Клиновое тормозное устройство,в частности, для тяжелых дорожных транспортных средств
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к клиновым тормозным устройствам для тяжелых дорожных транспортных машин, Цель изобретения - повышение надежности работы путем обеспечения двустороннего управления реактивными силами и повышения равномерности распределения тормозных усилий между колодками . Клиновое тормозное устройство содержит два плунжера 10, установленных в корпусе 11. Шток (Ш) 12 тормозного цилиндра установлен подвижно в осевом направлении и перпендикулярно плунжерам 10. Клин 7 связан с Ш 12. На клине 7 выполнены две параллельные оси Ш 12 поверхности 13 и 14. На корпусе 11 выполнены соответствующие им две параллельные направляющие поверхности 15 и 16. Между указанными певерхностями расположены направляющие ролики 17 и 18. Приводное усилие на тормозные колодки передается через ролики 9. При работе устройства направлякщие ролики 17 и 18 обеспечивают необходимое управление реактивными силами и равномерное распределение тормозных усилий между колодками. 3 з.п. ф-лы, 4 ил. Ф
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
159 4 F 16 D 65/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н IlATEHTY
/О
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4027531/25-27 (22) 08, 05. 86 (31) 8502335-6 (32) 10.05.85 (33) 8Е (46) 15.03.89. Вюл. 11 10 (71) Гарфюттан Халдекс АБ (8Е) (72) Ларс Маттис Северинссон (SE) (53) 62-592.112 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
0- 1106935, кл. F 16 D 65/56, 1983. (54) КЛИНОВОЕ ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО, В ЧАСТНОСТИ, ДЛЯ ТЯЖЕЛЫХ ДОРОЖНЫХ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к клиновым тормозным устройствам для тяжелых дорожных транспортных машин. Цель изобретения — повышение надежности работы путем обеспечения двустороннего управления реактивными силами и повышения равномерности распреде„, SU „„1466660 ления тормозных усилий между колодками. Клиновое тормозное устройство содержит два плунжера 10, установ ленных в корпусе 11, Шток (Ш) 12 тормозного цилиндра установлен подвижно в осевом направлении и перпендикулярно плунжерам 10. Клин 7 связан. с Ш !2. На клине 7 выполнены две параллельные оси Ш 12 поверхности
13 и 14. На корпусе 11 выполнены соответствующие им две параллельные направляющие поверхности 15 и 16.
Между указанными певерхностями расположены направляющие ролики 17 и 18.
Приводное усилие на тормозные колодки передается через ролики 9.
При работе устройства направлякщие ролики 17 и 18 обеспечивают необходимое управление реактивными силами и равномерное распределение тормозных усилий между колодками.
3 s.ï. ф-лы, 4 ил.
1466660
Два плунжера 10 установлены подвижно в осевом направлении в корпусе 11. Шток 12 тормозного цилиндра выполнен подвижным в осевом направлении и перпендикулярно плунжерам
10. Клин 7 связан со штоком 12.
Изобретение относится к машиностроению, в частности к клиновым тормозным устройствам для тяжелых дорожных транспортных машин.
Цель изобретения — повышение на5 дежности работы путем обеспечения двустороннего управления реактивными силами от плунжеров и повышения равномерности распределения тормоз- !ð ных усилий между колодками.
На Фиг,1 изображен барабанный тормоз, частичный вид, на фиг.2— схема клинового тормозного устройства; на фиг.3 вЂ,клиновое тормозное устройство, в увеличенном мас-.. штабе, общий вид; на фиг.4.- то же, поперечное сечение.
Тормозные колодки 1, снабженные фрикционными накладками 2, выполнены 20 подвижными для взаимодеиствия с тормозным барабаном 3, вращающимся с колесом (не показан) транспортного средства под воздействием клинового тормозного устройства 4. Для осу- 25 ществления обратного движения колодок имеется пружина 5.
Клиновое тормозное устройство 4 содержит тормозной цилиндр 6, работающий под воздействием среды, при этом выходящий иэ него шток вы-,. полнен в виде клина 7. Со штоком взаимодействует возвратная спиральная пружина 8 сжатия. Передающие усилие ролики 9 размещены между клином 7 и плунжерами 10, выполненными с возможностью осевого перемещения в направлении, перпендикулярном направлению перемещения клина7 так, чтобы толкать тормозные колод- 40 ки в тормозное взаимодействие с тормозным. барабаном 3. Наклон кромок плунжеров, взаимодействующих с роликами 9 такой же, как наклон соответствующих поверхностей клина 7, т.е. ролики 9 обкатываются по параллельным поверхностям. В реальных конструкциях ролики 9 могут быть заключены в обойму или снабжены аналогичным направляющим средством, которое для простоты на фиг.! опу50 щено.
Кроме того, на,клине 7 выполнены две параллельные оси штока !2 поверхности 13 и 14, а на корпусе 11 выполнены соответствующие две параллельные направляющие поверхности
15.и 16. Между поверхностями 13 и
15, 14 и 16 размещены направляющие ролики 17 и 18. Ролики 17 и 18, как и ролики 9, должны быть установлены в направляющем элементе, например обойме (для упрощения на фиг.2 не показана).
Практический вариант клинового устройства показан на фиг.3 и 4 (на
1 фиг.3 показана левая половина устройства, поскольку правая половина аналогична).
В корпусе 19 с возможностью осевого перемещения размещены плунжеры
20. На конце, выходящем иэ корпуса
19, плунжер 20 снабжен элементом
21 для взаимодействия с соответ-.. ствующей тормозной колодкой (фиг.1).
Мембрана 22 между корпусом 19 и элементом 21 предохраняет корпус 19 от Moпадания влаги, грязи и т.п. (показана лишь небольшая часть плунжера 20 B сечении) . В устройстве .может быть установлен компенсатор. для выбирания зазоров (не изображены) .
Компенсаторы обоих плунжеров 20 должны быть синхронизированы.
Шток 23 тормозного цилиндра установлен с возможностью осевого перемещения подвижно в корпусе 19 перпендикулярно плунжерам 20. Со штоком
23 взаимодействует спиральная возвратная пружина 24 сжатия. На конце штока 23 выполнена центральная клиновая поверхность 25, взаимодействующая с передающим усилие роликом 26, который в свою очередь взаимодействует с. торцовой поверхностью 27 плунжера, параллельной клиновой поверхности 25.
С любой стороны от клиновой поверхности 25 на конце штока 23 расположена направляющая поверхность
28, параллельная оси штока 23. В корпусе 19 параллельно направляющей поверхности 28 расположена реактивная пластина 29, а между направляющей поверхностью 28 и реактивной пластиной 29 установлен направляющий ролик 30. Определенное направление задается ролику 30 небольшим фланцем 31 на реактивной пластине
29 или корпусом 19. з
146
Роликовая обойма 32 обеспечивает направляющее средство для трех роликов 26 и 30 по обе стороны от штока
23. К нижней части корпуса 19 прикреплена крышка 33.
Показанное устройство для направления штока 23 в плоскости плунжера
20 является предпочтительным и наиболее подходящим в большинстве случаев, однако возможны другие варианты его выполнения, Вместо роликов 26 и 30 можно .испольэовать, например, небольшие шестерни, обкатывающиеся по поверхностям элементов, выполненных в виде зубчатых реек (не изображены), а вместо штока 23 — какой-либо иной приводной элемент.
В изобретение подразумевается перпендикулярность передачи усилия от штока к плунжерам, однако возможны отклонения от точной перпендикулярности.
4 го, и направляющий рслик, установленный с воэможностью направления штока в плоскости перемещения плунже5 ров между выполненными в корпусе и на конце штока параллельно одна другой и оси штока плоскими поверхностями, о т л и ч а ю щ е е с я тем, что, с целью повышения надежности работы путем обеспечения двустороннего управления реактивными силами от плунжеров и повышения равномерности распределения тормозных усилий между колодками, оно снабжено дополнительным направляющим ро.ликом, установленным между выполненными на штоке и в корпусе дополнительными плоскими поверхностями, расположенными соответственно с про20 тивоположной стороны от первых плоских поверхностей относительно оси штока, а направляющие ролики установлены со стороны одного иэ торцов передающих усилие роликов.
Фо р мул а и э о б р е т е н и я
1. Клиновое тормозное устройство, в частности, для тяжелых дорожных транспортных средств, содержащее шток тормозного цилиндра с двусторонним клином, установленный с возможностью осевого перемещения в корпусе, а также установленные с возможностью осевого перемещения в корпусе перпендикулярно штоку плунжера с обращенными к штоку клиновыми поверхностями, параллельными его клиновым поверхностям, передающие усилие ролики, размещенные между параллельными клиновыми поверхностями штока и плунжеров с возможностью разведения плунжеров один от друго2, Устройство по п. 1, о т л и— ч а ю щ е е с я тем, что.направляющие ролики установлены со стороны второго торца передающих усилие
30 роликов.
3, Устройство по п.2, о т л и— ч а ю.щ е е с я тем, что оно снабжено обоймой, а направляющие ролики и передакицие усилие ролики установлены в выполненных в обойме направляющих отверстиях соответствующей им формы.
4. Устройство по п, 1, о т л и— ч а ю ш е е с я тем, что оно снабжено закрепленной в корпусе реактивной гластиной, а плоская поверхность для направляющих роликов расположена на реактивной пластине.
Фиа. Ф
Составитель И.Лукина
Редактор М,Петрова Теехред N. Ходанич Корректор М, Пожо
Закаэ 961/59 Тираж 721 . Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Проиэводственно-иэдательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101