Многорядный цилиндрический бессепараторный роликоподшипник
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области тяжелого, и транспортного машиностроения и предназначено для опор прокатных валков, букс железнодорожных вагонов и других тяжело нагруженных узлов металлургических и транспортных машин. Цель изобретения - повышение надежности, ремонтопригодности, грузоподъемности и долговечности, а также скоростного предела подшипника и снижение трудоемкости его сборкит азборки. Многорядный цилиндрический роликоподшипник состоит из внутреннего кольца, роликов с цапфами на торцах, а также составного наружного кольца с беговыми дорожками. Между частями кольца установлены промежуточные , а по краям подшипника - боковые направлянхдие шайбы. Направляюш,ие шайбы перекрьшаютторцы роликов на величину 0,70-0,95 их диаметра. На каждом торце шайбы выполнен кольцевой паз, в которьй с зазором в осевом и радиальном направлениях входят цапфы роликов, удерживающие ролики от вьшадания при снятом внутреннем кольце подшипника, но не контактирующие с поверхностями паза при работе подшипника. Кроме того, на каждом торце имеется радиальный монтажный паз, через который ролики вводятся в кольцевой паз. Для снижения сопротивления скольжению в зоне контакта торцов роликов с направляющими шайбами в последних вьшолнены специальные смазочные канавки. Такое вьтолнение обеспечивает, правильное (без перекосов) направление роликов в зону нагрузки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил. f (Л 00
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СО11ИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК (19) (11) А1 сЯ)4Р16С1928
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ СССР
ПО ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ (21) 3941916/31-27 (22) 26.06,85 (46) 15.10.88, Бюп. 0 38 (71) Запорожский индустриальный институт (72) Ю.Л.Левин, П.A,Çåëeïóêèí, Б.А.Яхин, В.И.Седов,.П.Р?.Борзаков, Б.Л.Резников и А.К.Голубченко (53) 621.82?.6(088.8) (56) Патент Великобритании
11 - 1331294) кл. Р 1б С 19/24, 1973. (54) МНОГОРЯДНЫЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ БЕССЕПАРАТОРНЫЙ РОЛИКОПОДЦ1ИПНИК (57) Изобретение относится к области тяжелого и транспортного машиностроения и предназначено для опор прокатных вапков, букс железнодорожных вагонов и других тяжело нагруженных узлов металлургических и транспортны машин. Цель изобретения — повьппение надежности, ремонтопригодности, грузоподъемности и долговечности, а также скоростного предела подшипника и снижение трудоемкости его сборки разборки. Многорядный цилиндрический роликоподшипник состоит из внутреннего кольца, роликов с цапфами на торцах, а также составного наружного кольца с беговыми дорожками, Между частями кольца установлены промежуточные, а по краям подшипника — боковые направляющие шайбы. Направляющие шайбы перекрывают торцы роликов на величину 0,70-0,95 их диаметра.
На каждом торце шайбы выполнен кольцевой паз, в который с зазором в осевом и радиальном направлениях входят цапфы роликов, удерживающие ролики от вьптадания при снятом внутреннем кольце подшипника, но не контактирующие с поверхностями паза при работе подшипника. Кроме того, на каждом торце имеется радиальный монтажный паз, через который ролики вводятся в кольцевой паз. Для снижения сопротивления скольжению в зоне контакта торцов роликов с направляющими шайбами в последних выполнены специальные смазочные канавки. Такое выполнение обеспечивает правильное (без перекосов) направление роликов в зону нагрузки. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
1430629
Изобретение относится к тяжелому
H транспортному машиностроению и может быть испопьзовано I3 под333ип33иковых узлах прокатных валков, буксах желез-,.
J нодорожных вагонов и других тяжело нагруженных узлах металлургических
3! транспортных машин.
Цель изобретения — повышение надежности, грузоподъемности и долговечности, а также повышение скоростНОГО преде3!а мнОГОря!!Ных цилиндричеc ких бессепараторных роликопод!3п!пников ! и снижение трудоемкости их сборкиразборки путем гарантированно правильного (без перекосов) направления роликов в зону нагрузки, максимальНОГО использования IIIHpHkcbl подшипника для k3àïoJlklåíHÿ суммарной эффективной длиной роликов и обеспечения эффек- 20 тивной смазки торцов роликов за счет
,рационального ее подвода.
На фиг.1 представлен предлагаемый
:poпикоподшипник; на фиг,2 — вид А на фиг.1. 25
Подшипник состоит иэ Внутреннего кольца 1, роликов 2 и составного наружного кольца, в котором Габочие кольца 3 с беговыми дорожками разде,ляются промежуточными направляю!!!Иии 30 ! шайбами 4, а по краям установлены бо ковые направляющие шайбы 5. Направля .ющие шайбы 4 и 5 име3ат кольцевой 6 и монтажный радиальный 7 пазы и специал «lle смазочные канавки 8, а роли- ки 2 выполнены с папфами 9 на торцах.
Суммарный (с двух сторон) зазор между торцами роликов 2 и боковыми г!оверхностями шайб 5 и 4 обеспечивает
,oI"раничение максимально возможного . перекоса роликов в пределах не более !
10-12, для чего его абсол!отная величина находится в пределах 0,002-0,003 диаметра ролика 2.
Для снижения трения в зоне контакT cL торцов р ОЛ И К О В с H B II p B II II II IOBJ HMH шайбами в последних Выполнены специальные смазочные канавки 8, Разница между шириной паза 6 и диаметром цапфы 9 незначитег!ьно превы50 шает удвоенный максимальный радиальный зазор В подшипнике, а глубина паза 6 превышает длину цапф 9 роликов больше чем .На величину максимального зазора между торцом ролика и направляющей шайбой. Этим обеспечено отсутствие касания между боковой и торцовой поверхчастями цапф 9 роликов 2 и соответствующими поверхностями па" зов б направляющих шайб 4 и 5 во время работы подшипника.
Направляющие шайбы на 0,70-0,95 диаметра ролика перекрывают его торцы. При работе направляющие шайбы 4 и 5 обеспечивают правильное (без перекосов) направление роликов 2, особенно в зону нагрузки, независимо от состояния и износа их цилиндрической поверхности или полноты заполнения роликами межкольцевого пространства за счет большой базовой опорной поверхности торцов роликов и регламентированного зазора между ними и этой поверхностью.
Наличие кольцевых пазов 6 в направляющих шайбах 4 и 5 и цапф 9 у роликов 2 облегчает сббрку-разборку, l ,так как при снятии подушки корпуса) с подшипником с валка (т,е, с внутреннего кольца 1 подшипника, плотно сидящего на шейке) цапфы 9 роликов 2 удерживают их от выпадания. Благодаря указанному соотношению размеров цапф 9 и пазов 6, ролики 2 лишь незначи- тельно провисают на цапфах 9, что в сочетании со скосами (фасками) на краях внутреннего кольца 1 обеспечивает свободное обратное одевание подушки .с подшипником на внутреннее кольцо 1, сидящее на шейке. валка. На каждой ра-. бочей стороне направляющих промежуточных 4 и боковых 5 шайб выполнен один монтажньй радиальньй паз 7, через который ролики 2 вводятся в кольцевой паз 6.
Предлагаемьй подшипник обеспечивает повьш3ение расчетной грузоподъемности, долговечности и, кроме того, повышение надежности за счет большой базовой поверхности торцов роликов, работающих по направляющим шайбам.
Формула и з о б р е т е н и я
1. Многорядный цилиндрический бессепараторный роликоподшипник, содержащий наружное и внутреннее кольца, ролики с цапфами на торцах, а также направляющие элементы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью повышения надежности, грузоподъемности и долговечности, а также повышения скоростного предела и снижения трудоемкости сборки-разборки, наружное кольцо выполнено по ширине составным из частей с шириной, равной длине ропика, направляющие элементы выполнены в виде шайб с кольцевыми пазами на торцах для размещения цапф роликов и
143
Составитель Т.Хромова
Техред Л.Сердюкова Корректор В.Романенко Редактор Л.Веселовская
Заказ 5319/34 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие„ г. Ужгород, ул. Проектная, 4 установлены между упомяйутыми составными частями с возможностью перекрытия торцов роликов на 0,7-0,95 диаметра ролика.
2. Роликоподшипник по п.1, о т— л и ч а ю щ и и с .я тем, что на какОб29 дом торце шайбы выполнен по меньшей мере один радиальный паз.
3. Роликоподшипник по пп.1 и 2, отличающийся тем, что на каждом торце шайбы выполнены канавки для смазки.