Подшипниковый узел
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в опорах высокоскоростных турбоагрегатов . Цель изобретения - повышение долговечности. Узел содержит подшипники качения в виде расположенных по окружности роликов 1, сопряженных с внешней поверхностью вала 2, Ролики размещены с зазором между коаксиально установленными в корпусе 3 втулками 4 и 5. Узел снабжен системой подачи рабочей среды под давпением. Во втулках 4, 5 в 1полнены каналы, соединяющие систему подачи смазки с рабочими зазорами между роликами и втулками 4, 5. На внешней поверхности ролика 1 и на внутренней поверхности втулки 5 выполнены обращенные друг к другу кольцевая проточка с равномерно расположенными по окружности на ее цилиндрической поверхности выемками 9 и сопла 7 для нн ;- правленного истечения рабочей среды. Узел позволяет снизить вероятность появления проскальзывания роликов относительно вала, уменьшить износ трущихся поверхностей,; что повьшает надежность. 2 ил. t S (/
союз советсних социАлистичесних
РЕСПУБЛИК (191 (И) (511 4 F 16 С 32/00
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОсудАРстВенный Комитет по изОБРетениям и ОтнРыГиям
ПРИ ГКНТ СССР.(21) . 419654-1 /31-27 (22) 17.02.87 (46) 07.01.89. Бюл. К I (7!) Николаевский кораблестроительный институт им. адм. С.О.Макарова (72) А.И.Табабрин, В.А.Новошицкий, А.Г.Емец и А.Г.Чумак (53) 621 ° 822 (088.8) (56) Патент ClllA У 4249784, кл. F 16 С 19/49, 1981. (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗКЛ (57) Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в опорах высокоскоростных турбоагрегатов. Цель изобретения — повышение долговечйости. Узел содержит подшипники качения в виде расположенных по окружности роликов 1, сопряженных с внешней поверхностью вала 2. Ролики размещены с зазором между коаксиально установленными в корпусе 3 втулками 4 и 5. Узел снабжен системой поцачи рабочей среды под давлением.
Во втулках 4, 5 выполнены каналы, соединяющие систему подачи смазки с рабочими зазорами между роликами и втулками 4, 5. На внешней поверхнос- ти ролика 1 и на внутренней поверхности втулки 5 выполнены обращенные друг к другу кольцевая проточка с равномерно расположенными по окружности на ее цилиндрической поверхности выемками 9 и сопла 7 для направленного истечения рабочей среды.
Узел позволяет снизить вероятность появления проскальзывания роликов относительно вала, уменьшить износ трущихся поверхностей,; что повышает надежность. 2 ип.
1449724
Изобретение относится к машиностроению и может использоваться в опорах высокоскоростных турбоагрегатов.
Цель изобретения — повышение долговечности.
На фиг. 1 представлен схематично узел, продольный разрез; на фиг. 2 то же, поперечный разрез.
Подшипниковый узел содержит подшипники качения в виде равномерно расположенных по окружности роликов
1, сопряженных с внешней поверхностью вала .2 ° Ролики 1 установлены с рабочим зазором внутри коаксиально размещенных в корпусе 3 внутренней 4 и неполноохватной,внешней 5 втулок.
Узел снабжен системой подачи рабочей среди под давлением (не показана).
Во втулках выполнены каналы 6 подачи рабочего тела к зазорам между роликом 1 и втулками 4 и 5. Каналы 6 соединены с источником подачи смазки под давлением (не показан). Для приведения роликов I во вращательноедвижение на внутренней поверхности втулки 5 выполнены расположенные по окружности сопла 7, а на поверхности кольцевой проточки 8 наружной поверхности ролика I выполнены выемки
9 в виде фрезорованных лысок, расположенных равномерно по окружности напротив сопел 7.
Подшипниковый узел работает следующим оЬразом.
Находясь в сопряжении с валом 2, ролики 1 воспринимают нагрузку, действующую на вал. Рабочее тело (газ) поступает через каналы 6 в рабочий зазор между опорными поверхностями скольжения втулок 4 и 5 и роликов 1.
При смещении роликов в радиальном направлении от передачи на них нагрузок, действующих на вал, возникает сила вследствие перепада давлений в изменившихся рабочих зазорах, стре5 мящаяся сместить ролики в первоначальное положение, Одновременно с этим через сопла 7 гаэ направляется на выемки 9,осуществляя раскрутку роликов 1; что пре-!
О пятствует падению окружной составляющей скорости движения роликов.
Изобретение позволяет снизить вероятность появлекия проскальзывания роликов относительно вала, уменьшить износ поверхностей сопряжения и снизить выделение тепла в этой зоне, что увеличивает срок службы и надежность подшипникового узла.
20 Ф о Р м у л а и з о б р е т е н и я
Подшипниковый узел, содержащий подшипники качения в виде сопряженнык с внешней поверхностью вала и равномерно расположенных ио окружности полых роликов, размещенных с зазоромм между коаксиально установлен-. ными втулками, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью повышения . долговечности, он снабжен системой, подачи рабочей среды под давлением, во втулках выполнены каналы, соединяющие систему подачи рабочей среды с зазорами между роликами и втулками, на внешней поверхности каждого ролика и на .внутренней поверхности наружной втулки соответственно выполнены обращенные друг к другу кольцевая проточка с расположенными рав®О номерно по окружности на ее цилинд" рической поверхности выемками и сопла для направленного истечения рабочей среды.
1449724
Составитель Е.Иванов
Редактор О. Головач Техред Л. Сердюкова Корректор Н.Король
Заказ 6948/35 Тираж 757 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям нри ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4