Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к механизмам отбора мощности транспортных средств, в частности к двухскоростным валам отбора мощности тракторов. Цель изобретения - повышение надежности. Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности (ВОМ) содержит ведущий 1 и полый, оснащенный внутренними шлицами 15 с упорным торцом 14 ведомый вал 2, установленные в корпусе 3 трансмиссии трактора с размещенными на них шестернями постоянного зацепления 4,5,6 и 7, зубчатую муфту 13 переключения скоростных режимов с продольными пазами 30 и 31, выполненными на ее внутренней поверхности, механизм блокировки, содержащий размещенные в поперечных отверстиях 26 и 27 фиксирующие пальцы 28 и 29 и переставной комбинированный хвостовик 16, оснащенный по концам 20 и 21 шлицами 22 и 23 с поперечными канавками 24 и 25 и приводными шлицами 17 в средней части с упорными торцами 18 и 19. Новым в механизме является то, что фиксирующие пальцы 28 и 29 установлены на расстояниях от упорного торца 14 шлицев 15 ведомого вала 2, равных расстояниям от упорных торцов 18 и 19 приводных шлицев 17 до осей канавок 24 и 25 переставного комбинированного хвостовика 16. Внутренняя поверхность зубчатой муфты 13 оснащена продольными пазами 30 и 31, выполненными диаметрально противоположно со стороны каждого торца, выступы приводных шлицев 17 переставного комбинированного хвостовика 16 и выступы шлицев 22 и 23 его концов 20 и 21 размещены на одной оси. 5 ил.
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИК,(5D 4 В 60 К 17/28
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ASTOPGKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
27
О
22
21
30 2821 > Ри 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4385304/27-11 (22) 29.02.88 (46) 30.09.89. Бюл. У 36 (75} С.А.Беганский, И.P.Вафик, А.В.Дементьев, М.С.Парфентьева и А.С.Парфентьев (53) 629.113(088.8) (56) Патент США М 4287778, кл. 74-15,4,1979. (54) МЕХАНИЗМ ДВУХСКОРОСТНОГО ПРИВОДА ВАЛА ОТБОРА МОЩНОСТИ ТРАКТОРА. „„SU„„1511160 А "
2 (57) Изобретение относится к механизмам отбора мощности транспортных средств, в, частности к двухскоростным валам отбора мощности тракторов.
Цель изобретения — повьппение надем-ности. Механизм двухскоростного при-,. вода вала отбора мощности (ВОМ) содержит ведущий 1 и полый оснащенный внутренними шлицами 15 с упорным торцом 14 ведомый 2 валы, установлен ные в корпусе 3 трансмиссии трактоf
3 1511 ра с размещенными на них шестернями ! постоянного зацепления 4,5,6 и 7, зубчатую муфту 13 переключения ско- ростных режимов с продольными пазами 30 и 31 выполненными на ее внутренней поверхности, механизм блокировки, содержащий размещенные в по- < перечных отверстиях 26 и 27 фиксирующие пальцы 28 и 29 и переставной комбинированный хвостовик 16, оснащенный по концам 20 и 21 шлицами 22 и 23 с поперечными канавками 24 и 25 и приводными шлицами 17 в средней части с упорными торцами 18 и 19.
Новым в механизме является то, что
10 канавок 24 и 25 переставного комбинированного хвостовика 16. Внутренняя поверхность зубчатой муфты 13 оснащена продольными пазами 30 и
31, выполненными диаметрально противоположно со стороны каждого торца, выступы приводных шлицев 17 переставного комбинированного хвостовика 16 и выступы шлицев 22 и 23 его концов
20. и 21 размещены на одной оси. 5 ил, 160 4 фиксирующие пальцы 28 и 29 установлены на расстояниях от упорного торца 14 шлицев 15 ведомого вала 2, равных расстояниям от упорных торцов
18 и 19 приводных шлицев 17 до осей
Изобретение относится к валам от бора мощности транспортных средств, а именно к механизмам двухскоростных приводов валов отбора мощности, на25 пример, сельскохозяйственных трактор ов.
Цель изобретения — повьппение надежности.
На фиг. 1 показан механизм двух- скоростного привода вала отбора мощ, ности (ВОМ), общий вид, при наладке на I-й скоростной режим (скорость вращения 540 об/мин); на фиг. 2— то же, при наладке íà II-й скоростной режим (скорость вращения 35
1000 об/мин); на фиг. 3 — разрез
А-А на фиг. 2; на фиг. 4 — вид Б (на наружный конец ведомого вала) на фиг. 2 (переставной комбинированный хвостовик снят); на фиг. 5 — перес- . 40 тавной комбинированный хвостовик.
Механизм содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на подшипниках в корпусе 3 трансмиссии.
На валах 1 и 2 размещены шестерни 45
4 — 7, находящиеся попадно друг с другом в постоянном зацеплении.
Шестерни 6 и,7 установлены на ведомом валу 2 на подшипниках 8 и 9 скольжения и оснащены зубчатыми венцами 10 и 11. Ведомый вал 2 выполнен полым и оснащен наружным зубчатым венцом 12, с помощью которого он посредством зубчатой муфты 13 соединяется в зависимости от необходимого числа оборотов ВОМ с зубчатыми венцами 10 и 11 шестерен 6
1 и 7. На внутренней поверхности ведомого вала 2 со стороны его наружного конца выполнены упорный торец
14 и приводные шлицы 15, посредством которых ведомый вал 2 соединяется с переставным комбинированным хвостовиком 16, оснащенным в его средней части приводными шлицами 17 с упорными торцами 18 и 19.
Профиль шлицев 15 ведомого вала
2 соответствует тЯзофилю шлицев 17 хвостовика 16. Концы 20 и 21 переставного комбинированного хвостовика 16 выполнены равной длины, считая от упорных торцев 18 и 19, оснащены шлицами 22 и 23 разного профиля и предназначены для соединения с сельскохозяйственными машинами, требующими для их привода разных чисел оборотов ВОМ (540 и 1000 об/мин), в соответствии с ГОСТ 3480-76
В соответствии с указанным ГОСТ концы 20 и 21 переставного комбинированного хвостовика 16 оснащены поперечными канавками 24 и 25, предназначенными для болтов, фиксирующих на указанных концах хвостовика карданные валы сельскохозяйственных машин, агрегатируемых с трактором. Поперечные канавки 24 и 25 расположены
Гна разных расстояниях от упорных торцов 18 и 1-9.
В соответствии с ГОСТ 3480-76 ка-.. навка на хвостовике со скоростью вращения 540 об/мин расположена на расстоянии 40 мм от конца хвостовика, а канавка на хвостовике со скоростью вращения 1000 об/мнн расположена на расстоянии 25 мм от конца хвостовика, и поскольку длины концов хвостовиков, считая от упорных
5 !5 торцов приводных шлицев 17, равны, то поперечные канавки располагаются на разных расстояниях от указанных торцов. В ведомом валу 2 на расстоя-. ниях от упорного торца )4, равных расстояниям от упорных торцов 18 и
l9 до осей поперечных канавок 24 и
25 хвостовика 16, выполнены два диаметрально противоположных отверстия
26 и 27, в которых размещены подвижные фиксирующие пальцы 28 и 29, обеспечивающие совместно с продольными пазами 30 и 31, выполненными на внутренней поверхности зубчатой муфты 13, фиксацию зубчатой муфты в положении, соответствующем выбранному числу оборотов хвостовика ВОМ.
Продольные пазы 30 и 31 размещены на внутренней поверхности зубчатой муфты 13 диаметрально противоположно со стороны ее каждого торца.
Хвостовик 16 зафиксирован внутри ведомого вала 2 посредством разрезного стопорного пружинного кольца 32 °
Для того, чтобы внутренние концы фиксирующих пальцев 28 и 29 всегда располагались против выступов шлицев 22 и 23 концов 20 и 21 переставного комбинированного хвостовика 16, выступы приводных шлицев !7 переставного комбинированного хвостовика
l6 и выступы шлицев 22 и 23 его концов 20 и 21 размещены на одной продольной оси, а оси фиксирующих пальцев 28 и 29 совмещены с осями впадин приводных шлицев 15 ведомого вала 2.
Указанные впадины шлицев 15, оси котбрых совмещены с осями фиксирующих пальцев 28 и 29, для удобства переналадки ВОМ с одного скоростного режима на другой отмечены рисками 33, раз" мещенными на торце наружного конца ведомого вала 2: одна риска - для
I-ro скоростного. режима, две риски— для II-ro скоростного режима.
Механизм двухскоростного привода
ВОМ работает следующим образом.
При работе ВОМ Hà I-м скоростном режиме — обороты хвостовика равны
540 об/мин (фиг. 1), переставной комбинированный хвостовик 16 концом
20 вставляется внутрь полого ведомого вала 2 до соприкосновения упорных торцов 14 и 18 вала и хвостовика соответственно. При этом конец 20 хвостовика 16 перемещает фиксирующий палец 29 в отверстии 27, вводя его в продольный паз 31 зубчатой!!!60 6 муфты 13, в результате чего послед-,. няя не может быть введена в зацепление с зубчатым венцом 10 шестерни 6.
В результате исключается воэможность передачи мощности от двигателя через ведущий вал 1 и шестерни 4 и 6 ведомому валу 2, а следовательно, хвостовику 16. Поскольку фиксирующий
1О палец 28 своим внутренним концом утопает в поперечной канавке 24, зубча- тая муфта вводится в зацепление с зубчатым венцом 11 шестерни 7 (фиг. 1), обеспечивая возможность
l5 пефйдачи мощности от двигателя через ведущий вал 1, шестерни 5 и 7, зубчатые венцы 11 и 12 и зубчатую муфту 13 ведомому валу 2, а следовательно, хвостовику 16 и далее приводнмо20 му в действие механизму или машине.
При необходимости перевода ВОМ на
II-й скоростной режим — обороты хвостовика равны 1000 об/мин (фиг. 2), проводят следующие операции по пере25 наладке. Зубчатую муфту 13 выводят из зацепления с зубчатым венцом ll ,шестерни 7 в нейтральное положение. !
Затем, демонтировав стопорное пружинное кольцо 32, вынимают перестав3Q ной комбинированный хвостовик 16 иэ, полого ведомого вала 2 и, повернув его на 180 и совместив при этом соосные выступы приводных шлицев 17 хвостовика 16 с впадинами приводных
35 шлицев 15 ведомого вала 2, отмеченными рисками 33, вставляют внутрь этого вала концом 21 до соприкосновения упорных торцов 14 и 19 вала и хвостовика соответственно, застопорив хвостовик пружинным кольцом 32 °
При этом конец 21 хвостовика 16 пере. мещает йнксирующий палец 28 в отверстии 26, вводч его в продольный паз 30 зубчатой муфты 13, в результате чего последняя уже не может быть введена в зацепление с зубчатым венцом
11 шестерни 7, но получает воэможность быть введенной в зацепление с зубчатым венцом 10 шестерни 6 вследствие того, что фиксирующий палец 29 утопает в поперечной канавке 25 конца 21 хвостовика 16. Вводя зубчатую муфту
13 в зацепление с зубчатым венцом
10 шестерни 6, обеспечивают возможность передачи мощности от двигателя через ведущий вал 1 шестерни 4 и 6, зубчатые венцы 10 и 12 и зубчатую муфту 13 ведомому валу 2, а следовательно, хвостовику 16 и далее при-
> 51 l 160 водимому в действие механизму или машине.
Формула изобретения .Механизм двухскоростного привода вала отбора мощности трактора, содержащий установленный в корпусе ведущий и снабженный внутренними шпица. ми ведомый валы с установленными на них двумя парами шестерен постоянного зацепления, механизм переключения
-скоростных режимов, переставной комбинированный хвостовик, оснащенный по концам шлицами с поперечной канавкой для взаимодействия при перестановке своими концами с элементами механизма переключения и приводными шлицами в средней части, о т л и— ч а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен зубчатой муфтой переключения скоростных режимов с продольными пазами на внутренней поверхности, выполненными диаметрально противоподожно со стороны каждого ее торца, и подвижными фиксирующими пальцами, установленными в поперечных отверстиях ведомого вала на расстояниях, равных расстояниям от упорных торцов приводных шлицев до осей канавок переставного комбинированного хвостовика, и
15 выполненными с возможностью расположения одного из них на выступе шлица при расположении другого в канавке этого же конца переставного хвостовика.
151! 160
A-A
Вид б
151 1160
22
2З
Составитель Н. Николаева
Техред А.Кравчук Корректор Н. Король
Редактор А. Огар
Заказ 5851/22 Тираж 528
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Умгород, ул. Гагарина, 101