Система питания многотопливного двигателя

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улучшить пусковые свойства горячего двигателя и повысить надежность его работы на легких топливах. Топливные баки 1 и 2, имекщие на выходе соответственно

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (su 4 F 02 М 37/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

H А ВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Ц;

43 йл+,. г п а

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТКРЫТИЙ (21) 4199490/25-06 (22) 23.02.87 (46) 15.11.88.Бюл; У 42 (72) В.И.Манохин, В.Н.Гольцов и В.М Мочалов (53) 621. 43. 038. 5 (088. 8) (56) Патент Франции У 2300907, кл. F 02 М 37/149 1976.

„„SU„„1437557 А 1 (54) СИСТЕМА ПИТАНИЯ МНОГОТОПЛИВНОГО

ДВИГАТЕЛЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и позволяет улу ппить пусковые свойства горячего двигателя и повысить надежность его работы на легких топливах. Топливные баки 1 и

2, имеющие на выходе соответственно

1437557 противопрокачивающий насос (Н) 3 с электрическим приводом и топливопрокачивающий Н 13 с ручным приводом, через магистрали, объединенные тройником, подключены к последовательно установленным топливному фильтру 4 грубой очистки, топливопрокачнвающе:му поршневому Н 5 и фильтру 7 тонкой очистки,- сообщенному с топливным H 9 высокого давления. Параллельно Н 5 установлен топливный аккумулятор 6, разделенный на входную и выходную камеры подпружиненной перегородкой— :мембраной, в которой установлен подt

: пружинеиный пластинчатый клапан проИзобретение относится к двигателестроению и может использоваться в топливной снстеме двигателя.

Цель изобретения — улучшение пус5 ковых свойств горячего двигателя и повьппение надежности его работы на легких топливах.

На фиг,1 приведена принципиальная схема системы питания многотопливного двигателя; на фиг.2 — конструктивная схема топливного аккумулятора.

Система питания (фиг, Ijl содержит основной 1 и дополнительный 2 топпивные баки, топливопрокачивакщий насос .3 с электрическим приводом, топливный фильтр 4 предварительной очистки топлива, топливоподкачивающий поршневой насос (ТПН) 5, топливный аккумулятор 6 с мембранным демпфером, кон 2р фузором и клапаном прокачки фильтра

? тонкой очистки топлива с дросселем

8, топливный насос высокого давления (ТНВД) 9, церепускной клапан 10 с дросселем 11, краи переключения топливных баков 12, ручной топливопрокачивающнй насос 13 и соединительные трубопроводы, Топливный аккумулятор 6 (фиг.2) имеет корпус 14, выполненный из двух 3О половинок, между которыми установлена подпружиненная упругая мембрана

15, делящая внутреннее пространство аккумулятора на две камеры: входную камеру А, соединенную с линией нагнетания ТПН 5, и входную камеру Б, вклюкачки. Конфуэор размещен в входной камере, связанной с входом Н 5, пружина размещена в выходной камере, связанной с выходом Н 5. Такое выполнение обеспечивает принудительное вытеснение топлива в запорную полость

Н 5 за счет преобразования в конфуэоре волны давления топлива s аккумуляторе в скоростной напор топлива в линии всасывания, что существенно снижает гидравлические потери на разгон жидкости s начальный момент всасывания и тем самым повьппает наполнение

Н 5 на высоких частотах вращения вала двигателя. 2 ил. ченную последовательно в линию всасывания ТПН 5. В центре мембраны 15 установлено седло клапана 16 прокачки, жестко связанное с последней. Мембрана l5 снабжена пружиной 17, размещенной в камере Б и опирающейся одним концом на корпус 14, а другим — на специальную тарелку 18, выполненную за одно целое с седлом клапана 16 прокачки.

В середине седла клапана 16 прокачки размещается направляющий стержень 19, выполненный за одно целое с упором 2О.

Между седлом клапана 16 прокачки и упором 20 расположен пластинчатый запорный элемент 21 клапана прокачки, нагруженный пружиной 22. В камере Б внутри пружины 17 размещается конфу- эор 23, выходное отверстие которого соединено с впускным каналом ТПН 5.

b камере А размещен упор 24 ограничения хода мембраны 15 внутри которого выполнен канал 25 и отверстия

26 для соединения камеры А с линией нагнетания ТПН.

Система питания работает следующим образом.

При прокачке системы питания перед пуском двигателя в зависимости от положения крана 12 (фиг. 1) топливо иэ основного топливного бака 1 подается с помощью топливопрокачивающего насоса с электрическим приводом

3, или из дополнительного топливного

1437557 бака 2 — ручным топливопрокачивающим насосом 13 через фильтр 4 предварительной очистки топлива в камеру Б топливного аккумулятора 6. Под действием давления топлива, создаваемого

5 топливопрокачивающим насосом 3 (или

13), открывается запорный элемент 21 клапана 16 прокачки (фиг.2) и топливо поступает в. камеру А топливного аккумулятора 6, которая связана с линией нагнетания топливопрокачивающего насоса 5.

По мере поступления жидкого топлива в линию нагнетания ТПН 5 воздух и паровая фаза топлива вытесняются из нее в топливный бак 1 или 2 ) по сливной магистрали. через дроссель 8, установленный на фильтре 7 тонкой очистки топлива, и дроссель 11, вы- 2О полненный в запорном элементе пере. пускного клапана 10. По заполнении линии низкого давления системы питания двигателя топливом в линии нагнетания ТПН 5 и в каналах ТНВД 9 созда- 25 ется давление, соответствующее характеристике топливопрокачивающего насоса 3 с учетом расхода топлива через дроссели 8 и 11 и гидравлического сопротивления запорного элемен- ЗО та 21.

При работе двигателя на легком топливе топливопрокачивающий насос 3 включен, клапан прокачки 16 закрыт.

Топливо. под давлением, развиваемым топливопрокачивающим насосом 3, поступает в камеру Б топливного аккумулятора 6 и дапее — к поршневому ТПН

5, после него под повышенным давлением в камере А топливного аккумулято- 40 ра и через фильтр 7 тонкой очистки— в каналы ТНЬД 9. Излишки топлива с попавшим воздухом и парами топлива через дроссель 8 и перепускной клапан 10 сливаются в топливный бак 1. 45

В связи с тем, что подача топлива поршневым насосом 5 одностороннего действия осуществляется циклически, т.е. только одну половину поворота вала ТНВД, а другую — всасывание, это приводит к колебаниям давления топлива в линиях всасывания и нагнетания, которое изменяется также циклически от максимального до минимального. 55

На такте нагнетания в линии нагнетания ТПН 5 и в камере А топливного аккумулятора 6 давление топлива повышается до максимального и, преодолевая силу пружины 17, прогибает мембрану 15 в сторону камеры Б, демпфируя волну давления от нагнетания.

Объем полости топливного аккумулятора увеличивается и часть топлива, подаваемого ТПН 5, поступает в камеру

A топливного аккумулятора 6. В этот момент на топливо, находящееся в камере Б аккумулятора 6, действует толкающая сила, вызванная движением мембраны 15 под действием волны давления в камере А топливного аккумулятора 6.

Топливо иэ камеры Б вытесняется в конфузор 23, в узкой части которого в этот момент давление топлива иэ-за увеличения запоршневого объема вследствие перемещения поршня падает. Принудительное вытеснение топлива в saпорную полость насоса за счет преобразования в конфузоре 23 волны давления топлива B топливном аккумуляторе

6 в скоростной напор топлива в линии всасывания, обеспечивает существенное снижение гидравлических потерь на разгон жидкости в начальный момент всасывания и тем самым повышает наполнение насоса на высоких частотах вращения вала двигателя.

Остальная часть топлива, нагнетаемого ТПН 5, поступает в линию нагие" тания на наполнение секций, у которых по порядку работы в этот период процесс всасывания. Излишки его сливаются через дроссели 8 и 10, при давлении топлива в каналах топливного насоса высокого давления ниже открытия перепускного клапана 10, или через дроссель 8 и перепускной клапан 10, когда давление топлива в каналах ТНВД вьппе давления открытия перепускного клапана 10.

На такте всасывания ТПН 5 топливо в линии нагнетания не подаетоя, а расход его секциями продолжает быть таким же. По мере расходования топлива из линии нагнетания давление топлива в каналах ТНВД снижается, пере-. пускной клапан 10 закрывается. Снижается давление и в камере 7 топливного аккумулятора 6. Сила пружины 17 становится больше силы, действующей на мембрану 15 со стороны давления топлива, и мембрана 15 постепенно, по мере снижения давления в камере

А, перемещается в сторону камеры А, уменьшая ее объем и вытесняя из нее топливо в линию нагнетания, обеспечиСоставитель В.Павлюков

Техред И. Верес

Редактор И. Касарда

Корректор С.Черни

Тираж 505

ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Заказ 5871/34

Подписное

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

7 143755 вопрокачивающем насосе 3 с электрическим приводом.

Таким образом, предлагаемая система питания многотопливного двигателя обеспечивает надежную работу двигате5 ля на легких топливах на всех эксплуатационных режимах в любых климатических условиях.

Формула изобретения

Система питания многотопливного двигателя, содержащая параллельно установленные основной и дополнитель- 5 . ный топливные баки, первый из которых снабжен на выходе насосом с электрическим приводом, а второй — насосом с ручным приводом, подсоединенные к выходам насосов две магистрали, о объединенные при помощи тройника в одну магистраль, установленные в последней последовательно фильтр грубой очистки топлива, топливоподкачиваю7 8 щий поршневой насос и фильтр тонкой очистки топлива, установленный параллельно с топливоподкачивающим поршневым насосом топливный аккумулятор, разделенный на две входную и выходную камеры подпружиненной упругой перегородкой-мембраной, установленную во входной камере пружину и сообщенный с фильтром тонкой очистки топливный насос высокого давления, причем входная камера аккумулятора связана с входом топливоподкачивающего насоса, а выходная камера — с его выходом, отличающаяся тем, что, с целью улучшения пусковых свойств горячего двигателя и повышения надежности его работы на легких топливах, система дополнительно снабжена подпружиненным пластинчатым кла" паном прокачки, установленным в мембране топливного аккумулятора, и конфузором, размещенным во входной камере.