при
И = 3000 об/мин) под воздействием центробежных- сил при повьцпении ско. рости вращения. диусом — вектором центров тяжести центробежных грузов 6 и соответствующей деформацией винтовых пружин 8.
Статическая крутильная жесткость муфты
1423841
Щ/2,1
Составитель Ю.Рунов
Техред Л.Сердюкова Корректор В ° Вутяга
Редактор О.Спесивых
Заказ 462б/4?
Тираж 784
Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушс;-а наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4
Муфта обладает в 2,5-3 раза большей несущей способностью, так как при увеличении скорости вращения оба конца винтовых пружин равномерно
5 удаляются от оси вращения, вследствие чего соответствующим образом уменьшается нагрузка, действующая на каждую пружину .
Формула изобретения
Упругоцентробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде ступицы с радиальными стержнями и установ- 15 ленными на них центробежными грузами в виде ползунов, связанных с ведомой полумуфтой пружинами растяжения, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и упругодинамических свойств, она снабжена дополнительными стержнями с ползунами, ведомая полумуфта выполнена в виде обода, охватывающего ведущую полумуфту, дополнительные стержни установлены радиально в ободе ведомой полумуфты равномерно по окружности между стержнями ведущей полумуфты, а смежные ползуны ведущей и ведомой полумуфт соединены между собой пружинами.