Опорно-поворотное устройство грузоподъемной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к опорно-поворотным устройствам грузоподъемной машины. Цель изобретения - повышение надежности. Устройство содержит наружную подвижную обойму 3 и внутреннюю неподвижную обойму 1 с зубчатым венцом 2, тела качения, пружинные штифты 12. Нагрузка на каждый штифт передается с его боковых сторон в зависимости от направления вращения платформы. 4 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (sg 4 В 66 С 23/84
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСНОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4314662/27-11 (22) 06,08.87 (46) 23.07.89. Бюл. № 27 (71) Специальное констру кторско-технологическое бюро по механизации монтажных работ и запасным частям «Стройдормаш» (72) А. Э. Толпин, Л. А. Невзоров, H. А. Туленинов, H. И. Портной и А. М. Казанский (53) 621.874 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 935457, кл. В 66 С 23/84, 1979.
„„SU„„1495276 А 1
2 (54) ОПОРНО-ПОВОРОТНОЕ УСТРОЙСТВО ГРУЗОПОДЪЕМНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к подъемнотранспортному машиностроению, а именно к опорно-поворотным устройствам грузоподьемной машины. Цель изобретения — повышение надежности. Устройство содержит наружную подвижную обойму 3 и внутреннюю неподвижную обойму 1 с зубчатым венцом 2, тела качения, пружинные штифты 12. Нагрузка на каждый штифт передается с его боковых сторон в зависимости от направления вращения платформы. 4 ил.
1495276
Изобретение относится к подъемно-транспортному машиностроению, а именно к опорно-поворотным устройствам грузоподъемной машины.
Цель изобретения — повышение надежности.
На фиг. 1 изображено опорно-поворотное устройство, общий вид; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1; на фиг, 3 и 4 — варианты выполнения штифтов, разрез.
Опорно-поворотное устройство содержит неподвижную обойму 1 с зубчатым венцом 2 и подвижную обойму 3, расположенные между шасси 4 машины и ее поворотной платформой 5. Неподвижная обойма и шасси соединены болтами 6, которые расположены в отверстиях 7 и 8 обоймы 1 и шасси 4.
Опорно-поворотное устройство снабжено расположенными по окружности 9 (фиг. 2) на осях 10 зубьев 11 зубчатого венца 2 пружинными штифтами 12 в виде полых цилиндрических втулок с центральными отверстиями 13 (фиг. 3). Отверстия 7 и 8 под болты выполнены ступенчатыми (фиг. 1) соответственно с нижней и верхней ласточками большего диаметра, в которых запрессованы концы штифтов. В центральном отверстии 13 каждого штифта расположен болт 6.
Диаметр центрального отверстия 13 штифта равен диаметру верхней расточки отверстия 7 неподвижной обоймы. Каждый штифт в сечении выполнен частично или полностью разрезанным с одной стороны вдоль его направляющей и представляет собой разомкнутое кольцо, образующее в сечении продольный паз 14, ось 15 которого расположена по касательной линии 16 к окружности 9. Линия 16 перпендикулярна радиусу 17 опорно-поворотного устройства. Верхняя часть каждого штифта может быть выполнена конической, причем длина конусной части 18 меньше половины длины штифта.
Между болтом и штифтом образован кольцевой зазор 19. Упругость и его твердость выбраны из условия того, что данный штифт своей разрезанной частью может работать как пружинящий элемент, причем данную функцию штифт выполняет одновременно с выполнением своей основной функции как элемента, работающего преимущественно на срез.
Во время сборки устройства штифты 12 запрессовывают неразрезанными их частями в отверстия 8 в шасси 4 таким образом, чтобы паз каждого штифта был установлен перпендикулярно по отношению к радиусу опорно-поворотного устройства и заканчивался ниже плоскости разъема шасси 4 и обоймы l. В случае установки конических штифтов необходимо, чтобы поверхность 20 штифта заканчивалась выше плоскости разьема шасси 4 и обоймы 1. Далее на штифты 12 надевают неподвижную обойму 1. Поскольку штифты выполнены разрезными полностью или более чем до половины и лишь только разрезанные конические части штифтов выступают над поверхностью шасси 4, то при насаживании, запрессовке и обжатии обоймы
1 технологические погрешности и несоосность отверстий 7 и 8 обоймы и шассы компенсируются верхними коническими разрезанными частями штифтов, которые в допус10 тимых пределах могут сжиматься за счет их упругости и наличия в них щелей. При обжатии неподвижной обоймы и затяжке болтов 6 обойма 1 и без зазоров устанавливается на штифтах 12, которые затем работают по описанному циклу. Выполнение в
15 штифтах продольных пазов позволяет плотно установить на штифтах обойму 1 при имеющихся технологических погрешностях и несоосности отверстий 7 и 8, расположенных по окружности.
Опорно-поворотное . устройство работает следующим образом.
При эксплуатации крана и передаче крутящего момента с поворотной платформы на шасси и обратно через неподвижную
25 обойму 1 на соединение действуют нагрузки изгиба болтов 6 и нагрузки среза болтов в плоскости разъема шасси 4 и неподвижной обоймы l. Поскольку между штифтами и болтами 6 образованы кольцевые зазоры, то упомянутые нагрузки оказывают
ЗО лишь влияние на штифты 12. Болты при этом разгружены от срезающих усилий и они работают как стягивающие элементы.
Нагрузка на каждый штифт передается с его боковых сторон в зависимости от направления вращения платформы либо через
З5 всю его поверхность, либо через поверхность 20 (фиг. 4). Так как паз ориентирован перпендикулярно радиусу опорноповоротного устройства по направлению действия силы, то в случае возникающих ра4р счетных нагрузок конструкция позволяет за счет упругости разрезанных частей каждого штифта распределить нагрузки на штифты более равномерно, что обеспечивает равномерную их загрузку.
Формула изобретения
Опорно-поворотное устройство грузоподьемной машины, содержащее круг, наружная подвижная обойма и внутренняя не5О подвижная обойма с зубчатым венцом которого жестко смонтированы посредством болтовых соединений соответственно на поворотной платформе и на шасси машины, и тела качения, размещенные между указанными обоймами, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, оно снабжено пружинными штифтами, выполненными в виде полых цилиндрических втулок с
1495276 фиг 3
Фиг. У
Составитель В. Преображенская
Редактор Н. Яцола Техред И. Верес Корректор О. Кравцова
Заказ 4189/20 Тираж 628 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент>, г. Ужгород, ул. Гагарина, 101 продольными пазами, а отверстия для болтовых соединений неподвижной обоймы с шас си машины выполнены по окружности по осям симметрии зубьев зубчатого венца неподвижной обоймы и ступенчатыми соответственно с нижней и верхней большего диаметра расточками, при этом пружинные штифты ориентированы своими продольными пазами по касательным к упомянутой окружности и запрессованы в расточки большего диаметра отверстий, а крепежные болты
5 соединений размещены в расточках отверстий меньшего диаметра и пружинных штифтов.
79