Фрикционная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к фрикционным муфтам. Целью изобретения является повьшение срока службы муфты путем исключения влияния осевых нагрузок на ведомый вал при выключении и включении муфты и уменьшение металлоемкости путем центрирования кожуха относительно ведомого-вала. Для этого муфта снабжена нажимными рычагами (HP) 5 первого рода и HP 6 второго рода, внутренним стаканом (С) 9 и гидроцилиндром в виде наружного С 10, вставленными один в другой. Между С 9 и гайкой 20 установлена нажимная пружина 11, Кольцевая полость 15 соединена с источников давления . В ней расположен кольцевой поршень 19. Кожух (К) 12 муфты установлен на валу 13 посредством подшипника 14. При включении муфты нажимная пружина 11 разводит С 9 и 10 и загружает HP 5 и 6 без передачи осевого усилия на ведомый вал 13. При выключении муфты под действием давления в кольцевой полости 15 С 9 и 10 входят один в другой, разгружая HP 5 и 6 без передачи дополнительного осевого усилия на вал 13. 1 ил. § ел
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИН
81) 4 F 16 D 13/38 25/063
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCKOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Ф ° 3 992
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4213891/30-27 (22) 24.03,87 (46) 28.02.89. Бюл. и 8 (71) Научно-производственное объединение по тракторостроению (72) А.С. Лапшин, В.П. Шаплов и С.А. Лапшин (53) 621-825.54(088.8) (56) Патент США У 3474888, кл. 192-113, 1969. (54) ФРИКЦИОННАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к фрикционным муфтам. Целью изобретения является повышение срока службы муфты путем исключения влияния осевых нагрузок на ведомый вал при выключении и включении муфты и уменьшение металлоем-. кости путем центрирования кожуха относительно ведомого вала. Для это„„SU„„1462037 А1 го муфта снабжена нажимными рычагами (HP} 5 первого рода и HP 6 второго рода, внутренним стаканом (С) 9 и гидроцилиндром в виде наружного
С 10, вставленными один в другой.
Между С 9 и гайкой 20 установлена нажимная пружина 11. Кольцевая полость 15 соединена с источником давления. В ней расположен кольцевой поршень 19. Кожух (К) 12 муфты установлен на валу 13 посредством подшипника 14. При включении муфты нажимная пружина 11 разводит С 9 и
10 и загружает HP 5 и 6 без передачи осевого усилия на ведомый вал 13.
При выключении муфты под действием давления в кольцевой полости 15 С
9 и 10 входят один в другой, разгру- жая HP 5 и 6 без передачи дополни-. тельного осевого усилия на вал 13.
1 ил.
1462037
Изобретение относится к машино;строению и может быть использовано
:в муфтах сцепления силовых передач транспортных средств.
Целью изобретения является повы5 шение срока службы путем исключения влияния осевых нагрузок при выключении и включении муфты на ведомый вал и уменьшения металлоемкости путем центрирования кожуха относительно ведомого вала.
На чертеже изображена общий вид фрикционная муфта в разрезе.
Фрикционная муфта состоит из ма:,ховика 1, жестко соединенного с ко:;:жухом 2, ведомого диска 3, нажимно:.го диска 4, рычагов 5 первого рода,. ;рычагов 6 второго рода, соединенных
:с нажимным диском 4 через толкатели 7 2п ,рычагов и тарельчатые пружины 8 и
:взаимодействующих своими концами с
:промежуточными кольцеобразным элемен.том в виде внутреннего стакана 9 и с
:гидроцилиндром в виде наружного ста ;кана 10 расположенными один в другом и разжатыми нажимной пружиной 11, из отжимных пружин 12, ведомого вала .13 соединенного с кожухом 2 посредством подшипника 14. Наружный стакан
10 снабжен кольцевой полостью 15, соединенной с источником давления (не показан) через переходник 16 на .шейке коленвала 17, манжетой 18 и кольцевым поршнем 19,. взаимодействующим с наружной отбортовкой внутреннего стакана 9 ° Внутри стакана 10 установлена регулировочная гайка 20 с наружной резьбой. Нажимная пружинЗ 11 установлена между внутренней отбортовкой стакана 9.и гайкой 20.
Маховик 1 установлен на ведомом вао лу 13 посредством подшипника 21.
Фрикционная муфта работает следующим образом.
Для выключения муфты в кольцевую полость 15 наружного стакана 10 подается давление через переходник 16 на шейке коленвала 17. Кольцевой поршень 19 упираясь в наружную отбортовку внутреннего стакана 9, сжи- 50 мает нажимную пружину 11, при этом нажимные рычаги 5 и 6 разгружаются, толкатели 7 рычагов отходят от нажим-, ного диска 4, освобождая тарельчатые пружины 8. Отжимные пружины 12 55 отводят нажимной диск 4 от ведомого диска 3 и от маховика 1. Муфта выключается. Для включения муфты уменьшают давление в кольцевой полости
15. При этом нажимная пружина 11 раздвигает внутренний 9 и наружный 10 стаканы и нажимает через них на концы нажимных рычагов 5 и 6, которые через толкатели 7 и тарельчатые пружины 8 поднимают нажимной диск 4 к ведомому диску.3 и маховику 1.
Плавность включения муфты обеспечивается в начале включения менее жесткими тарельчатыми пружинами 8.
После полной деформации тарельчатых пружин 8 сила прижатия нажимного диска 4 к ведомому диску 3 и маховику 1 определяется нажимной пружиной
11. Муфта включена.
Формула изобретения
Фрикционная муфта, содержащая маховик, установленный на ведомом валу посредством подшипника, соединенный с маховиком кожух, нажимной диск, связанные с ним рычаги первого рода, нажимную пружину, установленный подвижно в осевом направлении с возможностью взаимодействия с рычагами первого рода гидроцилиндр с кольцевой полостью и с размещенным в ней кольцевым поршнем, в также регулировочный элемент и дополнительный подшипник, о т л и ч а ю m а я с я тем, что, с целью увеличения срока службы путем исключения влияния осевых нагрузок при выключении и включении муфты на ведомый вал и уменьшения металлоемкости, она снабжена связанными с нажимным диском нажимными рычагами второго рода и кольцеобразным промежуточным элементом с внутренней отбортовкой, контактирующей с рычагами второго рода, и с наружной отбортовкой, контактирующей с поршнем, поршень и промежуточный элемент установлены подвижно в осевом направлении, регулировочный элемент выполнен в виде гайки с наружной резьбой, установленной внутри гидроцилиндра, нажимная пружина расположена между внутренней отбортовкой промежуточного элемента и гайкой, а дополнительный подшипник установлен между кожухом и ведомым валом.