Упругоцентробежная муфта

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента с демпфированием ударных и вибрационных нагрузок. Цель .- повьшение нагрузочной способности и упругодинамкческих свойств муфты. Муфта состоит из ведомой полумуфты и ведущей полумуфты в виде ступицы 1 с радиальными стержнями 4. На стержнях установлены центробежные грузы в виде ползунов (П) 6. П ведуг щей полумуфты связан пружинами растяжения с П ведомой полумуфты. Ведомая полумуфта выполнена в виде обода 3, охватывающего ведущую полумуфту. Под действием центробежных сил П перемещаются от центра муфты, растягивая пружины. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К A BT0PCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР

ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4219215/31-27 (22) 23.02.87 (46) 15.09.88. Бюл. У 34 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) А.-П.К.Каволелис, А.P.ßêøòàñ, В.P.×àéêà и Э.П.Юрконис (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 889954, кл. F 16 D 43/14, 1980.

I (54) УПРУГОЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и предназначено для передачи крутящего момента с демпфированием

„„Я0„„1423841 А1 (др 4 F 16 D 43/14 ударных и вибрациойных нагрузок.

Цель . — повышение нагрузочной способ" ности и упругодинамических свойств муфты. Муфта состоит из ведомой полумуфты и ведущей полумуфты в виде ступицы 1 с радиальными стержнями 4.

На стержнях установлены центробежные грузы в виде ползунов (П) 6. П веду-. щей полумуфты связан пружинами растяжения с.П ведомой полумуфты. Ведомая полумуфта выполнена в виде обода 3, охватывающего ведущую полумуфту. Под действием центробежных сил П перемещаются от центра муфты, растягивая пружины. ? ил.

1423841

Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для передачи крутящего момента B условиях повышенных ударных и вибрационных нагрузок.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности и упругодинамических свойств муфты.

На фиг. f изображена муфта, общий вид; на фиг. 2 — разрез А-А на фиг.1.

Муфта содержит ведущую полумуфту, выполненную в виде ступицы 1, на наружной поверхности которой симметрично по окружности расположены сквозные радиальные отверстия, и ведомую полумуфту, выполненную в ниде ступицы ? и обода 3, в котором симметрично по окружности расположены аналогичные отверстия. В отверстиях как ведущей, так и ведомой полумуфт запрессованы стержни 4, содержащие бронзовые втулки 5, на которых установлены центробежные грузы в виде цилиндрических ползунов 6 со скошен- 25 ными нижними торцами, имеющих воэмож-; ностьь перемещения в радиальном направлении. На боковой поверхности центробехных грузов б выполнены канавки (по две в каждом грузе), в которые заходят зацепы 7 винтовых пружин 8 растяжения, соединяющих соседние грузы 6 ведущей и ведомой полумуфт.

Муфта работает следующим образом.

Вращение между полумуфтами переда: ется через стержни 4, центробежные грузы 6 ведущей полумуфты и пружины

8. Требуемая крутильная жесткость обеспечивается пружинами 8, работающими на растяжение через одну. Осталь4, ные пружины работают при реверсирова" нии вращения. При увеличении скорости вращения грузы 6 вместе с пружинами 8 под действием центробежных сил перемещаются вдоль втулок S стержней 4 в сторону обода 3 ведомой полумуфты, при этом пружины 8 получают дополнительное удлинение, которому соответствует некоторый угол относительно поворота полумуфт. Таким образом крутильная жесткость муфты постепенно увеличивается, что способствует повышению динамических свойств муфты, по гашению.

При определенных крутящем моменте и скорости вращения муфты устанавли55 вается динамическое равновесие, + характеризуемое некоторым углом от— носительного поворота полумуфт, раg..С со82 и

26 где Q — радиус расположения центров крепления пружин к грузам в невращающейся муфте (см. фиг. 1)

n — число пальцев одной полумуфты;

С вЂ” жесткость пружины.

При вращении с постоянной угловой скоростью центробежные грузы удерживаются в состоянии равновесия центро-. бежными силами и радиальными составляющими сил упругого противодействия пружин, возникшими вследствие их дополнительной деформации. Из условия равновесия можно определить новый радиус расположения центров кренления пружин к грузам

°, (2)

2 C — „„г и где п — масса груза; и — угловая скорость вращения муфты.

Отсюда крутильная жесткость муфты при вращении с угловой скоростью и

16п Сз sin ь!

С кр (2Csin + -ш ы ) 2 (3) ln обладает следующими преимуществами.

Ввиду того, что упругие элементы (винтовые пружины) образуют правильHbIA многогранник вокруг ступицы веду; щей полумуфты, критильная жесткость муфты даже при очень малых углах скручивания достаточно велика (минимальное значение крутильной жесткости определяется выражением 1), благодаря чему муфта легко амортизирует удары при пуске и торможении, а также при реверсировании. !

<ак видно иэ выражения (3), конструкция муфты обеспечивает существенное увеличение крутильной жесткости (до б раэ и даже больше при

И = 3000 об/мин) под воздействием центробежных- сил при повьцпении ско. рости вращения. диусом — вектором центров тяжести центробежных грузов 6 и соответствующей деформацией винтовых пружин 8.

Статическая крутильная жесткость муфты

1423841

Щ/2,1

Составитель Ю.Рунов

Техред Л.Сердюкова Корректор В ° Вутяга

Редактор О.Спесивых

Заказ 462б/4?

Тираж 784

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушс;-а наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул, Проектная, 4

Муфта обладает в 2,5-3 раза большей несущей способностью, так как при увеличении скорости вращения оба конца винтовых пружин равномерно

5 удаляются от оси вращения, вследствие чего соответствующим образом уменьшается нагрузка, действующая на каждую пружину .

Формула изобретения

Упругоцентробежная муфта, содержащая ведущую полумуфту в виде ступицы с радиальными стержнями и установ- 15 ленными на них центробежными грузами в виде ползунов, связанных с ведомой полумуфтой пружинами растяжения, отличающаяся тем, что, с целью повышения нагрузочной способности и упругодинамических свойств, она снабжена дополнительными стержнями с ползунами, ведомая полумуфта выполнена в виде обода, охватывающего ведущую полумуфту, дополнительные стержни установлены радиально в ободе ведомой полумуфты равномерно по окружности между стержнями ведущей полумуфты, а смежные ползуны ведущей и ведомой полумуфт соединены между собой пружинами.