Транспортное средство повышенной проходимости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - повышение надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости транспортного средства на склоне при стабилизации
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СООИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ
Р"-" 1
OllMCAHHE ИЗОБРЕТЕНИЙл
Н А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4230909/31 — 11 (22) 16.04.87 (46) 07. 10.88. Бюл. М 37 (71) Белорусский политехнический институт (72) В.С.Войтешонок, В.П.Зарецкий, TI.Â.Çåëåíûé и А .И,Скуртул (53) 629. 113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 755665, кл. В 62 D 49/08, 1978.
„„SU„„1428605 Д1 (51}4 В 60 К 17/32 В 62 D 49/08 (54) ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕННОЙ
ПРОХОДИМОСТИ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — повьппенне надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости транспортного средства на склоне при стабилизации
1428605 остова в вертикальное положение. Транспортное средство содержит остов 1, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведущий мост с приводом через раздаточную коробку, задний ведущий мост 2, снабженный устройством перемещения колес по высоте в виде поворотных редукторов 3, 4 с приводом от гидроцилиндра 16 двухстороннего действия, полости которого магистралями подключены к гидрораспределителю 20 автомата-стабилизатора, запитываемого от источника 22 давления. При стабилизации в вертикальное положение в приводе ведущих мостов возникает кинематическое несоответствие из-за относительного перемещения осей поворотных редукторов заднего моста. Это является причи"
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к области горных тракторов и других самоходных колесных машин для работы в горных условиях, 5
Целью изобретения является повышение надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшение поворачиваемости транспортного средства 10 на склоне при стабилизации остова в вертикальное положение.
На фиг.1 представлена кинематическая схема предлагаемого транспортного средства повышенной проходимости, 15 на фиг,2 — схема, иллюстрирующая работу транспортного средства на на клонной опорной поверхности.
Транспортное средство повышенной проходимости содержит остов 1 и хо- .2О довую часть (фиг.1), Задний ведущий мост 2 снабжен устройством перемещения колес на высоте в виде поворотных бортовых редукторов 3 и 4, корпус каждого из которых выполнен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов 5 и 6, 7 и 8, направленных соответственно в разные стороны в редукторах
3 и 4 разных бортов. Рычаги 5 и 7 своими свободными концами шарнирно соединены с остовом 1 транспортного средства, а рычаги 6 и 8 — со ступиной возникновения паразитной мощности в приводе, ухудшения поворачиваемости. Магистрали гидрораспределителя
20 автомата-стабилизатора связаны с гидроцилиндрами управления трех фрикционных муфт, первая из которых осуществляет привод переднего моста с помощью одной пары шестерен раздаточной коробки при неработающем устройстве перемещения колес по высоте, а вторая и третья фрикционные муфты осуществляют привод переднего моста с помощью второй или третьей пары шестерен в зависимости от направления изменения наклона опорной поверхности, обеспечивая кинематически согласованную работу ведущих мостов.при стабилизации транспортного средства.
1 з.п.ф-лы, 2 ил.
2 цами левого 9 и правого 10 колес транспортного средства, которые связаны с трансмиссией постредством планетарных механизмов 11 и 12, расположенных в корпусах бортовых редукторов 3 и 4 соответственно. Рычаги 5 и
7 жестко соединены между собой поперечным валом 13 и связаны с остовом
1 посредством планетарных механизмов
14 и 15. Поперечный вал 13 имеет привод вращения от гидроцилиндра 16 двухстороннего действия, снабженного запорным клапаном 17. Штоковая и бесштоковая полости гидроцилиндра 16 магистралями 18 и 19 подключены к гидрораспределителю 20 автомата-стабилизатора, включающего, кроме гидрораспределителя 20, датчик 21, например, маятникового типа. Автомат-стабилизатор запитывается от источника
22 давления.
На остове 1 транспортного средства шарнирно установлен передний ведущий мост 23 с приводом от шестерни 24 вторичного вала коробки перемены передач. Привод переднего ведущего моста 23 включает промежуточную шестерню 25, раздаточную коробку 26 и карданную передачу 27. На валу 28 раздаточной коробки 26 установлены три шестерни 29-31, крайние из которых
29 и 31 связаны с валом 28 через не1428605 постоянно замкнутые фрикционные муфты 32 и 33 с управлением от гидро.цилиндров 34 и 35 соответственно, а средняя. шестерня 30 связана с валом
28 раздаточной коробки 26 через по5 стоянно замкнутую фрикционную муфту
36 с гидравлическим выключением от двух независимых гидроцилиндров 37 и
38. Каждая из трех шестерен 29-31 на- 10 ходится в постоянном зацеплении с шестернями 39-41 соответственно, жестко установленными на дополнительном валу 42 раздаточной коробки 26, Одна из шестерен, например, шестерня 39 дополнительного вала 42 находится в зацеплении с промежуточной шестерней
25 привода переднего ведущего моста 23.
Рабочая полость одного независимого гидроцилиндра 37 выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты 36 сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра 34 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 3.2 крайней шестерни 29 и подключена к магистрали 19 гидрораспределителя 20 автомата-стабилизатора. Рабочая полость второго независимого гидроцилиндра
38 выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты 36 сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра 35 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 33 крайней шестерни 3 1 и подключена к магистрали 18 гидрораспределителя 20 автомата-стабилиза- 35 тора.
Передаточное число одной крайней ,пары шестерен 29 и 39 раздаточной коробки 26 привода переднего ведущего моста 23 меньше, а второй крайней пары шестерен 31 и 41 больше передаточного числа средней пары шестерен
30 и 40. Соотношение упомянутых передаточных чисел пропорционально угловой скорости поворота поперечного ва- 45 ла 13 при стабилизации в вертикальное положение, причем коэффициент пропорциональности зависит от соотношения чисел зубьев шестерен планетарных механизмов 11 и 12 привода вращения ко-50 лес 9 и 10 заднего моста 2, Транспортное средство повышенной проходимости работает следующим образом.
При движении транспортного средст-55 ва по горизонтальной опорной поверхности или на наклонной опорной поверхности постоянного наклона датчик 21 изменения угла наклона (маятник) удерживает золотник гидрораспределителя
20 в нейтральном положении, обеспечивающем сообщение магистралей 18 и 19 со сливом. При этом эапорный клапан
17 заперт и гидроцилиндр 16 удерживает поперечный вал 13, а вместе с ним бортовые редукторы 3 и 4 в неподвижном положении. Вследствие того, что магистрали 18 и 19 сообщены со сливом, постоянно замкнутая фрикционная муфта 36 соединяет с валом
28 раздаточной коробки 26 среднюю шестерню 30. Привод переднего ведущего моста 23 осуществляется от шестерни 24 вторичного вала коробки перемены передач через промежуточную шестерню 25 посредством шестерен 39» 40 и 30 и раздаточной коробки. Передаточные числа шестерен привода переднего ведущего моста 23 и передаточные числа планетарных механизмов 11 и 12, оси шестерен которых в данном режиме неподвижны, подобраны так, что кинематическое несоответствие в межосевом приводе транспортного средства равняется нулю. Вследствие этого циркуляция паразитной мощности в приводе ведущих мостов транспортного средства отсутствует.
При въезде транспортного средства колесами правого борта на наклонную опорную поверхность маятник 21 автомата-стабилизатора перемещает золотник распределителя 20 в такое положе-. ние, в котором к источнику 22 давления гидросистемы подключена магистраль 19, à сО сливом сообщена магистраль 18. Гидроцилиндр 16 поворачивает поперечный вал 13, перемещая левое колесо 9 вниз, а правое колесо
10 вверх относительно остова 1 транспортного средства посредством рычагов 5 и 6 левого борта и рычагов 7 и 8 правого борта. Указанное перемещение сопровождается относительным перемещением осей планетарных механизмов 11 и 12, что приводит к обкату шестерен планетарных механизмов 11 и 12 и изменению угловой скорости вращения выходных звеньев, т.е. ва-. лов, связанных жестко с колесами 9 и
10. При принятом изменении наклона опорной поверхности (наклон опорной поверхности увеличивается под колесами правого борта) задние колеса 9 и
10 транспортного средства получают приращение угловой скорости. Таким
1428605 образом, передаточное число привода заднего моста 2 изменяется на величину, пропорциональную угловой скорости вращения поперечного вала 13, причем коэффициент пропорциональнос5 ти зависит от соотношения чисел зубьев планетарных механизмов 11 и 12 и межцентровых расстояний между их звеньями.
Поскольку к источнику 23 давления подключена магистраль 19, независимый гидроцилиндр 37 выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты 36 отсоединяет от вала 28 раздаточной коробки 26 шестерню 30, а гидроцилиндр 34 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 32 связывает с валом 28 шестерню 29. Шестерня
31 свободно вращается на валу 28, по- 20 скольку магистраль 18, с которой связан гидроцилиндр 35 управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой 33, сообщена со сливом. В этом случае привод переднего ведущего мос- 2 та 23 осуществляется с помощью шестерен 39 и 29 раздаточной коробки 26, числа зубьев которых подобраны с учетом упомянутого изменения передаточного числа привода заднего ведущего моста 2 так, что кинематическое несоответствие межосевого привода равняется нулю.
По окончании процесса стабилизации транспортного средства в вертикальное положение маятник 21. автомата- 35 стабилизатора возвращает в нейтральное положение золотник гидрораспределителя 20, который сообщает обе магистрали 18 и 19 со сливом, Транспортное средство возвращается в состояние, в котором оно работало до въезда на склон при движении по гори. зонтальной опорной поверхности.
При въезде на наклонную опорную поверхность колесами левого борта 45 транспортное средство стабилизируется так же, как и при въезде колесами правого борта, Однако при стабилизации транспортного средства скорость вращения колес 9 и 10 эадне-50
ro моста 2 уменьшается, так как направление вращения поперечного вала
13, а также направление перемещения осей планетарных механизмов 11 и 12 и обката их шестерен противоположно 55 описанному. Кроме того, скорость вращения валов 13,уменьшается, так .как источник 22 давления связывается с бесштоковой полостью гидроцилиндра
16 через магистраль 18. При этом независимый гидроцилиндр 38 включает фрикционную муфту 36, отсоединяя шестерню 30 от вала 28 раздаточной коробки 26, а гидроцилиндр 35 включает фрикционную муфту 33, связывая с валом 28 шестерню 31. Привод переднего ведущего моста 23 осуществляется с помощью .шестерен 39, 4 1 и 31 раздаточной коробки 26. Числа зубьев шестерен 41 и 3 1 подобраны с учетом уменьшения скорости задних колес 9 и
10 так, что пневматическое несоответствие межосевого привода равняется нулю. По окончании процесса стабилизации транспортного средства в вертикальное положение оно возвращается в исходное состояние.
Таким o6pasoM в транспортном
I средстве повьпненной проходимости как при движении по горизонтальной опорной поверхности или по наклоннойопорной поверхности постоянного наклона, так и в процессе стабилизации транспортного средства в вертикальное положение, что всегда имеет место при повороте транспортного средства на склоне, обеспечивается кинематически согласованный режим работы переднего
23 и заднего 2 ведущих мостов. Это позволяет снизить затраты мощности на передвижение транспортного средства, повысить КПД, улучшить поворачиваемость и топливную экономичность и снизить износ шин посредством уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов.
Формула изобретения
1. Транспортное средство повышенной проходимости преимущественно для работы на крутых склонах, содержащее остов, ходовую часть, шарнирно установленный на остове передний ведущий мост с приводом от шестерни вторичного вала коробки перемены передач, включающим промежуточную шестерню, шестерню раздаточной коробки, установленную на валу раздаточной коробки, связанном с карданной передачей, задний ведущий мост, снабженный устройством перемещения колес по высоте в виде поворотных бортовых редукто-ров, корпус каждого иэ которых выполнен в виде двух шарнирно сочлененных рычагов, направленных соответственно в разные стороны в редукторах разных
1428605 бортов, первый из которых своим свободным концом шарнирно соединен с остовом транспортного средства, а второй — со ступицей колеса, связанного посредством расположенного в корпусе бортового редуктора планетарного механизма с трансмиссией, при-. чем свободные концы первых редукторов противоположных бортов жестко со- 1О единены между собой поперечным валом с приводом от гидроцилиндра двусто-роннего действия, штоковая и бесштоковая полости которого магистралями подключены к гидрораспределителю, за- 15 писываемому от источника давления, при этом подвижной элемент гидрораспределителя кинематически связан с датчиком в виде маятника, о т л и— ч а ю щ е е с я тем,что,c цельюповышения надежности путем уменьшения циркуляции паразитной мощности в приводе ведущих мостов и улучшения поворачиваемости транспортного средства на склоне при стабилизации остова в вертикальное положение, на валу раздаточной коробки установлены три шестерни, крайние из которых связаны с этим валом через постоянно замкнутые фрикционные муфты с управлением от гидроцилиндров, а средняя шестерня связана с валом раздаточной коробки через постоянно замкнутую фрикционную муфту с гидравлическим выключением от двух независимых гидроцилиндров, каждая из трех упомянутых шестерен находится в постоянном зацеплении с шестернями, жестко установленными на дополнительном валу, и одна из шестерен дополнительного вала находится в зацеплении с промежуточной шестерней привода переднего моста, причем рабочая полость одного из независимых гидроцилиндров выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой одной крайней шестерни и подключена к одной магистрали гидрораспределителя, а рабочая полость второго независимого гидроцилиндра выключения постоянно замкнутой фрикционной зависимости гидро цилиндра выключения постоянно замкнутой фрикционной муфты сообщена с рабочей полостью гидроцилиндра управления непостоянно замкнутой фрикционной муфтой второй крайней шестерни и подключена к другой магистрали гидрораспределителя, 2. Транспортное средство по п.1, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что передаточное число одной крайней пары шестерен раздаточной коробки привода переднего моста меньше, а другой крайней пары шестерен больше передаточного числа средней пары шестерен, причем соотношение упомянутых пере- даточных чисел пропорционально угло- вой скорости поворота поперечного вала при стабилизации трактора в верти" кальное положение и соотношению чисел зубьев планетарного. механизма привода вращения задних колес.
1428605
Составитель С.Белоусько
Техред М.Моргентал Корректор О.Кравцова
Редактор О.Головач
Заказ 5847
Тираж 558 Подписное
В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Прои водственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. 1, р <ь:т> лл, 4