Электрическая машина с воздушным охлаждением
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению и касается охлаждения электрических машин с разомкнутым циклом вентиляции. Цель изобретения - уменьшение расхода воздуха и выравнивание температуры по длине. Электрическая машина имеет корпус 1, в котором размещен статор 2 с обмоткой 3, имеющей лобовые части 4 и 5. Статор 2 снабжен аксиальными каналами 6 для охлаждающего воздуха, ротор 7 имеет аксиальные каналы между полюсами 8 обмотки. В корпусе 1 имеются входные отверстия 9 на входном патрубке 10 и выходные отверстия 11. Входные и выходные отверстия разделены перегородкой 12. При последовательной продувке каналов ротора с воздушным зазором и каналов статора достигается уменьшение потерь давления на входе в электрическую машину и выходе из нее в результате снижения расхода воздуха. При этом снижение затрат мощности на продувку воздуха через машину составляет около 20%. Кроме того, снижение количества воздуха, проходящего через машину, уменьшает количество пыли, вносимой в машину, что повышает срок службы изоляции и надежность электрической машины. 6 ил.
СОЮЗ COBEÒCHÈÕ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)4 Н 02 К 9/02
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
У г В // /1Вкад&Вуха
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
1 (21) 3826995/24-07 (22) 17. 12 ° 84 (46) 15. 09.89. Бюл. № 34 (71) Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологи-. ческий институт тяжелого электромашиностроения Харьковского завода
"Электротяжмаш" им.В.И.Ленина (72) Г.И.Курочкин, В.Е.Верхогляд, Э.Г.Евзикова и Ю.Б.Пронько (53) 621.313.713 (088.8) (56) Патент Великобритании
Ф 891072, кл. 35 А, 1958.
Патент США № 2545855, . кл . 310-58, 1954.
ÄÄSUÄÄ 3508313 А1
2 (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ВОЗДУШHbIt1 ОХЛАЖДЕНИЕМ (57) Изобретение относится к электромашиностроению и касается охлаждения электрических машин с разомкнутым циклом вентиляции. Цель изобретения— уменьшение расхода воздуха и выравнивание температуры по длине. Электрическая. машина имеет корпус 1, в котором размещен статор 2 с обмоткой 3, имеющей лобовые части 4 и 5. Статор
2 снабжен аксиальными каналами 6 для охлажцающего воздуха, ротор 7 имеет аксиальные каналы между полюсами 8
1508313 обмотки. В корпусе 1 имеются входные отверстия 9 на входном патрубке 10 и выходные отверстия 11. Входные и выходные отверстия разделены перегород5 кой 12. При последовательной продувке каналов ротора с воздушным зазором и каналов статора достигается уменьшение потерь давления на входе в электрическую машину и выходе из нее в 10
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к охлажде- 15 нию электрических машин с разомкнутым циклом вентиляции.
Цель изобретения — уменьшение расхода воздуха и выравнивание температуры по длине ° 20
На фиг.1 изображена предлагаемая электрическая машина, продольный разрез; на фиг.2 — то же, вид со стороны входа-выхода воздуха; на фиг.3 — конструкция кольцевой перегородки в ком- 25 пановке с входным патрубком; на фиг.4вариант конструкции перегородки; на фиг.5 — вариант выполнения электрической машины с ребрами между корпусом и статором; на фиг.6 — попе- 30 речный разрез А-А на фиг.5.
Электрическая машина содержит корпус 1, в котором размещен статор 2 с обмоткой 3, имеющей лобовые части 4 и 5. Статор 2 снабжен аксиальными ка- 35 налами 6 для охлаждающего воздуха.
Ротор 7 имеет аксиальные каналы между полюсами 8 обмотки.
Корпус 1 снабжен входными отверстиями 9 на входном патрубке 10 и вы- 40 ходными отверстиями 11. Входные и выходные отверстия разделены перегородкой 12, состоящей из нескольких частей, скрепленных между собой болтами по отбортовкам 13, и установленной 45 на кольцах 14, предназначенных для крепления лобовых частей 4 обмотки
3 статора 2.
Канал между нажимными пальцами 15 сердечника статора 2 перекрыт козырь- 50 ками 16 выштампованными в крайнем листе середечника статора.
Между корпусом и статором могут быть выполнены каналы 17, образованные совместно корпусом и сердечником статора дополнительными ребрами 18.
Лобовые части 4 могут быть расположены как в зоне входа (фиг,.1 и фиг.3), так и в зоне выхода воздуха (фпг.4). результате снижения расхода воздуха.
При этом снижение затрат мощности на продувку воздуха через машину составляет около 20Х. Кроме того, снижение количества воздуха, проходящего через машину, уменьшает количество пыли, вносимой в машину, что повышает срок службы изоляции и надежность электрической машины. 6 ил.
Электрическая машина работает следующим образом.
Охлаждающий поток воздуха от напорного устройства поступает через отверстия 9 входного патрубка 10 и растекается в полости патрубка, омывая лобовые части 4 обмотки 3.. Далее воздушный поток входит в межполюсные аксиальные каналы ротора 7 и в воздушный зазор между ротором и статором и, продувая лобовые части 5, входит одновременно во все аксиальные каналы 6 и межреберные каналы 17, а затем через выходные отверстия 11 поступает в отводящую сеть.
В каналы статора воздух поступает подогретым теплом, полученным в межполюсных каналах ротора, зазора и при обтекании лобовых частей обмотки статора, однако, средняя температура воздуха двух потоков охлаждающих статор — через каналы ротора с зазором и через каналы статора — остается практически постоянной по всей длине статора, как в верхней, так и в нижней части, что уменьшает расход воздуха через электрическую машину при сохранении максимума температуры.
При последовательной продувке каналов ротора с воздушным зазором и каналов статора .достигается уменьшение потерь давления на входе в электрическую машину и выходе из нее в результате уменьшения расхода воздуха. При этом уменьшение затрат мощ,ности на продувку воздуха через машину составляет около 20Х. Кроме того, уменьшение количества воздуха, проходящего через электрическую машину, уменьшает количество пыли, вносимой в машину и оседающей на активных частях, что повышает срок службы изоляции и надежность электрической машины.
1508313
Юяод баюдука
l l l ll l
>aMoI бюфпг
Фие. г
f1 72 9
2 15 1
76
Рие.З
Формула и з о б р е т е н и я
Электрическая машина с воздушным охлаждением с разомкнутой вентиляцией, содержащая корпус с входным и
5 выходным отверстиями, выполненными на одном из его торцов, статор и ротор с аксиальными каналами, о т л ич а ю щ а я с я тем, что, с целью уменьшения расхода воздуха и выравнивания температуры по длине, в корпусе со стороны входных отверстий установлена перегородка, отделяющая аксиальные каналы статора от аксиальных каналов ротора с обеспечением последовательной их продувки одним потоком воздуха.
1508313
Фиг. Ф
Фиг. 6
Составитель А.Воинов
Техред N.Ходанич Корректор В.Гирняк
Реда;;тор А,Ревин
Заказ 5548/55 Тираж 647 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета IIO изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S
Производственно-издательский комбинат "Патент",, r. Ужгород, ул. Гагарина, 101