Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения - повышение надежности устройства. Для перевода колес 3 в другое положение отворачивают винт 9, вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержни 13 смещаются к центру оси 1, пружинное кольцо 16 выходит из проточки 17 ступицы 7 и утапливается в проточке 15 оси 1. К оси 1 прикладывают крутящий момент, колеса 3 смещаются по оси 1. После того, как каждое из колес 3 установится другой проточкой 17 против проточки 15, винт 9 заворачивают, его конусная часть 12 раздвигает стержни 13, которые разжимают кольцо 16, которое входит в проточку 17. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

союз советсних

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИН

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

Гю иэОБРетениям и ОТКРытиям

ПРИ ГННТ СССР (?!) 4350651/27-11 (22) 03.11 ° 87 (46) 23.07.89. Бюл. М 27 (71) Производственное объединение

"Ворошиловградский тепловозостроительный завод" (72) Н.Я.Биндер (53) 625.2.012(088.8) (56) Патент Германии Ф 33098, кл. 20 d 31, 1885. (54) РАЗДВИЖНАЯ КОЛЕСНАЯ ПАРА РЕПЬСОВОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Цель изобретения — повьппение надежности устройст„.SU„„1495145 А 1 (511 4 В 60 В 35/10 В 61 F 7/00

2 ва; Для перевода колес 3 в другое положение отворачивают винт 9,вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержня 23 смещаются к центру оси 1 пружинное кольцо 16 выходит из проточки 17 ступицы 7 и утапливается в проточке 15 оси 1. К оси l прикладывают крутяший момент, колеса 3 смещаются по оси l. После того, как каждое из колес 3 установится другой проточкой 17 против проточки 15, винт 9 завбрачивают, его конусная часть 12 раздвигает стерж-ни 13, которые разжимают кольцо 16, которое входит в проточку 17.

1 з.п.ф-лы, 5 ил.

3 1495145

Изобретение относится к экипажной части подвижного состава железных дорог, обращающегося на путях с различной шириной рельсовой колеи.

Цель изобретения — повышение надежности.

На фиг,l дана конструкция предлагаемой колесной пары, когда затормаживают ходовые колеса, и проворачивают ось, например, тяговым двигателем, установленным на этой колесной паре при опорноосевой подвеске; на фиг.2 — то же, когда затормаживают ось, а проворачивают ходовое колесо, что наиболее удобно для применения на вагонах, имеющих дисковый. тормоз; на фиг.3 — сечение А-А на фиг.l; на фиг.4 - сечение В-Б на фиг.3; на фиг.5 — расположение деталей фикси- 20 рующего механизма в процессе перевода ходового колеса на другую колею.

Устройство содержит ось 1, имеющую на подступичных частях 2 установленные по резьбе ходовые колеса 3.: 25

На поверхности каждой из подступичных частей 2 оси 1 выполнена как мийимум однозаходная резьба 4, причем резьба на левой и правой подступичных частях противоположного направления. Хо- 30 довые колеса 3 навинчены на подступичные части 2 оси 1 так, что они 1 взаимодействуют контактирующими поверхностями 5 своей резьбы с контактирующими поверхностями 6 резьбы на 35 этих подступичных частях,2.Резьба 4 ,в ступице 7 ходового колеса 3 и на подступичной части 2 оси 1 в попереч- ном сечении по впадинам выполнена с закруглениями. 40

Фиксирукиций механизм 8, в качестве которого использован клиновой механизм, удерживает ходовые колеса на оси 1 в заданном положении. Винт 9 своей реэьбовой частью 10 ввинчен 45 в отверстие 11 по центру оси 1 и на другом конце имеет коническую часть 12, с которой контактируют стержни 13, расположенные в радиальных отверстиях 14 подступичной час" ти 2 оси 1. На подступичной части 2 оси 1 соосно с отверстиями 14 выпол-. нена кольцевая проточка 15, в которой установлено пружинное кольцо 16, в которое упираются торцы стержней 13.S5

В ступице 7 ходового колеса 3 наряду с резьбой 4 имеются, как минимум, две кольцевые проточки 17, в одну из которых соответственно ширине колеи входит и упирается внешней поверхностью пружинное кольцо 16. Пружинное кольцо 16 на внешней поверхности„ 18 имеет зубчатую насечку 19, а на внутренней поверхности — пазы 20 под торцы стержней 13.

Стопорное устройство 21 выполнено в виде шайбы 22, на внутренней поверхности которой имеются шлицы или мелкие зубцы. 23, эацепляющиеся с зубцами на головке винта 9, а на торце шайба 22 имеет отверстия 24 под винты 25, которыми она прикреплена к торцу оси 1.

Работа колесной пары происходит следующим образом .

Передача крутящего момента от зубчатого колеса на ходовое колесо 3 через ось 1, стержни 13 и пружинное кольцо 16.осуществляется за счет момента трения, образованного вкЛючением фиксирукяцего механизма, пружинное кольцо 16 которого стержнями 13 прижато к поверхности кольцевой проточки 17. Сила прижатия создается завинчиванием винта 9. От отворачивания винт 9 предохраняется стопорным устройством 21.

Действия поперечных усилий, стремящихся сместить ходовое колесо 3 вдоль оси 1 колесной пары, компенсируются как эа счет трения между поверхностями пружинного кольца 16 и проточки 17, так и сопротивлением на срез пружинного кольца 16, которое частично утоплено в кольцевой проточке 15 подступичной части 2 и частично входит в кольцевую проточку 17 ступицы 7 ходового колеса 3, а также сопротивлением резьбы 4.

Выполнение резьбы 4 в поперечном сечении с круглыми впадинами способствует уменьшению концентрации напряжений в подступичной части оси.

Перевод предлагаемой раздвижной колесной пары на другую колею может производится как без нагрузки, так и с нагрузкой от подрессоренных масс в системе железнодорожного экипажа (локомотива или вагона), в котором j она установлена. При этим технология обработки колесной пары остается практически одинаковой.

Для перевода на другую колею предложенной раздвижной колесной пары потребуется участок рельсовой колеи специальной конструкции или с посте5 14951 пенным переходом от большей ширины колеи на меньшую (и наоборот), или этот участок может быть выполнен с подвижными в поперечном направлении

° 5 прямыми отрезками рельсов.

Затормаживают ходовые колеса 3, снимают крышку буксы (не показаны), снимают стопорное устройство 21. Отворачивают винт 9, вследствие чего под нажимом пружинного кольца 16 стержни 13 смещаются к центру оси 1 так., что пружинное кольцо 16 выходит из кольцевой проточки 17 ступицы 7 и утапливается также под действием сме- 15 щающихся колес 3 в кольцевой проточке 15 подступичной части 2 оси 1. Теперь связь ходового колеса 3 и оси 1 осуществляется только через резьбу 4.

Через зубчатое колесо прикладывают 2Р к оси 1 крутящий момент так, что, последняя, вращаясь, заставляет каждое из ходовых колес 3 смещаться по оси 1 в противоположном направлении на величину, равную расстоянию между ?5 смежными кольцевыми проточками 17 в ступице 7 и соответствующую разнице между половиной ширины колеи до и после переключения.

После того; как каждое иэ ходовых колес 3 установится своей новой кольцевой проточкой 17 против кольцевой проточки 15 в подступичной части 2 оси 1, под влиянием силы упругости пружинное кольцо 16 войдет в полость этой кольцевой проточки 17. Ходовые колеса 3 становятся в требуемую ширину колеи. Винт 9 заворачивают на требуемую силу затяжки так, что его 4р конусная часть 12 раздвигает стержни 13, торцы которых разжимают пружинное кольцо 16 и его наружная поверхность прижимается с требуемым

45 6 удельным давлением к поверхности кольцевой проточки 17. Устанавливают стопорное устройство 21, крышку буксы и колесная пара готова для работы на пути другой колеи.

В случае затормаживания оси 1 крутящий момент прикладывают со стороны ходовых колес 3, например, прокатыванием всего транспортного средства, В остальном процесс переключения колесной пары происходит аналогично описанному.

Формула изобретения

1. Раздвижная колесная пара рельсового транспортного средства, колеса которой навинчены на соответствующие подступичные участки оси и блокированы устройствами фиксации колес относительно оси, о т л и ч а ю— щ а я с я тем, что, с целью повыше" ния надежности, каждое устройство фиксации включает в себя пружинное кольцо, размещенное в выполненной на подступичной части оси кольцевой канавке с возможностью захода в кольцевые канавки, которые выполнены на посадочной поверхности колеса, взаимодействующие с внутренней поверхностью пружинного кольца одними концами стержня, установленные в радиальных отверстиях, которые выполнены в оси,и установленный в выполненное в оси осевое отверстие винт с конической головкой для взаимодействия с другими концами стержней.

2. Колесная пара по п .1, о т л ич а ю щ а я с я тем, что на внешней поверхности пружинного кольца выполнена насечка, а на его внутренней поверхности — пазы, охватывающие одни концы стержней.

l4esrss

iP

Фиг z

4иа. 1

1495145 ур 7

Составитель С.Романов

Техред М.Дидык Корректор М,Максимишинец

Редактор Л. Гратилло

Редактор 4167/14

Тираж 528

Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101