Устройство управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области транспортной техники, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства. Цель изобретения - снижение износа фрикционных дисков муфты включенной передачи путем ограничения мощности буксования за счет автоматического подключения муфты соседней передачи. Измеряя давление управляющей жидкости и разность скорости вращения ведущих и ведомых дисков фрикциона, контролируют удельную мощность буксования. При перегрузке удельная мощность йревышает допустимую и автоматически включается фрикцион соседней передачи, разгружая муфту включенной передачи. 3 ил. i Crt

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

09) (И) 282 А1

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н A BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬС ГВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

nO EËAM ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4161003/30-27 (22) 15. 12. 86 (46) 30,10.88, Бюл. 9 40 (71) Белорусский институт механизации сельского хозяйства (72) В.Н.Лукашевич, А.А.Рожанский, Г.А.Зиновчик С.Г.Мешков и Н.Н.Вдчиц (53) 621.967 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

И 1310645, кл. G 05 L 5/00, Р 16 D 66/00, 21.01.86. (54) УСТРОИСТЯО УПРАВЛЕНИЯ ФРИКЦИОННЫМИ МУФТАМИ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к области дц С 01 L 5!00 F 16 D 66/00 транспортной техники, в частности к устройствам для управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства. Цель изобретенияснижение износа фрикционных дисков муфты включенной пеоедачи путем ограничения мощности буксования sa счет автоматического подключения муфты соседней передачи. Измеряя давление управляющей жидкости и разность скорости вращения ведущих и ведомых дисков фрикциона, контролируют удельную мощность буксования. При перегрузке удельная мощность превышает допустимую и автоматически включается фрнкцион соседней передачи, разгружая ф муфту включенной передачи. 3 ил.

1434282

Изобретение относится к транс»,ор. . ной технике, в частности к устройствам для изменения данлен;: я paîo÷eãо тела в гндраскстемах, и мажет быть

»»спользовано для предотн;;ащения пере-..

Гpva Krr фрпкциснных r»v(131 с Гид pa03f! 1ческим управлением.

Целью изобретения является сшакение износа фрикционных дисков муфты

1О включенной передачи путем аграничени . мощности буксования за счет автоматического подключения муфты соседней передачи.

На фиг. 1 приведена структур ая схема устройства; на фиг.2 — принципиальная схема устройства;, на фиг.3— эпюры сигналов.

Устройства управления фрикцианными муфтами коробки передач транспортно20 го средстна содержит датчик 1 дав Ieния, датчик 2 частоты вращения ведущего вала коробки передач, датчик 3 частоты вращения ведомого нала коробки передач, блок 4 вычитания, соеди2 ненный инверсным входом с датчиком 2 частоты вращения ведущего нала коробки передач, а выходом — с первым вхо" дом умножителя 5, второй вход которого подключен к датчику 1 давле»»ия„

3Q, a выход — к первому входу компаратсI . ра 6, второй вход которого соединен . с выходом блока 7 пропорцианальноопорного напряжения, вход которого, связан с вьгходом блока » вычь»тания, блок 8 защитной,блокировки, первым 35

, входом соединенный с выходом компа, ратсра 6 и оптическим индикаторам 9. ! управляемы»» делитель 10 напряжения, включенный между датчиком 3 частоты вращения ведомого вала и прямым вхо дом блока А вычитания.

Устройстно также соцержнт днухпозициснный гидранл.,гческьп» распределитель 11 переключения передач с пря" дс мым и перекрестным напра-,.ле»»ием ка ra-: лов в положении первой и второй пере-дачи состветстне»»но > фрикц»»анную муф" ту 12 первой передачи и фрикциснную муфту 13 второй передачи, масляны."-, насос 1Й и предахрань-тельный клапан . 5О

15, причем гыход масляного насoca- 1Й

B полОжение первой пеpедач:" Перез ка"" нал днухпсзициОннсгс гидравлического распределителя 1 1 связан с полостью управле»п»я фри»кццанцсй мс 3-рь» 1 2 п»р,., г:."

ВОН переДЯчи H через бпс»- 8 защиГ »сн блокировки с полостью управления фрикпионнсй муфты 13 НТоро» передачи„ а управляемьп» дел»»тел», 10 через кинематическую связь — с золотникам двухпаэпцнонного гидранлического распределителя 11.

Устройство управления фрикционныггг муфтамп коробки передач транспортного средства работает следующим образом.

При включении фрикционной муфты

12 частоты вращения ведомых дисков

Ы начинает возрастать, а ведущих у „,„ — уменьшаться вследстние увеличения давления q, н полости управления фрикционом (ф»»г.3а„б). Проиэнеденне разности частот вращения и давления, определяемое умножителем 5, определяет удельную мощность трения фрикциопа 1, ф»»г.3в); ел»»чинa N, так же, как и время нключения муфты ср, изменяются и зависимости От вели чины момента сопротивления приложенного к недамь»м дискам. В результате сравнения текущей мОщнОсти И тре ния с допустимой N ксмпаратором 6 вырабатывается сигнал превышен»»я 11п (фиг.3г), по кбтораму происходит подключение второго фрикциона. Давление жидкости в первом фрикционе начинает падать нследстние увеличения объема полости управления. Уменьшение давления до неличинь» а . в первом фрикци" г оне, а также увеличение поверхностей трения за счет подключения второго фрикциана приводит к уменьшению величины мощности трения М. до величины

r! k l

13, (фиг.3в} такой, что ана становится мепьше значения допустимой мощности трения N<<, задаваемой блоком 7 пропорциональна-спорного напряжения, В этот момент выработка сигнала прень»ленин прекращается, Давление q " снова пачинает возрастать, пока не наступит превыпен.,е Yi, ац И, Процесс. регулнрован»»я данле»П»я по сигналу превышения повторяется и продолжается до снижения мощности трения ниже допустимой и включения фрикцисН-»о

При п "рeклю-.ении передач двухпаз»»ц3»синь.-,"» гидравлический распределитель 1 1 изменяет пс3)ядск пОДключения фрикциан-;»r. муфт i2 и 13, а также посредством кинематической связи изменяет уровень rránprmeír»3I на выходе —,пранляемогс делителя 1О напряжения э лич" rrrу р рс.вьую и(редатсчнсму числу трансмиссии иа включенной пере паче „

1434282

Изобретение осуществляет защиту фрикционных муфт с гидравлическим управлением при перегрузках путем сравнения уровня текущего значения удельной мощности буксования с заданной критической и подключения фрикционной муфты соседней передачи параллельно включенной муфте, что уменьшает износ фрикционных элементов, а также снижает их материалоемкость за счет возможности уменьшения коэффициента запаса фрикционной муфты. Кроме того, изобретение позволяет регулировать момент трения подключаемой муфты пропорционально относительной частоте вращения фрикционных дисков, обеспечивая тем самым разгрузку включенной ранее фрикционной муфты при безразрывности потока мощности. и з обретения

Формула

Устройство управления фрикционными муфтами коробки передач транспортного средства, содержащее гидросистему управления фрикционными муфтами, датчик частоты вращения ведомого вала коробки передач, датчик частоты вращения ведущего вала коробки передач, подключенный к инверсному входу блока вычитания, выход которого свя зан с входом блока пропорциональноопорного напряжения и первым входом умножителя, второй вход которого сое, динен с датчиком давления, а выход— с первым входом компаратора, второй вход которого связан с выходом блока пропорционально-опорного напряжения, а выход — с входом блока защиты, состоящего из регулятора потока с электромагнитным управлением и оптическим индикатором, о т л и ч а ю щ ее с я тем, что, с целью снижения износа фрикционных дисков включенной муфты путем ограничения мощности буксования за счет разгрузки, оно снаб-жено двухпозиционным гидравлическим распределителем переключения передач с прямым и перекрестным направлением каналов в положении первой и второй передачи соответственно, причем в положении первой передачи выход масляного насоса гидросистемы соединен по первому каналу распределителя с полостью управления фрикцнонной муф ты первой передачи и по второму каналу через регулятор потока блока защитной блокировки с полостью управления фрикционной муфты второй передачи, а также управляемым делителем напряжения, включенным между датчиком частоты вращения ведомого вала коробки передач и прямым входом блока вычитания, выход которого связан с до" .полнительным входом блока защитной блокировки, причем управляемый делитель кинематически связан с золотником гидравлического распределителя ,перключения передач.

1434282

1434282

g gag 0,04 У,Я фф tg Oft 014 tp 1

Ыиг. z

Составитель В. Грибова

Техред Л.Сердюкова Корректор С.Шекмар

Редактор Е.Копча Заказ 5545/43 Тираж 847 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, r. Ужгород, ул. Проектная, 4