Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить точность контроля. Измеряют т-ру охлаждающей жидкости и приращение этой т-ры, вызванное изменением т-ры охлаждающей жидкости. Измеряют также т-ру отработавших газов в вьтускном коллекторе и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся режиме. Затем включают двигатель, определяют градиент нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношение градиента нарастания т-ры к подогреву на установившемся режиме. О тепловом состоянии двигателя судят по соотношению между температурой отработавших газов,подогревом охлаждающей жидкости, градиентом нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношением градиента к подогреву и их эталонными значениями,Устройство для осуществления способа содержит датчики 24 и 20,21,22 т-ры отработавших газов и охлаждающей жидкости соответственно,, соединенные через вторичные преобразователи (П) 25,26,27 с функциональным П 28, выход которого через блок 30 анализа и сравнения подключен к блоку 32 индикации . Функциональный П 28 вьтолнен. с дополнительным входом, к которому подключен задатчик 29 времени, а к второму входу блока 30 подключен выход блока 31 хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров. 2 с.п. ф-лы, 2 ил. (Л 4 00 ч ч

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (5и 4 С 01 М 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР

ПО.ДЕЛАМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И ОТНРЫТИЙ

К Д ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

{21) 4125607/25-06 (22) 02.07,86 (46) 15.11.88. Бюл, У 42 (71) Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (72) Д,Я.Носыров и С.А.Серпов (53) 621.43 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 56?990, кл. G 01 M 15/00, 1976.

Малышкин 10.С. и др. Автоматизированная система измерения темпера тур для дизеля. — Двигателестроение, 1985, В 2, с. 29-30. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО СОС-, ТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить точность контроля, Измеряют т-ру охлаждающей жидкости и приращение этой т-ры, вызванное изменением т-ры охлаждающей жидкости. Измеряют также т-ру отработавших газов в выпускном коллекторе и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся режиме. ива а 4377! 7 А 1

Затеи включают двигатель, определяют градиент нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношение градиента нарастания т-ры к подогреву на установившемся режиме. О тепловом состоянии двигателя судят по соотношению между температурой отработавших газов, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом нарастания т-ры охлаждающей жидкости и отношением градиента к подогреву и их эталонными значениями.устройство для осуществления способа содержит датчики 24 и 20,21,22 т-ры отработавших газов и охлаждающей жидкости соответственно, соединенные через вторичные преобразователи (П)

25,26,27 с функциональным П 28, выход которого через блок 30 анализа и сравнения подключен к блоку 32 индикации. Функциональный П 28 выполнен с дополнительным входом, к которому подключен задатчик 29 времени, а к второму входу блока 30 подключен выход блока 31 хранения эталонных н вычисленных значений контролируемых параметров. 2 с.п. лы, 2 ил.

1437717

Изобретение относится к диагностированию двигателя внутреннего сгорания, в частности к контролю теплового состояния двигателя.

Цель изобретения — повышение точносги контроля теплового состояния двигателя.

На фиг.l показана схема системы ;.охлаждения двигателя типа Д100; на 1О фиг.2 — блок-схема устройства для контроля теплового состояния двигате++а

Способ осуществляют следующим образом. 15

Измеряют температуру продуктов сгорания и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся тепловом режиме работы двигателя, Затем выключа1 ,:ют двигатель и определяют градиент 20

; нарастания температуры охлаждающей жидкости на выходе из двига-åëÿ,,IIo с о о тн ошепию между температурой пр одуктов сгорания, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом температуры 25 и их эталонными значениями контролируют техническое состояние двигателя. устройство для.контроля теплового состояния двигателя внутреннего сго,рания содержит цилиндровую втулку 1 с поршнями 2 и 3. Цилиндровая втулка 1 запрессовапа в рубашку 4, которая образует с цилиндровой втулкой 1 кольцевую полость 5, заполненную охлаждающей жидкостью, В верхней части цилиндровой втулки 1 расположепы впускные окна б, а в нижней части— выпускные окна 7, Впускные окна соединяют рабочий объем камеры 8 сгора-, ния, образованпый цилиндроной втулкой,0

1 и поршнями 2 и 3, с воздушным ресивером (не показан), выпускные окна 7 соединяют этот объем с охлаждающим выпускным. коллектором 9. Полости 10 и 11 охг аждения выпускного коллектора 9 соединены между собой, а переходниками 12 и 13 — с кольцевой полостью 5, В верхней части кольцевая полость 5 соединена верхним переходником 14 с коллектором 15 охлаждающей жидкости, соединенным трубопроводами с расширительным баком 16 и секцией холодильггика 17. IIa расширительном баке 16 установлена пробкасапун 18, Расширительный бак 16 и хо55 лодильник 17 соединены с насосом 19, который соединен трубопроводами с полостями 10 и 11 охлаждения выпускного коллектора 9. В переходниках 12, 13 и 14 установлены датчики 20, 21 и

22 температуры охлаждающей жидкости.

На стенке выпускного коллектора 9 выполнено гнезда 23, в котором установлен датчик 24 температуры, предназначенный для измерения температуры продуктов сгорания в выпускном коллекторе. Датчики 20,21 и 22 температуры охлаждающей жидкости и датчик 24 температуры продуктов сгорания соединены с входами вторичных преобразователей 25, 26 и 27, выходы которых соединены с входами функционального преобразователя 28. Один из входов функционального преобразователя 28 соединен с задатчиком 29 времени, а выход — с выходом блока 30 анализа и сравнения, один из входов которого соединен с блоком 31 хранения эталонных и вычисленных. значений контролируемых параметров, а выход — с блоком 32 индикации и отображения результатов измерений.

При рабате двигагеля температура продуктов сгорания в выпускном коллекторе 9 измеряется датчиком 24, установленным в гнездо 23, В стенку цилиндровой втулки 1 при этом передается тепловой поток от нагретых продукТоВ сгорания. Этот тепловой поток передается в охлаждающую жидкость, которая циркулирует в кольцевой полости 5, образованной цилиндровой втулкой 1 и рубашкой 4, Из кольцевой полости 5 охлаждающая жидкость поступает через верхний переходник 14 в коллектор. 15, а из коллектора 15 по трубопроводам — в расширительный бак 16 и секцию холодильника 17, Пары охлаждающей жидкости и воздух отводятся из расширительного бака 16 в окружающую среду через пробку-сапун 18. В секции холодильпика 17 охлаждающая х идкость отдает тепло и по трубопроводу поступает в насос 19, в который поступает охлаждающая жидкость из расширительного бака 16. Из насоса

19 охлаждающая жидкость под давлением поступает по трубопроводам в полости 10 и 11 выпускного коллектора

9, охлаждает его и через переходники 12 и 13 поступает в кольцевую полость 5. Температуру охлаждающей хидкости на входе в кольцевую полость

5 измеряют датчиками ?0 и 21, а па выходе из нее — датчиком 22. Сигналы от датчиков 20,21 и 2? температуры поступают на входы вторичных преобраз 143771 эователей 25 и 2б. Температуру продуктов сгорания измеряют датчиком 24, сигналы от которого поступают на

J вход вторичного преобразователя 27.

Усиленные и нормированные сигналы с выходов вторичных преобразователей

25,26 и 27 поступают на вход функционального преобразователя 28, один из входов которого соединен с задатчи- 1О ком 29 времени, сигналы которого используются при вычислении градиента нарастания температуры охлаждающей жидкости в кольцевой полости 5. Из функционального преобразователя 28 15 сигналы поступают в блок 30 анализа и сравнения, где вычисленные подогрев, градиенты температуры, отношения градиентов температуры к подогреву и измеренные температуры срав- 20 ниваются с эталонными значениями,которые хранятся в блоке 31 хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров. Результаты выводятся на блок 32 индикации.

По измеренным параметрам, а именно температуре отработавших газов (Т ) в выпускном коллекторе, подогреву охлаждающей жидкости (аТ„), градиенту нарастания температуры 30 (dT®/d.i) охлаждающей жидкости и отношению градиента нарастания температуры к подогреву (67й>

Формула изобретения

1, Способ контроля теплового сос- 4р тояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в измерении температуры охлаждающей жидкости и приращения этой температуры, вызванного

4 изменением температуры охлаждающей жидкости, отличающийся тем, что, с целью повышения точности, измеряют температуру отработавших газов в выпускном коллекторе и подогрев охлаждающей жидкости на установившемся режиме, выключают двигатель, определяют градиент нарастания температуры охлаждающей жидкости и отношение градиента нарастания тем" пературы к подогреву на установившемся режиме и судят о тепловом состоя-а нии двигателя по соотношению между температурой отработавших газов, подогревом охлаждающей жидкости, градиентом нарастания температуры ох" лаждающей жидкости и отношением градиента к подогреву и их эталонными значениями.

2. Устройство для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания, содержащее датчики температуры отработавших газов и охлаждающей жидкости, соединенные через вторичные преобразователи с функциональным преобразователем, выход которого через блок анализа и сравнения подключен к блоку индикации, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения точности, устройство дополнительно содержит задатчик времени и блок хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров, а функциональный преобразователь выполнен с дополнительным входом, задатчик времени подключен к дополнительному входу функционального преобразователя, а выход блока хранения эталонных и вычисленных значений контролируемых параметров подключен к второму входу блока анализа и сравнения.

1437717

Составитель В;Горбунов

Техред Л. Сердюкова Корректор В.Гирняк

Редактор А.Лежнина

Заказ 5884/42

Тираж 847 Подписное

В11ИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий

113035, Москва, )K-35, Раушская наб., д, 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4