Опора скольжения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к судостроению, а именно к судовым опорам тяжелонагруженных валопроводов. Цель повышение КПД путем снижения энергогН затрат на преодоление сил трения. Вкладьш выполнен в виде жестко соединенных меззду собой сегментов, один из которых выполнен из капролона, другой - из резины. Сегмент из резины имеет длину -дуги, равную 0,278- 0,333 длины окружности вкладыша. Во время работы вкладьш поворачивают в зависимости от скорости скольжения , в результате чего-достигается меньший коэффициент трения сопряженной пары. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОБЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

Al (5g 4 F 16 С 32 06

1

tt .; 1 1 С :

«J J

1 г ., „<

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЭОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР,(21) 4239696/31"27

l(22) 04.05.87 (46) 23.03.89. Вюл. Ф 11 (71) Донецкий политехнический институт (72) Ф.П. Снеговский, А.В. Орехов, Е.В. Соков, А.П. Гуня и А,В. Деркач (53} 621.822.5 (088.8) (56). Авторское свидетельство СССР

К - 615280, кл. Г 16 С 32/06, 1975. (547 ОПОРА СКОЛЬЖЕНИЯ (57) Изобретение относится к судостроению, а именно к судОвым опорам

Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым дейдвудным опорам скольжения тяжелонагруженных валопроводов.

Цель изобретения - повьппение КПД путем снижения энергозатрат на преодоление сил трения в опоре.

На фиг.1 изображена опора, общий вид; на фиг. 2 — развертка внутренней поверхности опоры и расположение канавки подвода смазки относительно направления вращения вала (внутренняя поверхность втулки изображена в виде развертки); на фиг.3— опора в положении, когда в рабочей зоне находится участок сегмента иэ капролона с канавкой подвода смазки под давлением; на фиг.4 - то же, положение, когда в рабочей зоне находится участок сегмента из капро- ! лона с гладкой внутренней цилиндрической поверхностью; на фиг.5 - то тяжелонагруженных в алопроводов. Цель— повышение КПД путем снижения энерго+ затрат на преодоление сил трения.

Вкладьпп выполнен в виде жестко соединенных между собой сегментов, один из которых выполнен из капролона, другой — из резины. Сегмент из резины имеет длину дуги, равную 0,2780 333 длины окружности вкладыша.

Во время работы вкладьпп поворачивают в зависимости от скорости скольжения, в результате чего достигается меньший коэффициент трения сопряженной пары. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.

2 же, положение, когда в рабочей зоне

; находится сегмент из резины.

Опора содержит сегмент 1 из резины, жестко соединенной по образующей с сегментом 2 из калролона.

Сегменты образуют вкладьпп, установ" ленный в корпус 3, пр-чем сегмент

2 из капролона снабжен канавкой 4.

Корпус 3 установлен с воэможностью поворота в дейдвудной трубе 5 и соединен шарнирно с тягой 6 мехаййзма поворота (не показан . Вал 7 размещен в отверстии, образованном сегментами 1 и 2, В исходном положении вкладыш из сегментов установлен так, что участок сегмента 2 из капролона с длиной дуги 0,333 от длины окружности вкла- дыша, что составляет 209 мм для, вкладьппа с внутренним диаметром

200 мм с началом отсчета от ближай-, шей к канавке границы соединения сегментов из различных материалов, с

1467263 расположенной .на нем канавкой 4, находится в секторе (-45)-(+75 ) с началом отсчета от нижней полуоси вертикальной оси симметрии (фиг.3).

Перед за ускам винта в канавку 4 пОступает смазка, взвешивающая вал

7 посредством чего обеспечивается непрерывный клин гидродинамических давлений и устраняется возможность вфзрастания сил трения в опоре при

Г разрыве смазочного слоя и контакта в ла 7 с вкладыш ем при вращении вала.

Сегмент 1 из резины находится вне з6ны образования несущего клина гидр динамических давлений. В таком пол женин вкладыш находится до достижения скорости вращения вала 7-2 м/с, ч о обесгечива т наименьшие энергоз траты на преодоление сил трения в 20 о оре вследствие значительной толщин смазочного .лоя между валом и

:и ладьппем (20-30 мкм), При скоростях скольжения 4-15 м/с в сектор с границами (-45)-(+75 ) с началом отсчета от. нижней полуоси вертикальной оси, где образуется несущий клин гидродинамических давлений, вводится участок сегмента 2 из к пролона с гладкой внутренней поверх-„0 нОстью и выводится участок сегмента

2 из капролона с канавкой посредством перемещения тяги 6 механизма поворота, поворачивающей корпус с установленными сегментами 1 и 2. Длина

35 дуги участка сегмента с гладкой поверхностью равна 0,333 от длины окрякности вкладьппа (что составляет

2С19 мм для вкладыша с внутренним диаметром 200 мм, с началом отсчета от противоположнрй к указанной границе соединения сегментов из pàçëè÷нь|х материалов. Сегмент 1 из резины изменяет свое расположение относительно дейдвудной трубы 5, поворачиваясь вместе с корпусом 3, но, поскольку длина дуги составляет

0,.333 от длины окружности вкладыша (209 мм.для вкладьппа диаметром

200 мм) то сегмент остается вне зо9

50 ны образования несущегп клина гидродинамических давлений.

При скоростях скольжения вала

2-4 м/с в сектор (-45)-(+75 ) с началом отсчета от нижней полуоси вертикальной оси симметрии вкладыша вво-., дится сегмент 1 из резины с указанной длиной дуги. В приведенном диапазоне скоростей использование капролоновой опорной поверхности вкладыша нецелесообразно, поскольку в таких режимах резиновый сегмент работает успешно, несмотря на меньшую веливеличину допустимой нагрузки по срав" нению с капролоном: 0,5 MIIa и 2 МПа соответственно, поскольку реальные удельные нагрузки не превышают допустимых для резины. Коэффициент трения пары резина — материал вала, по сравнению с парой капролон — мате". риал вала позволяет уменьшить энергозатраты на преодоление сил трения в опоре.

Таким образом, предлагаемое техническое решение позволяет снизить знергозатраты на преодоление сил трения в опоре на 15-20% за счет снижения коэффициента трения участка вкладьппа опоры.

Формула изобретения

Опора скольжения, содержащая вкладып с канавкой подвода смазки под давлением на его рабочей поверхности, установленный с возможностью возвратно-вращательного перемещения посредством регулирующего элемента, размещенного в корпусе, о т л и ч аю щ а я с я тем, что, с целью.повышения КИД путем снижения энергозатрат на преодоление сил трения, вкладыш выполнен в виде жестко соединенных между собой сегментов, один из которых выполнен из капролона, а другой — из резины, при этом канавка для подвода смазки выполнена в сегменте из капролона.

2. Опора по п.1, о т л и ч а ющ а я с я тем, что сегмент из рези" ны выполнен с длиной дуги, равной

0,278-0,333 длины окружности вкладьппа.

1467263

h мехаиизм подорога

Фие. 7 ераацения Аюп

Риа. 2 !

467263

Составитель Т.Хромова

Техред И.Дидык

Редактор М.Бланар

Корректор M.Âàñèëüåâà

Заказ 1! 72/Зф Тираж 698 Подписное

ВНИ П И Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР l13035, Москва, >К-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", i - Ужгород, ул. Гагарина, 101