Устройство управления реверсом судового дизеля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автоматизации судовых дизелей и позволяет повысить надежность реверса дизеля в условиях периодически меняющихся нагрузок. Устройство содержит датчик 1 частоты вращения, блок 2 управления пуском и реверсом и блок 3 формирования сигнала разрешения реверса. Блок 3 выполнен в виде двух компараторов 4,5, двух элементов 6,7 задержки времени, инвертора 8, двух R-S-триггеров 9, 10, двух логических элементов И 11, 12 с двумя входами и одним выходом и логического элемента ИЛИ 13 с тремя входами и одним выходом. Устройство обеспечивает надежный реверс дизеля путем анализа и учета условий реверса и выбора целесообразного момента начала операции реверса в условиях переодически изменяющихся нагрузок. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOIVIV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21 ) 4309540/25-06 (22) 21.07.87 (46) 30,06,89, Бюл, Ф 24 (72) Я.И.Фридман, В.Е.Погольский и М.Н.Лобачева (53) 621.462-50 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1427084, кл . F 02 D 4! /04, 1 986 . (54) УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ РЕВЕРСОМ

СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ (57) Изобретение относится к автома— тизации судовых дизелей и позволяет повысить надежность реверса дизеля в условиях периодически меняющихся нагрузок. Устройство содержит датчик

ÄÄSUÄÄ 1490312 А 1 (51 )4 F 02 D 27/00

1 частоты вращения, блок 2 управления пуском и реверсом и блок 3 формирования сигнала разрешения реверса. Блок 3 выполнен в виде двух компараторов 4,5, двух элементов 6,7 задержки времени, инвертора S,двух

RS-триггеров 9,10, двух логических элементов И 11,12 с двумя входами и одним выходом и логического элемента

ИЛИ 13 с тремя входами и одним выходом. Устройство обеспечивает надежный реверс дизеля путем анализа и учета условий реверса и выбора целесообразного момента начала операции реверса в условиях периодически изменяющихся нагрузок. 2 ил.

1490312

Изобретение относится к автоматизации судовых дизелей, в частности к устройствам управления реверсом судовых дизелей.

Цель изобретения — обеспечение надежного реверса дизеля в условиях периодически меняющихся нагрузок.

На фиг,1 изображена структурная схема устройства управления реверсом судового дизеля; на фиг,2 — графики изменения частоты вращения коленчатого вала дизеля во времени для различных скоростей хода судна.

Устройство управления реверсом су- 15 дового дизеля содержит тахометрический датчик 1 частоты вращения коленчатого вала дизеля (не показан),блок

2 управления пуском и реверсом и блок 3 формирования сигнала разреше- 20 ния реверса, который выполнен в виде двух компараторов 4 и 5, двух элементов б и 7 задержки времени, инвертора 8, двух RS-триггеров 9 и 10 двух логических элементов И 11 и 12 25 с двумя входами и одним выходом и логического элемента ИЛИ 13 с тремя входами и одним выходом.

Входы компараторов 4 и 5 соединены между собой, с входом тахометри- 30 ческого датчика 1 и с первым входом блока 2 управления пуском и реверсом.

Выход первого компаратора 4 соединен с первым входом логического элемента ИЛИ 13, а выход второго компаратора 5 — с входами элементов 6 и 7 задержки времени, инвертора 8 и второго логического элемента И 12, Выход первого элемента 6 задержки времени соединен с вторым входом логи- 40 ческого элемента ИЛИ, а выход второго элемента задержки времени 7 — с

Я-входом первого RS триггера 9. Rвход этого триггера соединен с R-входом второго RS-триггера 10 и одновре- 45 менно — с выходом блока 2 управления пуском и реверсом. В свою очередь, выход первого RS-триггера 9 соединен с первым входом первого логического элемента И 11, второй вход которого соединен с выходом инвертора 8, а его выход — с S-входом второго RS-триггера 1О. Выход второго RSтриггера 10 соединен с первым входом второго логического элемента И 12, выход которого соединен с третьим входом логического элемента ИЛИ 13.

Устройство управления реверсом работает следующим образом.

При необходимости осуществления реверса блок 2 реализует алгоритм реверса только в случае поступления на его второй вход сигнала с блока

3, резрешающего реверс. Сигнал разрешения реверса формируется следующим образом.

В случае реверса с неполного хода обороты двигателя уменьшаются в соответствии с кривой а (фиг,2).При этом длительная авторотация не наблюдается и при достижении оборотов, значительно меньших, чем обороты реверса (п

ИЛИ 13 на второй вход блока 2 и разрешающий реверс.

При реверсе с полного хода и при отсутствии периодических возмущений наблюдается длительная авторотация винта (кривая в, фиг.2). При достижении оборотов реверса срабатывает компаратор 5, сравнивающий текущие обороты вала с уставкой оборотов реверса (n ). Сигнал разрешения реверса в этом случае формируется с задержкой времени (составляющей около 20с). Наличие условия n < n<>p в течение 20 с говорит о том, что периодических изменений нагрузки не наблюдается и условие n (n носит устойчивый характер (наибольший период волнения 14-17 с). Учитывая ( большую инерционность судна задержка реверса 20 с практически не ухудшит качество управления, Задержка времени 20 с осуществляется элементом 6. Сигнал с элемента 6 через элемент ИЛИ 13 поступает на второй вход блока 2.

При реверсе с полного хода и при наличии периодических возмущений условие n (п ор будет периодически появляться и исчезать, При этом время наличия условия n (nор будет постепенно увеличиваться за счет торможения судна (кривая в,фиг. 2) .

Учитывая, что время операции реверса дизеля составляет 4-6 с, реверс может быть разрешен в один из периодов выполнения условия п (п „, если время выполнения этого условия будет не ме1490312

5 нее 6-7 с. В этом случае устрайстно работает следующим образом.

При периодическом появлении и исчезновении условия п с п на нходе

Ор элемента 7 задержки времени периодически появляется и исчезает единичный сигнал с компаратора 5. Если период выполнения условия n c n ор ше времени задержки (окала 6-7 с), на ныхаде элемента 7 сигнал не формируется, Если же период выполнения условия п с nо больше времени задержки элементом 7, на выходе элемента 7 появляется сигнал, устанавливающий первый RS-триггер 9 в единичное состояние (запоминается факт выполнения условия и с и н течение ор

6-7 с ) . В период r > и на выходе ор инвертора 8 будет сформирован единичный сигнал и единица с выхода RS— триггера 9 через логический элемент

И 11 поступает на выход второго RSтриггера 10 (запись информации о возможности реверса на следующем периоде выполнения условия п с п ) В

ОР момент появления единичного сигнала на выходе компаратора 5 (и

Блок 2 осуществляет реверс дизеля с использованием информации от датчика I, поступающей на первый вход блока 2. После окончания операции реверса сигнал с выхода блока

2 приводит оба RS-триггера 9, 10 в исходное состояние, Таким образом, устройство обеспечивает надежный реверс дизеля путем анализа и учета условий реверса и выбора целесообразного момента начала операции реверса в условиях периодически изменяющихся нагрузок . формул а и за бретения

Устройство управления реверсом судового дизеля, содержащее блок уп5 равления пуском и реверсом с двумя входами и выходом и тахометрический датчик частоты вращения коленчатого вала дизеля, соединенный с первым входом блока упранления пуском и реверсом, о т л и ч а ю щ е е с я тем

1 что, с целью обеспечения надежного реверса дизеля в условиях периодически меняющихся нагрузок, оно дополнительно снабжено блоком формиронания сигнала разрешения реверса, который выполнен в виде двух компараторов, соединенных своими входами с тахометрическим датчиком, двух элементов задержки времени, иннертора, двух

RS-триггеров, двух логических элементов И с днумя входами и одним выходом и логический элемент ИЛИ с тремя входами и одним выходом, соеднненнью с вторым входом блока управления пус25 кам и реверсом, причем ныход первого компаратора соединен с первым входом логического элемента ИЛИ, входы обоих элементов задержки и иннертора одновременно соединены между собой, с выходом второго компаратора и с вторым входом второго логического элемента И, выход первого элемента задержки соединен с вторым входом логического элемента ИЛИ, выход вто35 рo.о элемен а зад ржки саед нен с S-входом первого RS-триггера, Rвход которого одновременно соединен с выходом блока управления пуском и реверсом и В-входом второго RS4О риггера, выход первого RS-триггера соединен с первым входом логического элемента И, второй вход которого соединен с выходом инвертора, а его выход — с S-входом второго RS-триг45 геРа, а выход последнего в свою очередь соединен с первым входом нторого логического элемента И, выход которого соединен с третьим входом элемента ИЛИ.

149031 2

hyp 0

Лар

7 мин

У

Составитель В. Забегалин

Редактор M,Êåëåìåø Техред М.Ходанич Корректор M,Øàðoøè

Заказ 3669/37 Тираж 482, Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101