Турбоагрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение м.б. применено для использования энергии отработавших газов двигателей внутреннего сгорания путем передачи усилия от турбины на силовой вал двигателя. Цель изобретения - повышение надежности и экономичности турбоагрегата путем уменьшения материалоемкости и габаритов , повышение долговечности и частоты вращения турбины. Передаточный механизм (ПМ) 10, выполненный в виде предельного кулисного механизма, кинематически связан с ротором 2 турбины и входным валом 3 ПМ 4. Кулисный механизм вьшолнен в виде диамет- . ральных пазов в торце вала, установленных в пазах ползунов 16 и по меньшей мере двуплечего кривошипа 11 на обращенном к ПМ 4 торце ротора. Цапфы 14 кривошипа, равноотстоящего друг от друга, размещены по окружности и шарнирно соединены с ползунами, выполненными из анти зрикционного материала . Оси 15 и 17 ротора и вала смещены друг относительно друга на величину радиуса кривошипа. При таком выполнении угол поворота ротора всегда равен двум углам поворота вала ПМ 4, который понижает частоту вращения до требуемой величины. Уменьшение частоты вращения вала снижает требования к точности изготовления его зубчатых колес . 2 з .п . ф-лы, 2 шт. Э сл
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН (51)4 F 01 D 15 12
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР
ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 4181 948/24-06 (22) 19. 01.87 (46) 15.10.88. Бюл. 11 38 (71) Научно-исследовательский конструкторскоо-технологический институт тракторных и комбайновых двигателей (72) В.С.Скороходов (53) 621.165(088.8) (56) Заявка ФРГ Р 2648147, кл. F 01 D 1 5/1 2, опублик . 1 977, (54) ТУРБОАГРЕГАТ (57) Изобретение м.б. применено для использования энергии отработавших газов двигателей внутреннего сгорания путем передачи усилия от турбины на силовой вал двигателя, Цель изобретения — повышение надежности и экономичности турбоагрегата путем уменьшения материалоемкости и габаритов, повышение долговечности и частоты вращения турбины. Передаточный механизм (ПМ) 10, выполненный в виде предельного кулисного механизма, кинематически связан с ротором 2 турбины и входным валом 3 ПИ 4. Кулисный механизм выполнен в виде диаметральных пазов в торце вала, установленных в пазах ползунов 16 и по меньшей мере двуплечего .кривошипа 11 на обращенном к IlN 4 торце ротора. Цапфы 14 криношипа, равноотстоящего друг от друга, размещены по окружности и шарнирно соединены с ползунами, выполненными иэ антифрикционного материала. Оси 15 и 17 ротора и вала смещены друг относительно друга на величину радиуса кривошипа. При таком выполнении угол поворота ротора с всегда равен двум углам поворота вала IIM 4, который понижает частоту вращения до требуемой величины.
Уменьшение частоты вращения вала сни- ( жает требования к точности изготовления его зубчатых колес. 2 з.п. ф-лы,2 ил, =
IaaeL
1430557
Изобретение относится к машиностроению, а именно к турбомашинам с
Механическими передачами, и может быть применено, в частности, для использования энергии отработавших газов двигателей внутреннего сгорания путем передачи усилия от турбины на силовой вал двигателя.
Цель изобретения — повышение на- 1п цежности и экономичности путем умень ения материалоемкости и габаритов, Повышение долговечности и частоты вращения турбины.
На фиг, II представлен турбоагре .ат, продольный разре-.; на фиг. 2 (разрез А-А на фиг. 1.
Турбоагрегат содержит корпус 1, В котором установлен ротор 2 турбиНы, кинематически связанный с входНым валом 3 передаточного механизма (редуктора) 4, состоящего из выходНого вала 5 и зубчатых колес 6-9, Турбоагрегат снабжен дополнительным передаточным механизмом 1 О, выпол- 25
Ненным в виде предельного кулисНого механизма, кинематически связанным с ротором 2 турбины и входным валом 3 передаточного механизма 4.
Ротор 2 снабжен . по меньшей мере 30 двуплечим кривошипом 11, а входной вал 3 — диском 12 с пазами 13, Цапфы 14 кривошипа 11 размещены по окружности на равном расстоянии .друг от друга и от продольной оси 15 ротора 2 и шарнирно соединены с
Нолзунами 16, которые установлены в диаметральных пазах 13 диска 12.
Продольные оси 15 и 17 ротора 2 и входного вала 3 смещены относительно друг друга на величину радиуса 18 кривошипа 11. Ползуны 16 выполнены из антифрикционной керамики.
Турбоагрегат работает следующим образом.
При вращении ротора 2 турбины ползуны 16, шарнирно соединенные с цапфами 14, скользят в пазах 13 диска 12, сообщая ему вращение в том . же направлении с угловой скоростью, в два раза меньшей скорости ротора 2, Таким образом, угол поворота ротора 2 всегда равен двум углам поворота входного вала 3 передаточного механизма (редуктора) 4, который понижает частоту вращения до требуемой величины.
При этом увеличивается частота вращения турбинного ротора 2 турбины при повышении надежности и долговечности дополнительного передаточного механизма 10. Уменьшение частоты вращения входного вала 3 редуктора 4 снижает требования к точности изготовления его зубчатых колес 6-9.
Формула изобретения
1 . Турбоаг регат, содержащий корпус, установленный в последнем ротор турбины кинематически связанный с входным валом передаточного механизма, состоящего из зубчатых колес и выходного вала, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности и экономичности, . турбоагрегат снабжен дополнительным передаточным механизмом, выполненным в виде предельного кулисного механизма, кинематически связанным с ротором турбины и входным валом редуктора.
2. Турбоагрегат по и, l о т— л и ч а ю шийся тем, что кулисный механизм выполнен в виде диаметральных пазов в торце входного вала редуктора, установленных в пазах ползунов и по меньшей мере двуплечего кривошипа на обращенном к редуктору торце ротора, при этом цапфы кривошипа, равноотстоящие друг от друга, размещены по окружности и шарнирно соединены с ползунами, а оси ротора и входного вала смещены друг относительно друга на величину радиуса кривошипа.
3. Турбоагрегат по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что ползуны выполнены из антифрикционной керамики.
1430557
Составитель В. Гуторов
Техред Л.Сердюкова Корректор Н. Король
Редактор И. Касарда
Заказ 5314/31
Тираж 492 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4