Мотор-колесо транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение осевых габаритов мотор-колеса. Последнее содержит устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты, неподвижная полумуфта 13 которой расположена на торце редуктора, а подвижная полумуфта 12 - на боковой поверхности шестерни редуктора. Кулачковая муфта удерживается в фиксированном положении пружиной 14. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
„„SU„„1497071 А 1 (51) 4 В 60 К 7 00
ВСЕСО
ПАТЕНТНЯ f
Б. 1&3 > И
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
19
ГОСУДАРСТ8ЕННЫЙ КОМИТЕТ
IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4295847/31-11 (22) 10.08.87 (46) 30.07.89. Бюл. № 28 (71) Белорусский политехнический институт и Производственное объединение «Минский тракторный завод им. В. И. Ленина» (72) А. Т. С койб еда, И. И. Ка ндрусев, А. С. Белькович, Л. М. Лукерчик, В. И. Особов, И. М. Комяк, М. Д. Кузьмин и О. И. Довнар (53) 629.113 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1230871, кл. В 60 К 7/00, 1986.
2 (54) МОТОР- КОЛЕСО ТРА НСПО Р ГНО ГО
СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения— упрощение конструкции и уменьшение осевых габаритов мотор-колеса. Последнее содержит устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде кулачковой муфты, неподвижная полумуфта 13 которой расположена на торце редуктора, а подвижная 12 — на боковой поверхности шестерни редуктора. Кулачковая муфта удерживается в фиксированном положении пружиной 14. 5 ил.
1497071
Формула изобретения
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в мотор-колесах транспортных средств.
Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение осевых габаритов мотор-колеса.
На фиг. 1 изображено мотор-колесо, общий вид; на фиг. 2 — устройство для устранения кинематической связи гидромотора и ведущего колеса во включенном состоянии; на фиг. 3 — то же, в промежуточном положении; на фиг. 4 — то же, в выключенном состоянии; на фиг. 5 — сечение А — А на фиг. 4.
Мотор-колесо транспортного средства содержит гидромотор 1, закрепленный на неподвижной опоре 2, соединенный с планетарным бортовым редуктором 3, на котором крепят ведущее колесо 4 транспортного средства. В редукторе 3 выполнено устройство 5 для устранения кинематической связи гидромотора 1 и ведущего колеса 4.
Ведущий вал 6 бортового редуктора 3 соединен с ведущей солнечной шестерней 7, входящей в зацепление с ведомыми сателлитами 8 посредством устройства 5 для устранения кинематической связи, которое содержит соосно расположенный с валом 6 поворотный валик 9 с радиальными выступами 10 для взаимодействия с пазами 11, выполненными на торцах кулачков подвижной полумуфты 12. Лолумуфта 12 своими кулачками взаимодействует с ответными кулачками полумуфты 13, выполненной на торце вала 6. В замкнутом положении кулачковую муфту удерживают с помощью пружины 14, которая взаимодействует с шестерней 7 и опорой 15 поворотного валика 9.
Поворотный валик 9 подпружинен относительно вала 6 пружиной 16, взаимодействует с валом 6 через антифрикционную прокладку 17 и зафиксирован в нем ограничительным кольцом 18. В редукторе 3 устройство 5 совместно с валом 6 удерживается от осевых перемещений с помощью упора 19 и подшипника 20, расположенного между крышкой редуктора 21 и поворотным валиком 9. В крышке редуктора 21 соосно с поворотным валиком 9 выполнена пробка 22 с углублением 23 под ключ, соответствующим углублению 24, выполненному в поворотном валике 9.
Мотор-колесо работает следующим образом.
Крутящий момент и вращение от гидромотора 1 передается через ведущий вал 6, неподвижную кулачковую полумуфту 13, подвижную полумуфту 12, выполненную на ведущей солнечной шестерне 7, ведомые сателлиты 8 и далее через бортовой редуктор 3 на ведущее колесо 4.
Для облегчения буксирования транспортного средства с неисправленным двигателем или объемным гидроприводом ходовой сис темы необходимо устранить кинематическую связь гидромотора 1 с ведущим колесом 4.
Для этого ключом транспортного средства удаляют пробку 22. Размещая ключ в углублении 24, сжимают пружины 14 и 16 и перемещают поворотный валик 9 в осевом направлении до упора выступов 10 в ведущий вал 6. При этом выступы 10 выходят извпадин подвижной полумуфты 12 и обеспечивают свободный поворот валика 9, например, по часовой стрелке. После поворота выступы 10 взаимодействуют с упорами пазов 11 и становятся напротив торцов кулачков полумуфты 12. При удалении ключа из углубления 24 пружина 14, разжимаясь, фиксирует выступы 10 в фигурных пазах 11 на торцах кулачков и удерживает валик 9 от самопроизвольного проворачивания относительно полумуфты 12.
Пружина 16 придает валику 9 обратное осевое перемещение совместно с подвижной полумуфтой 12 и размыкает кулачковую муфту. Усилие пружины 16 больше суммарных сил трения на боковых поверхностях шестерен 7 и сателлитов 8, что обеспечивает полное размыкание кулачковой муфты, предотвращая поломку кулачков при буксировании транспортного средства.
После устранения неисправности выступы 10 с помощью ключа выводят из зацепления с фигурными пазами 11, нагружая пружины 14 и 16, перемещая в осевом направлении и поворачивая валик 9 против часовой стрелки до совпадения выступов 10 с впадинами кулачковой полумуфты 12. После снятия нагрузки пружина 16 фиксирует выступы валика 9 во впадинах полумуфты 12, а пружина 14 перемещает упомянутую полумуфту и замыкает кулачковую муфту, исключая при этом неполное зацепление кулачков.
В случае несовпадения кулачков подвижной полумуфты 12 с впадинами полумуфты 13 при возвращении подвижной полумуфты в исходное положение после приложения крутящего момента к валу 6 происходит поворот полумуфты 13 относительно полумуфты 12.
При этом достигается совпадение кулачков и впадин соответственно, а пружина 14 обеспечивает полное зацепление кулачковой муфты.
Таким образом, использование кулачковой муфты обеспечивает уменьшение осевых габаритов и надежную работу моторколеса.
Мотор-колесо тр а нспортного средства, содержащее гидромотор, планетарный бортовой редуктор с закрепленным на нем ведущим колесом и устройство для разрыва
1497071
Фиг. 7 кинематической связи гидромотора и ведущего колеса, выполненное в виде муфты с подвижной и неподвижной в осевом направлении полумуфтами, отличающееся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения осевых габаритов мотор-колеса, устройство для разрыва кинематической связи гидромотора и ведущего колеса выполнено в виде кулачковой муфты, неподвижная полумуфта которой расположена на торце вала редуктора, а подвижная — на боковой поверхности шестерни редуктора, удерживаемой в фиксированном включенном или выключенном положении пружиной, опертой на опору поворотного валика, который расположен соосно валу редуктора и подпружинен относительно него с возможностью вращения и осевого перемещения с подвижной полумуфтой на величину не менее, чем высота кулачков муфты, и имеет на своей боковой поверхности радиальные выступы, расположенные между рядами кулачков для взаимодействия с впадинами подвижной полумуфты или с пазами на торцах ее кулачков.
1497071
А — А (поирнуа7п)
11 фиг. 5
Фгг. 4
Составитель С. Белоусько
Редактор Т. Па рфенова Техред И. Верес Корректор M. Шароши
За каз 4388!22 Ти раж 528 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101